Полозенко Татьяна Николаевна
Предметно — развивающая среда группы для театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Группа №9 «Театруля» функционирует на базе МБДОУ «Детский сад № 157 «Тополёк», г. Барнаул.
Наша группа работает по программе «От рождения до школы». Главная задача состоит в том, чтобы создать условия, наиболее соответствующие возрастным особенностям и возможностям развивающейся личности.
Группа оснащена наглядно – методическим материалом, мебелью, пожарной сигнализацией.
Публикация «Предметно — развивающая среда группы для театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Для того чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, учитываем следующие принципы:
• принцип дистанции при взаимодействии;
• принцип активности, самостоятельности, творчества;
• принцип стабильности - динамичности;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип эмоциогенности среды;
• индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в организации среды;
• принцип открытости - закрытости;
• принцип учета половых и возрастных различий детей.
Организация развивающей среды в группе с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности. Развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чё тко прослеживаются все пять образовательных областей:
1. социально-коммуникативное развитие
2. познавательное развитие
3. речевое развитие
4. художественно-эстетическое развитие
5. физическое развитие.
1. Образовательная область «Познавательное развитие»
Центр экологии и экспериментирования.
Для познавательно-исследовательской деятельности в центре экологии и экспериментирования представлены материалы для проведения опытов с водой, воздухом, светом, магнитами и т. д. В центре есть коллекции насекомых, семян, камней, магнитиков, значков с животными.
Для развития трудовой деятельности в группе есть уголок дежурств, наборы для труда, картотека по уходу за растениями, подобраны растения по возрасту.
Представлен иллюстрационный, дидактический материал; календарь погоды, природы, картинки по сезонам, модели суток, дней недели, года; энциклопедии; альбомы с зарисовками по проведению опытов, наблюдений; альбомы о живой и неживой природе; дидактические игры, различные альбомы,лепбуки по теме «Цветы».
В центре математического развития :
Для формирования элементарных математических представлений, сенсорного развития представлены объекты для исследования в действии (вкладыши Монтессори, д/и «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», «Дроби», мозаики, домино, тактильные дощечки, наборы для сериации, лабиринты, шашки, шахматы, математические наборы, кубики с цифрами, пособия на обогащение сенсорного опыта при знакомстве с величиной, формой и цветом, конструкторы разных модификаций: крупный, средний, плоскостной, магнитный, «Лего», пазлы для детей с разным уровнем развития; нетрадиционный материал, алгоритмы выполнения построек, схемы, игрушки для обыгрывания построек: фигурки людей, животных, машинки разных размеров и предназначения.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Игра занимает главную роль в развитии ребенка, ему необходимо общение со сверстниками, взрослыми. Для развития игровой деятельности мальчиков предусмотрены наборы солдатиков, военная техника, различные виды транспортных средств, каски, пилотки, фуражки, ремни, бинокли, столярные инструменты, игрушки-заместители; для девочек наборы красоты, куклы разной величины и пола, одежда для них, постельное белье, дома с мебелью, бытовой техникой, уголки ряженья, игрушки-заместители. Гендерная специфика просматривается в сюжетно-ролевых играх: «Салон красоты», «Ателье», «Военные» и т. д. У нас есть ширма универсальная, которая может служить и местом уединения, а по желанию детей, стать кабинетом врача, прилавком магазина, парикмахерской, кинотеатром, стоит лишь обозначить эти места соответствующими смысловыми маркерами. Имеется в наличии игровые переносные модули «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», «Дома с разными наборами мебели».
Центр безопасности:
оснащен игровыми наборами по правилам дорожного движения: ковриками с изображением дорог, домов, пешеходных переходов; макетами домов, элементами ландшафта, знаками дорожного движения, светофорами, наборами транспортных средств, картой микрорайона. В центре есть различный иллюстрированный материалом по теме, картинки с проблемными ситуациями, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры «Пожарный», «Водитель», «ПДД», а созданный альбом «Правила безопасного поведения в группе» предостерегает ребят от неправильных поступков в общении со сверстниками в группе. Есть подборка художественной литературы по теме безопасности.
Центр социально-эмоционального развития :
представлен уголок настроения, фотоальбомы детей со своими родственниками на отдыхе, за границей, альбомы, отражающие жизнь в группе, ДОУ, наглядные пособия, отражающие разные занятия детей и взрослых, их родственную принадлежность, генеологические древа, иллюстрированный материал и дидактические игры по изучению разных эмоциональных состояний, аудио и видео материалы.
Образовательная область «Речевое развитие»
В центре развития речи представлены картотеки словесных игр; речевые игры, дидактические игры; подборка стихов, загадок, пословиц на разную тематику; картинки по лексическим темам, разрезные картинки, сюжетные картинки для составления рассказов; игры на развитие мелкой моторики, шнуровки, печатные игры, кубики, пособия для развития дыхания.
В центре книги:
размещается разные иллюстрации, оформляются выставки книг писателей с их портретами; подборки литературы на разную тематику; материалы для знакомства с художниками иллюстраторами и их творчеством; любимые книги детей, умные книги, энциклопедии; созданные руками детей и родителей мини книжки (в рамках проекта); альбомы с иллюстрациями к любимым сказкам и словотворчеством детей, впечатления детей о прочитанных произведениях.
В наличии фонотека произведений разных писателей по возрасту, сказок, необходимой литературы для данной образовательной области, а также аудио и видеоматериалы.
Образовательная область «Художественно-эстетического развития»
В центре изобразительной деятельности :
Наборы бумаги разных форматов, цветов, фактуры; наборы цветных карандашей, фломастеров, разноцветных мелков; краски (гуашь, акварель); кисти для рисования, клея; палитра, емкости для воды, красок, клея; глина, пластилин; трафареты, лекало, печатки, губки, ватные палочки; салфетки для вытирания рук, красок; книжки-раскраски; альбомы с иллюстрациями народно-прикладного искусства; скульптуры малых форм; изделия народных промыслов; репродукции картин по программе; наборы природного и бросового материала для изготовления поделок и образцы к ним, а также пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации. Дидактические игры на знание жанров живописи, народных промыслов, цветовое восприятие. Стенд для демонстрации и организации выставок детских рисунков и поделок.
В центре здоровья
представлены дидактические игры валеологического содержания «Полезно-вредно», «Составь портрет», «Собери фигуру человека», «Чудесный мешочек», «Кубик» с предметами гигиены и т. п. Иллюстрированный материал о значении гигиенических процедур, пользе движений, закаливании, соблюдении распорядка дня и т. п., схема «Как правильно чистить зубы», альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и др.) Пособия для развития дыхания. Массажные мячики. Дорожки здоровья.
Особое значение придаем театрально-музыкальной деятельности
В содержание центра музыки входит:
портреты композиторов; альбомы с иллюстрациями музыкальных инструментов; дидактические музыкальные игры; немая клавиатура; игрушечные музыкальные инструменты: барабаны и бубны разных размеров; трещотки, треугольники, маракасы, колокольчики, ложки, металлофоны, пианино, гармошки, гитары, плоскостные варианты музыкальных инструментов, альбом с иллюстрациями песенных картинок. Аудио и видео средства.
Содержание театрализованнойпредметно-пространственной среды :
Театрализованная деятельность - самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку глубоко лежит в его природе и находит отражение часто стихийно, потому что связана с игрой.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки.
Для театральных способностей детей в группе есть : перспективный план, подбор соответствующей литературы, подобраны куклы для театра, различные виды театра, уголок ряженья. Маленькие дети - замечательные актёры, они быстро входят в образ.
Мы знаем о том, что для ребёнка участие в драматизациях сказок и театрализованных играх всегда праздник. Поэтому достаточно часто используем в своей работе эти виды самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей.
Вместе с музыкальным руководителем мы подготовили спектакли:
(Перечислить)
При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность мы учитывали :
• особенности эмоциональной личности ребенка,
• его индивидуальные социально-психологические особенности;
• индивидуальные предпочтения и потребности;
• любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
Оснащение театрального уголка :
1. Атрибуты в соответствии с содержанием имитационных и хороводных игр: маски животных диких и домашних, маски театральных персонажей.
2. Большая складная ширма
3. Оборудование для теневого театра.
4. Коробка для костюмов.
5. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
6. Куклы и атрибуты для обыгрывания этих же сказок в различных видах театра (стержневой, кукольный, настольный, пальчиковый).
7. В группе имеется разные виды кукольного театра : театр картинок, пальчиковый, театр Би-ба-бо, теневой театр фигур и масок.
8. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения : аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, фонотеки литературных произведений, простейшие музыкальные игрушки — погремушки, бубен, барабан.
9. подобран театральный реквизит.
10. стойка для ряженья
11. Театральные афиши и билеты к разным спектаклям;
альбом театральных терминов и литература с иллюстрированным материалом, аудио и видео средства.
Вывод:
Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в группе играет большую роль в развитии и воспитании ребёнка.
Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.