Элина Агапова
Рабочая программа педагога-психолога в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
▼ Скачать + Заказать документы
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа педагога-психолога (далее Программа) разработана на основе :
-Адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образования Групп компенсирующей направленности №7,8,9 МБДОУ д/с№4;
Темочки:
- Группы компенсирующей направленности
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
-Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой.
-Адаптированной основной общеобразовательной программы группы компенсирующей направленности №10;
-Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной.
Реализуется в группах компенсирующей направленности для детей с ОНР, имеющих протоколы ПМПК с соответствующим заключением.
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога в соответствии с пятью образовательными областями: «социально коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое», «физическое развитие» и с учётом направлений работы : психологическая профилактика и просвещение, психодиагностика, психологическая коррекция, психологическое консультирование.
Программа обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования.
Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Деятельность педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребёнка в дошкольном возрасте, а с другой стороны, на содействие становлению тех психических новообразований, которые создают фундамент развития в последующие возрастные периоды.
Предметом деятельности педагога-психолога выступают целевые ориентиры, формируемые на протяжении дошкольного возраста в специфических для каждого возраста условиях жизни и деятельности воспитанников.
На основе программы педагог-психолог составляет годовой план работы, осуществляет перспективное и календарное планирование своей деятельности с учётом конкретной образовательной ситуации.
Нормативно – правовой основой для разработки Программы являются :
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.3648 -20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Содержание программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ. В программу входит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
1.2. Цель и задачи программы
Программа предназначена для обучения и воспитания детей 3-7 лет, принятых в дошкольное учреждение. Программа является коррекционно-развивающей.
Цель программы : оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам групп компенсирующей направленности, создание условий становления личности детей и достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения адаптированных основных образовательных программ МБДОУ детский сад №4.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья воспитанников компенсирующих групп, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения по освоению воспитанниками компенсирующих групп адаптированных программ МБДОУ д/с №4
3. Определение индивидуальных образовательных потребностей детей, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения;
4. Содействие полноценному развитию личности воспитанников, обеспечение их успешной адаптации и социализации;
5. Обеспечение психологически комфортного климата, создание развивающей образовательной среды;
6. Профилактика и преодоление отклонений в развитии и воспитании детей;
7. Содействие развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и обучения детей, посредством консультативной и просветительской работы
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач. Задачи коррекционной программы сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); профилактического; развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции. Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционноразвивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа. В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка. Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия. Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и воспитании детей с нарушениями речи всего многообразия методов, приемов, средств.
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности. Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться, насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика воспитанников
МБДОУ д/c № 4 содержит 4 группы компенсирующей направленности :
-группа № 7 компенсирующей направленности младшего возраста (от 3 до 4 лет,
-группа №8 компенсирующей направленности среднего возраста (от 4 до 5 лет,
-группа №9 компенсирующей направленности старшего возраста (от 5 до 6 лет,
-группа №10 компенсирующей направленности подготовительного к школе возраста (от 6 до 7 лет).