МААМ-картинки

Конспект НОД по шахматам «Ходы фигур и их особенности. Связка»

Надежда Погодина
Конспект НОД по шахматам «Ходы фигур и их особенности. Связка»
▼ Скачать + Заказать документы

План – конспект занятия

Детское объединение: «Юный шахматист»

Группа № 1, год обучения 2

Дата проведения: 15.03.2021 г.

Тема занятия:

«Ходы фигур и их особенности. Ограничение подвижности.».

Цель занятия:

Изучаем понятия «связка», «связывающая фигура», «связанная фигура», «прикрываемая фигура». Рассматриваем варианты связки ладьей, слоном и ферзём. Выигрыш связанной фигуры. Выигрыш фигуры с помощью связки.

Задачи:

1. Обучающие:

Публикация «Конспект НОД по шахматам „Ходы фигур и их особенности, Связка“» размещена в разделах

- Изучаем понятия «связка», «связывающая фигура», «связанная фигура», «прикрываемая фигура».

- Рассматриваем варианты связки ладьей, слоном и ферзём.

- Разыграть выигрыш связанной фигуры и выигрыш фигуры с помощью связки.

2. Развивающие:

- Развивать коммуникативные умения;

- Способствовать развитию логического мышления.

3. Воспитательные:

- Повышать мотивацию учащихся к изобретательству;

- Учить проявлять уважение к сопернику;

- Создать условия для формирования работы в паре.

Материалы, оборудование, инструменты к занятию:

наборы шахмат, проектор, экран, ноутбук, демонстрационная шахматная доска, листы с практическими заданиями, ручки, карандаши.

План занятия / Время

1. Самоопределение к деятельности.

- Организационный момент

- Объявление темы

- Постановка проблемы 10 минут

2. Учебно–познавательная деятельность 10 минут

3 Практические задания. 15 минут

5. Рефлексивная деятельность. Подведение итогов. 5 минут

Ход урока

Пункт плана № 1. Самоопределение к деятельности.

Орг. этап Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами изучим и научимся использовать такой тактический приём как «связка».

Пункт плана № 2. Учебно-познавательная деятельность

Изучение нового материала. Кто из вас помнит, что такое тактический приём?

Тактический приём «Связка» игрок применяет также для выигрыша фигуры. Связку могут создать только дальнобойные фигуры: ладья, слон и ферзь.

Связка — это нападение дальнобойной фигуры на фигуру или пешку соперника, которая не может уйти с поля, потому что прикрывает собой более

ценную фигуру, короля или важное поле.

В связке участвуют три фигуры:

••связывающая — нападающая фигура или пешка;

••связанная — это фигура или пешка, которая не может уйти из-под удара, потому что защищает более ценную фигуру или короля;

••прикрываемая — защищаемая фигура. Тактический приём – это серия продуманных ходов, с помощью которых удаётся выиграть у соперника фигуру или пешку. Презентация.

Давайте рассмотрим примеры связки ладьёй. Назовите связывающую фигуру, связанную и прикрываемую.

Дети по очереди выходят к демонстрационной шахматной доске и показывают все названные фигуры.

На данных диаграммах найдите связку. Какие фигуры или пешки в ней участвуют? Назовите связывающую фигуру, связанную и прикрываемую. Дети по очереди выходят к демонстрационной шахматной доске и показывают названные фигуры.

Теперь создайте связку белой ладьёй. Назовите фигуру или пешку, которую выиграют белые. Назовите связывающую фигуру, связанную и прикрываемую. Дети по очереди выходят к демонстрационной шахматной доске и показывают названные фигуры.

Рассмотрим примеры связки слоном. Слон — дальнобойная фигура, которая может создавать связки по своим диагоналям.

На данных диаграммах найдите связку. Какие фигуры или пешки в ней участвуют? Назовите связывающую фигуру, связанную и прикрываемую. Дети по очереди выходят к демонстрационной шахматной доске и показывают все названные фигуры.

Теперь создайте связку белым слоном. Назовите фигуру или пешку, которую выиграют белые. Назовите связывающую фигуру, связанную и прикрываемую. Дети по очереди выходят к демонстрационной шахматной доске и показывают названные фигуры.

Рассмотрим примеры связки ферзём. Ферзь — самая сильная шахматная фигура, которая ходит и как ладья, и как слон. Поэтому у ферзя за время партии возникает больше возможностей создать связку, чем у других фигур.

На данных диаграммах найдите связку. Какие фигуры или пешки в ней участвуют? Назовите связывающую фигуру, связанную и прикрываемую. Дети отвечают на вопрос.

Выиграть связанную фигуру не всегда удаётся с первого раза, потому что часто её защищает другая фигура. В этом случае необходимо создать дополнительное нападение на связанную фигуру. Лучше всего пешкой. Рассмотрим примеры.

Найди связку. Назови связывающую фигуру, связанную и прикрываемую. Поставь белую пешку на диаграмму так, чтобы она создала дополнительное нападение на связанную фигуру. Дети по очереди работают с демонстрационной шахматной доской.

Найди связку. Назови связывающую фигуру, связанную и прикрываемую. Создай белой пешкой дополнительное нападение на связанную фигуру.

Найди связку. Назови связывающую фигуру, связанную и прикрываемую. Создай белой фигурой дополнительное нападение на связанную чёрную фигуру.

Если на доске есть связка, нужно внимательно посмотреть, какую ещё фигуру, кроме прикрываемой, защищает связанная фигура. Запомни: связанная фигура —

плохой защитник! Чтобы выиграть фигуру противника с помощью связки, нужно:

••найти связку;

••найти фигуру или пешку, которую защищает связанная фигура (помимо прикрываемой);

••съесть эту фигуру или пешку.

Рассмотрим примеры выигрыша фигуры с помощью связки.

Найди связку. Назови связанную фигуру. Съешь защищаемую фигуру. Дети по очереди работают с демонстрационной шахматной доской.

Найди связку. Назови фигуру, которую защищает связанная. Выиграй у чёрных ценную фигуру с помощью связки.

Дети по очереди работают с демонстрационной шахматной доской.

А теперь попробуйте выиграть с помощью связки ценную фигуру у белых.

Пункт плана № 3. Рефлексивная деятельность. Подведение итогов занятия.

Итоговый этап Давайте повторим, что мы сегодня повторили и изучили нового:

1. Какие фигуры считаются дальнобойными?

2. Что такое тактический приём?

3. Что такое «связка»?

4. Как называются фигуры, участвующие в связке?

5. Какая фигура называется «связывающая»?

6. Какая фигура называется «связанная»?

7. Какая фигура называется «прикрываемая»? Дети отвечают на вопросы:

Ладья, слон и ферзь.

Тактический приём – это серия продуманных ходов, с помощью которых удаётся выиграть у соперника фигуру или пешку.

Связка — это нападение дальнобойной фигуры на фигуру или пешку соперника, которая не может уйти с поля, потому что прикрывает собой более ценную фигуру, короля или важное поле.

Связывающая, связанная, прикрываемая.

Связывающая — нападающая фигура или пешка.

Связанная — это фигура или пешка, которая не может уйти из-под удара, потому что защищает более ценную фигуру или короля.

Прикрываемая - защищаемая фигура.

Молодцы! Хорошо все поработали. Сейчас сыграем по одной партии в шахматы для закрепления материала. Во время игры покажете мне связки, которые обнаружите на шахматной доске.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с прямоугольником и семья геометрических фигур»Конспект занятия «Знакомство с прямоугольником и семья геометрических фигур» Цель: познакомить с прямоугольником и его свойствами, закреплять умение распознавать геометрические фигуры; навыки счёта в пределах 5, умение.

Дидактические игры по шахматамДидактические игры по шахматам Дидактическая игра: «Шахматные часы» Возраст: для детей от 6 до7лет. Цель: развитие памяти, формирование умения называть наклеенные на циферблате.

Конспект НОД «Коврик из геометрических фигур» с использованием интерактивной доскиКонспект НОД «Коврик из геометрических фигур» с использованием интерактивной доски Конспект НОД по аппликации из бумаги «Коврик из геометрических фигур» для детей средней группы с использованием интерактивного оборудования. Цель.

Конспект ООД по ФЭМП «Путешествие в страну геометрических фигур» для детей 3–4 лет Цель: создавать условия для реализации образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП, ориентированному на формирование.

Конспект ООД «Ракета для космонавта». Аппликация из геометрических фигур.Конспект ООД «Ракета для космонавта». Аппликация из геометрических фигур. Конспект организованной образовательной деятельности «Ракета для космонавта» (аппликация из геометрических фигур) (старшая группа). Задачи:.

Конспект занятия «Связная речь дошкольников и ее особенности» Связная речь дошкольников и ее особенности Каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно.

Папка-передвижка по шахматамПапка-передвижка по шахматам Добрый вечер! Представляю вашему вниманию папку-передвижку по шахматам. Шахматы-это мощный заряд гармоничного развития интеллекта ребенка.

Проект по шахматам в ДООПроект по шахматам в ДОО «Черно – белая шахматная страна, интересно, какая она»? «В воспитании культуры мышления большое место отводится шахматам. Игра в шахматы.

Фотоотчет Районный турнир по шахматам «Маленький шахматист»Фотоотчет Районный турнир по шахматам «Маленький шахматист» Районный турнир по шахматам "Маленький шахматист" ФотоотчетАнтонина Владимировна 13 ноября 2019 года на базе МАДОУ «Детский сад № 14» г.

Занятие по повторению геометрических фигур «Жители города фигур»Занятие по повторению геометрических фигур «Жители города фигур» Цель: создать условия для повторения основных геометрических фигур 1. Организационный момент. Воспитатель КИК: А вы любите путешествовать?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по шахматам «Ходы фигур и их особенности. Связка»
Опубликовано: 21 мая 2021 в 07:37
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по шахматам «Ходы фигур и их особенности. Связка»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Погодина (УИ 1693504) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД