Татьяна Буянкина
Готовность ребенка к школе: психологический аспект
▼ Скачать +Заказ
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается
необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для
освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе
сверстников.
Готовность - это определенный уровень психического развития человека.
Чтобы ребенок из дошкольника превратился в школьника, он должен
качественно измениться. У него должны развиться новые психические
Публикация «Готовность ребенка к школе: психологический аспект» размещена в разделах
функции. Их невозможно заранее тренировать, потому что они отсутствуют у
дошкольника. Школьная готовность - это процесс внутренний, и извне им
управлять нельзя.
К сожалению, многие родители думают, что готовность к школе заключается
только в умственной готовности. Поэтому они, не жалея сил, водят своего
ребенка на развитие памяти, внимания, мышления.
Однако, готовность к школе имеет ряд и других параметров. Самым важным
компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную
готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают
внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребенка, хочет ли он в
школу, то большинство ответит: «хочу». Но это «хочу» будет разным.
Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу
портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация
связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Надо
сказать, что в первом классе успешнее учатся дети с внешней мотивацией,
так как их желания реализуются, а серьезной нагрузки на интеллект пока нет.
Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют
волевую готовность. Это означает умение ребенка действовать по команде,
в соответствии с установленным образцом. Ребенок должен уметь следовать
заданным правилам, пренебрегая своими непосредственными желаниями.
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно
трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни.
Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной
деятельностью.
Важным компонентом является также и коммуникативная готовность.
Ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми
(учителями, так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок
должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого
контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и
следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее.
Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках: во-первых,
ребенок должен уметь договариваться, кооперироваться с другими детьми.
Во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в
условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование!
Очень важна речевая готовность ребенка. Ребенок должен уметь общаться в
диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык
пересказа.