Елена Мусягина
Характеристика методик
▼ Скачать + Заказать документы
Идея обучения детей грамоте в детском саду возникла давно. Академией педагогических наук СССР проводилась большая исследовательская работа по обучению детей 6 лет, психологами и педагогами — экспериментальная работа по обучению грамоте. На основе исследований таких ученых, как Л. С. Выготский, Л. И. Божович, А. П. Усова, методистов дошкольного воспитания Е. И. Тихеевой и Ю. И. Фаусек, был сделан вывод: в детском саду обучать грамоте вполне можно. В 1956—1959 гг. известный советский методист А. И. Воскресенская провела большую экспериментальную работу, на основании которой разработала методические указания к занятиям по обучению грамоте в детском саду.
Публикация «Характеристика методик» размещена в разделах
Ребенок начинает пользоваться родным языком с сотрудниками раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается из слов, усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
Обучение грамоте осуществляется в теснейшей связи с работой по развитию речи, уяснению детьми смысла слова и его звукослоговой структуры.
Современные исследования показывают, что дети любят учиться. Американский ученый Глен Доуман — руководитель Филадельфийского института ускоренного развития ребенка — считает (доказано практикой, что дети больше всего любят учиться, «даже больше, чем есть конфеты», но учение — это игра, которую нужно прекращать, прежде чем ребенок устанет. Главное, чтобы ребенок был «недокормлен» и вставал из-за «стола знаний» с ощущением постоянного «голода», чтобы ему все время хотелось «еще».
В своем исследовательском центре Доуман в конце 40-х гг. XX в. совершенствовал методы лечения детей, страдающих нарушениями мозговой деятельности. Проводя свои исследования в институте ускоренного развития ребенка, он научили читать детей, иногда с разрушенным мозгом до половины, в 4 года.
Так почему же дети со здоровым мозгом иногда с большим трудом начинают читать только в 6 лет? Это мысль не покидала Доумана, пока он не разработал методику обучения чтению детей с грудного возраста. И лучшие учителя для детей — это родители.
В 1993 г. выходит книга С. Лупан «Поверь в свое дитя» об обучении детей чтению с раннего возраста. Автор не слепо копирует методики американского ученого, она творчески относится к его рекомендациям, старается добиться успеха там, где ее постигла неудача. Основная мысль автора: дети требуют не внимания-опеки, а внимания-интереса, который им могут дать только родители. Для малышей они самые лучшие педагоги.
Сейчас существует множество методик обучения детей грамоте, но есть главный критерий отбора: не навреди здоровью ребенка и не отбей интереса к чтению.
В настоящее время обучение грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. В его основе лежит изучение звуков живой речи; метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений — на слова, слов — на слоги, слогов — на звуки (анализ, наряду с чем осуществляется соединение звуков в слоги, слогов в слова и т. д. (синтез).
В прошлом процесс обучения грамоте был длительным и механическим. Наиболее древними методами являются синтетические — буквослагательный и слоговой.
Буквослагательный метод пришел к нам из Древней Греции и Римской империи и стал известен на Руси с возникновением письменности. Обучение грамоте по этому методу обычно продолжалось около 2 лет. Сначала детей заставляли заучивать названия букв, каждая буква имела свое название: а — аз, б — буки, в — веди, г — глагол, д — добро, м — мыслете и т. д.
Затем переходили к складыванию слогов и их заучиванию в 2-4 буквы. Слоги заучивали так: сначала называли буквы: мыслете — аз, потом слог ма или буки — аз, получался слог ба.
Дальше шли упражнения в чтении слов по складам с названием букв каждого слова в отдельности, например, слово «мама» читали так: мыслете — аз — ма, мыслете — аз — ма, мама. В качестве текстов читали молитвы и заповеди, нравоучения.
Недостаток этого метода заключался в механическом заучивании, которое опиралось только на зрительное восприятие. Название буквы затрудняло улавливание звука, обозначавшегося данной буквой. Срок обучения чтению был длительным. И обучение письму не было связано с обучением чтению, не каждый мог овладеть письмом.