Лариса Сац
Групповой проект «Хроники семейного альбома»
▼ Скачать + Заказать документы
Сведения об авторах работы
Сац Лариса Александровна,
заместитель директора МАДОУ детский сад № 2 города Ишима Тюменской области
Название работы
Групповой проект «Хроники семейного альбома»
Конспект образовательной деятельности «Через 68 лет после войны»
(проводится в рамках группового проекта)
Год выполнения
2013 г.
Групповой проект
«Хроники семейного альбома»
Краткая аннотация проекта.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Каждый человек с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его природе и культуре. Отсюда базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре, народу, земле.
Любовь маленького ребёнка к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, городу. Поэтому трудно переоценить работу с дошкольниками по формированию чувств гражданственности и патриотизма, проводимую во взаимодействии с семьёй. Именно семья ребёнка, её убеждения и история, являются истоками формирования начал патриотизма.
Тема войны – благодатный источник для формирования у детей патриотических чувств. Ребёнок – дошкольник обладает определё нными психологическими особенностями: эмоциональностью восприятия, образностью и конкретностью мышления, глубиной и обострённостью первых чувств. Яркие впечатления, возникающие при знакомстве с конкретными историческими фактами, доступны детям и вызывают эмоциональные переживания.
Опыт патриотического воспитания показывает необходимость последовательной системной работы с детьми, поэтому эффективной, на наш взгляд, является организация работы с детьми по методу групповых проектов. Данный способ работы позволяет использовать все возможные формы работы в комплексе, что позволяет рассматривать любое событие или явление со всех сторон, обеспечить каждому ребёнку приемлемый для него способ получения знаний.
Хроника –
рассказ об исторических, политических, общественных, семейных событиях.
Словарь С. Ожегова, стр. 896
Возраст детей, вовлечённых в проект – 6 – 7 лет
Срок реализации проекта – 5 – 7 дней.
Вид проекта – исследовательско - творческий
Формирование духовно – нравственных основ личности ребёнка.
Задачи:
- формировать представление об истории своей семьи;
- развивать исследовательские умения детей и навыки совместной работы со взрослыми;
- воспитывать бережное отношение к прошлому своей семьи и страны;
- воспитывать у детей национальную гордость за принадлежность к русскому народу.
Проектная цель для воспитателя:
Создание условий для формирования социально – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- создать предпосылки для изучения детьми истории своей семьи;
- создать условия для совместной деятельности родителей и детей;
- создать условия для формирования толерантного отношения к людям старшего поколения.
Этапы проекта.
Подготовительный:
- работа воспитателя с личным фотоархивом;
- подбор и изучение детской художественной литературы о ВОВ;
- подбор материалов для продуктивной деятельности;
- согласование совместных действий с музыкальным руководителем;
- подбор материала звукового и иллюстративного ряда (картин, иллюстраций, газетных и фотоматериалов, музыкальных произведений патриотической направленности);
- посещение краеведческого музея с целью выявления возможности организации экскурсии;
- работа с родителями (беседа об истории семьи, подбор военных фотографий и наград).
Основной:
- создание проблемно – игровой ситуации «Фотография в альбоме» (рассматривание фронтовой фотографии из семейного альбома воспитателя и беседа по ней);
- совместная работа детей и родителей «Загляни в семейный альбом» (рассматривание семейных фотографий, поиск фотографий военных лет, рассказ родителей детям о жизни членов семьи старшего поколения);
- совместная работа родителей и детей: составление рассказа по фотографии;
- беседа с детьми «О чём рассказала фотография» (по итогам изучения семейного фотоальбома родителей и детей);
- чтение художественной литературы о войне, беседы по содержанию прочитанного (расширение представлений детей о ВОВ, формирование понятий «героизм», «герой», «подвиг»);
- самостоятельная продуктивная деятельность детей «Что я знаю о войне» (отражение представлений по прочитанным произведениям);
- экскурсия к памятным местам «Ничто не забыто» (знакомство с местами, воздающими почесть воинскому подвигу);
- встреча – беседа с членами старшего поколения семьи «Дороги войны на фронтовых фотографиях»;
- организованная образовательная деятельность «Символы воинского подвига» (формирование представлений о государственных наградах за подвиг, воинский героизм);
- продуктивная деятельность «Награда для героя»;
- совместная работа родителей и детей: составление рассказа о фронтовых наградах членов старшего поколения семьи;
- организованная образовательная деятельность «Через 68 лет после войны»;
- оформление фотовыставки «Семейные хроники».
Заключительный:
- концерт к Дню Победы «Не меркнет поколений слава» (с участием выпускников детского сада разных лет).
Сущность проекта.
1. Проект направлен на формирование нравственных качеств личности детей старшего
дошкольного возраста, воспитание у детей национальной гордости за подвиг народа и патриотизм.
2. Реализация проекта позволит расширить представления детей об истории семьи, развить
навыки совместной работы со взрослыми, сформирует чувство причастности к великой истории страны.
3. Проект предполагает получение детьми новых знаний об истории страны, в которой они
живут, развитие интереса детей к истории семьи, города, страны. Полученные знания окажут большое влияние на формирование у детей навыков толерантного отношения к людям старшего поколения.
Конспект
организованной образовательной деятельности
«Через 68 лет после войны»
Краткая аннотация занятия.
Данная организованная образовательная деятельность проведена в рамках группового проекта. В основу деятельности положены результаты совместной работы родителей и детей в процессе реализации проекта. Изучение старых фотографий семейного альбома, рассказы родителей о прадедах, знакомство с разнообразным материалом о поступках людей во время ВОВ способствует более глубокому пониманию детьми истории семьи и войны.
Использование такой формы работы, как работа в микрогруппах, направлено на решение задач: - закрепление у детей подготовительной группы навыков чтения;
- закрепление навыка совместной работы в подгруппах.
Работа детей в подгруппах подразумевает работу с толковым словарём. Подгруппе детей предлагается карточка со словом и указывается страница, на которой оно расположено в словаре. Найдя слово в словаре, дети его подчёркивают. Объяснение слова читают или сами дети, или воспитатель. Работа со словарём может успешно использоваться воспитателем в процессе работы с детьми, имеющими достаточно высокий уровень знаний и умений.
Цель:
формирование социально – нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- обобщить представления детей о нравственных понятиях «подвиг», «герой», «героизм»;
- развивать навык связного последовательного рассказа;
- формировать интерес к истории своей семьи;
- воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение к героям, потребность подражать им, стремиться быть похожими на них.
Оборудование:
- выставка семейных фронтовых фотографий и выставка военных наград;
- выставка рисунков детей «Награда для героя»;
- толковые словари;
- магнитофон;
- аудиозаписи песен военных лет.
Структура образованной деятельности.
1 этап.
Микроцель:
Актуализация субъектного опыта детей (обобщение понятий «герой», «героизм», «подвиг»).
Используемые методы:
- беседа с детьми;
- работа детей с толковым словарём в подгруппах.
Слово воспитателя:
Много лет назад была война. Для нынешних мальчишек и девчонок война – это далёкое прошлое. Целая жизнь прошла с тех пор. Но никак не забываются эти огненные годы, словно вчера всё это было.
В эти дни мы с вами вспоминаем людей, чьё детство и молодость были опалены войной. Мы читаем о них книги, рассматриваем фотографии, беседуем об их подвигах.
? Так что же мы понимаем под словом «подвиг»?
(хороший поступок, смелость человека, умение и желание помочь другому человеку и т. п.)
? Кто может совершить подвиг?
(любой человек, взрослый, солдат)
? Что можно сказать о людях, которые совершают подвиг?
(это храбрые, смелые люди, которые ничего не боятся)
? Как называют людей, которые совершают подвиги?
(героями)
? Каким вы представляете себе героя?
(высокий, сильный, смелый, красивый человек)
? А каждый ли поступок смелого человека можно назвать геройским?
( анализ ситуаций: перебежка через дорогу, езда на велосипеде по проезжей части, драка)
Работа детей в микрогруппах : в толковых словарях дети находят значение слов «герой», «героизм», «подвиг» (каждая микрогруппа работает с одним словом).
Итог работы детей: героический поступок, подвиг – это дело, поступок, совершённый ради благородной цели.
2 этап.
Микроцель:
Расширение представлений детей об истории своей семьи.
Используемые методы:
- рассказ детей о членах семьи, воевавших на фронте (с опорой на фотографию);
- проблемные вопросы, направленные на формирование личностного восприятия детьми событий прошлого.
Слово воспитателя:
Солдаты в годы войны совершили много героических поступков. Они делали всё, что могли для приближения победы. Взгляните на фотографии военных лет. Это близкие нам люди, члены вашей семьи, которые воевали на фронте и совершали подвиги. Я предлагаю вам рассказать о них. (2 – 3 рассказа детей по фотографиям)
Вопросы к детям:
- как ты думаешь, каким был твой прадедушка в довоенное время?
- во что он любил играть, когда был мальчиком?
- как ты думаешь, страшно ли ему было на войне?
- о чём он мечтал на фронте?
- если бы ты встретился сейчас, чтобы ты ему сказал?
Итоговый вопрос: как вы думаете, можно ли участие в войне назвать героическим поступком и почему?
3 этап.
Микроцель:
Закрепление.
Используемые методы:
- рассказ детей о наградах, хранящихся в семье как реликвия (с опорой на наглядность);
- проблемно – нравственная ситуация (вручение наград, созданных самими детьми).
Слово воспитателя:
Мы беседовали с вами о том, что каждый народ ценит и помнит людей, совершающих героические поступки. Эти люди заслуженно получают награды – знак подвига. Мы рассматривали награды, вы рисовали награды для героя. Есть ли награды у тех, кто воевал в вашей семье? Расскажите о них. (2 – 3 рассказа детей о наградах)
Слово воспитателя:
Я предлагаю те награды, которые нарисовали вы для героев, вручить вашим воевавшим членам семьи. Мне бы хотелось, чтобы вы отметили, за что вы вручаете свои награды.
(Дети вручают (прикрепляют к фотографиям) награды, отмечая достоинства и подвиг воевавших родственников)
Слово воспитателя:
Чтобы показать, что мы помним и чтим этих людей и их подвиг, я предлагаю встать и просто помолчать под музыку (звучит песня М. Бернеса «Журавли»)
4 этап.
Микроцель:
Подведение итогов работы.
Используемые методы:
- вопросно-ответное общение с использованием проблемно – нравственных вопросов с целью выявления личностного отношения детей к содержанию деятельности.
Слово воспитателя:
Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим,
Это нужно не мёртвым,
Это нужно живым!
? Как вы думаете, зачем живым нужно помнить о войне?
? Что, по-вашему, важно запомнить из нашего сегодняшнего разговора?
5 этап.
Микроцель:
Инициировать рефлексию (умение осмысливать свою деятельность) у детей.
Используемые методы:
- проблемные вопросы, направленные на выявление эмоционально – положительного отношения к своей деятельности
Вопросы к детям:
- как ты думаешь, твой прадедушка остался бы доволен тем, как ты рассказал про него сегодня?
- с каким чувством ты слушал рассказы своих друзей, рассматривал фотографии и награды войны?
- как ты думаешь, удалось ли тебе интересно рассказать о фотографии (награде) своего прадеда?
- захотелось тебе быть похожим на этих людей и почему?