Татьяна Чуприна
Групповая работа учащихся в исследовательской и проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная и исследовательская деятельность сегодня является неотъемлемой частью образовательного процесса, эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ученика, основой формирования ключевых компетенций учащихся. Через проектную и исследовательскую деятельность закладываются основы для развития самостоятельной, думающей личности, готовой к принятию решений, что в настоящее время очень важно. Прежде всего речь идет о способности к самостоятельности в принятии решений, к самообразованию, самореализации, самоконтролю, сотрудничеству.
Публикация «Групповая работа учащихся в исследовательской и проектной деятельности» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Учебная деятельность, согласно теории В. В. Давыдова, сформулированной в работе «Теория развивающего обучения» носит преобразовательный, целенаправленный и культурно-исторический характер. Она неразрывно связана с общением и имеет коллективную форму реализации. Обучение в группе, как раз и обеспечивает такие изменения посредством включения обучающихся в активную познавательную коллективную деятельность, связывая изучаемый материал с интересами учащихся, социально и личностно значимыми проблемами.
Главная идея групповой формы работы – учиться вместе. Задача учителя заключается в том, чтобы создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения. Для формирования умения действовать в сотрудничестве лучше начинать с работы в малых группах сменного состава. Разделить класс на группы можно по желанию, случайным образом, по определенному признаку: на основании результатов диагностики, по ожидаемому результату деятельности учащихся. Учащиеся работают в группах по пять- шесть человек. Для развития коммуникативных умений состав групп необходимо периодически менять.
Формы групповой деятельности учащихся могут быть различны : «динамическая пара»,
«мозговой штурм», «снежный ком», «зигзаг», «пчела».
Учитель может, например, контролировать работу учащихся, организовывать ее, в роли наставника.
Очень важно правильно подобрать задания для групповой работы обучающихся.
Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное
затруднение, представлять обучающимся возможность активно использовать имеющихся у них знаний. Подобранные задания должны быть доступны детям по уровню сложности.
Каждой группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между всеми ее участниками.
Целесообразно использовать задания:
- которые потребуют выполнения достаточно большого объема работы;
- требующие разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из учащихся индивидуально, но владеет группа в целом;
- на развитие творческого мышления учащихся, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных и нестандартных идей.
Оценивается работа всей группы в целом. Желательно, чтобы каждый член команды, в той или иной мере, мог рассказать о процессе своей деятельности в рамках реализации или исследования и общей работы группы. Работа должна быть организована так, чтобы дети прошли все этапы деятельности в группе.
Этапы работы в группе :
Этап Действия
Первый Выдвижение каждым участником своих гипотез, версий, изложение
собственной позиции
Второй Обсуждение выдвинутых гипотез
Третий Выработка группового решения. Обоснование своего выбора
Четвертый Обсуждение итогов работы группы
Пятый Обсуждение процесса работы. Рефлексия
Следует отметить очень положительный эффект групповой работы – развитие навыка сотрудничества, осознание учащимися своих сильных и слабых учебных умений, адекватной самооценки и чувства личной ответственности за общий результат работы.
Таким образом, реализуя различные виды деятельности через групповую работу, можно добиться сразу нескольких целей:
- учащиеся с интересом повторяют изученный материал;
- школьники учатся работать с информацией (отбирать, преобразовывать, представлять);
- развивают интерес к учебной деятельности;
- пробуют себя в разных ролях, приобретают социальный опыт.
Реализация проектного обучения, исследовательских методов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в
организатора познавательной деятельности своих учеников. Меняется психологический климат на уроке, так как учителю приходится переориентировать свою учебно- воспитательную работу. На таких уроках происходит единение учителя и его учеников.
Именно это и есть подлинное сотрудничество!
Литература:
1. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ А. Г. Асмолов [и др. ]; под
редакцией А. Г. Асмолова-М. : Просвещение,2013. -151 с. - (Стандарты второго поколения).
2. Воронцов, А. Б. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова (начальные классы) / А. Б. Воронцов. -М. : МОДЭК, 2000. -303 с.
3. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения/Российская академия образования, ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение» / В. В.
Давыдов. -М. : ИНТОР, 1996. -544 с.
4. Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 кл. : метод. рекомендации / А. В. Леонтович. -2-е изд. -М. : ВАКО, 2016.-159 с.