Надежда Янкина
Готовность ребенка к обучению в школе. Работа педагога-психолога с дошкольниками подготовительных к школе групп.
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность ребенка к обучению в школе
Н. В. Янкина, педагог – психолог
МДОУ детский сад «Радуга»
Москаленский муниципальный район
Омская область
Быть готовым к школе –
не значит уметь читать, писать, считать.
Быть готовым к школе –
значит, быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Публикация «Готовность ребенка к обучению в школе, Работа педагога-психолога с дошкольниками подготовительных к школе групп,» размещена в разделах
Готовность ребенка к школе – это сложный комплекс определенных психофизических состояний, умений, навыков и здоровья. От того, как ребенок подготовлен к школе, во многом зависит, насколько успешно будет проходить его обучение в школе.
Существуют различные взгляды на определение готовности к обучению. Тем не менее, большинство ученых признают тот факт, что обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально – волевого развития.
Еще в 1950 – х годах Л. И. Божович отмечено, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных процессов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и социальной позиции школьника.
Аналогичных взглядов придерживался А. В. Запорожец (1986, считавший, что готовность к обучению в школе представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико – синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. Идеи этого подхода находят отражение в работах Н. И. Гуткиной (1993, где также подчеркивается определяющая роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка трудностей, возникающих при школьном обучении.
В работах Л. А. Венгер и А. Л. Венгер (1994, Д. Б. Эльконина (1994) в качестве важнейших параметров психологической готовности детей к обучению называются следующие: наличие предпосылок к формированию учебной деятельности (умение ориентироваться на систему правил, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу, определяемых достижением нового уровня психической регуляции; развитие наглядно – образного и логического мышления, мотивационной и эмоциональной сфер личности.
Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе», комплексное, многогранное и охватывает все сферы его жизни.
Проблема разной подготовленности детей существенно затрудняет их адаптацию к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса. Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости заключается в том, что многие дети «малы» психологически, то есть не готовы к школьному обучению, новым условиям жизнедеятельности, системе требований, которые школа предъявляет к ученику.
Организация предшкольной подготовки – задача всех взрослых, окружающих ребенка. Важно, чтобы в этот период родители и педагоги дошкольного образовательного учреждения объединили свои усилия, направленные на воспитание будущего школьника.
В системе подготовки дошкольников к обучению в школе актуальной является организация педагогом – психологом развивающих занятий, которые помогают формировать и развивать у детей школьно – значимые навыки, адаптировать их к обучению в школе.
На сегодняшний день возникла необходимость выстраивания системы дошкольного и предшкольного образования через создание условий для равного стартового уровня детей при поступлении в школу. Для обеспечения каждому ребенку равного старта, который позвилит ему успешно обучаться в школе, необходимо определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал. Именно с этим и связано введение ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Именно с этой целью была написана развивающая программа «Путешествия с профессором Всезнайкиным». Данная программа направлена не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и служит для общего развития ребенка. Особое внимание уделяется формированию мотивации учения, развитию мелкой моторики руки и коммуникативных навыков.
Цель данной программы – оказание помощи дошкольникам подготовительных к школе групп в развитии школьно – значимых навыков и умений, волевой регуляции деятельности.
Задачи, решаемые в ходе реализации программы:
Развивать высшие психические функции и познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, память, воображение, произвольное поведение, наблюдательность, сообразительность, фантазию.
Развивать мелкую моторику рук.
Оказать помощь дошкольникам в развитии умения регулировать свое поведение, произвольно управлять им.
Оказать помощь в приобретении дошкольниками навыков межличностного взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Оказать учащимся помощь в подготовке к школе с целью успешного преодоления трудностей адаптационного периода.
Занятия проходят один раз в неделю, всего 25 занятий.
Развивающие занятия с детьми построены как игра – путешествие.
Каждое занятие мы начинаем с игры «Мое настроение», которое направленно на создание благоприятной и комфортной обстановки в группе.
Все наши занятия проходят в сопровождении Профессора Всезнайкина, который часто попадает в затруднительные ситуации. Дети с удовольствием помогают профессору и всегда находят выход из этих ситуаций. Например, перед Новым годом профессор получил от своих бывших учеников в подарок заколдованный сундук, состоящий из треугольников и четырехугольников. Дети помогли профессору расколдовать сундук с помощью двух цветных карандашей синего и зеленого цвета. В итоге профессор получил к Новому году зеленую красавицу елочку. Дети нарядили елочку игрушками, которые нарисовали сами по клеточкам.
На занятиях используем много упражнений и игр, направленных на развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, например: «Четвертый лишний», «Что спрятано?», «Узнай по контуру», «Составь картинку», «Дорисуй», «Повтори» и другие; на развитие мелкой моторики рук, например: «Дорисуй фигуру», «Продолжи узор», «Повтори рисунок», «Сделай копию», «Узнай кто это?» «Замок» и другие.
Вместе с детьми учимся ориентироваться в пространстве, рисовать и срисовывать по клеткам или образцу, из геометрических фигур составлять различные предметы, дорисовывать геометрические фигуры до какого – то предмета.
Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает взаимоотношения между людьми. Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Предпосылки адекватного отношения к учебной деятельности закладываются в игре. Решающее значение имеют игры по правилам. Именно в них ребенок учится сознательно подчиняться правилам, причем эти правила довольно легко становятся для него внутренними, непринудительными. Следует подчеркнуть, что именно в играх по правилам ребенок впервые сознательно начинает обращать внимание на способ достижения результата, а не только на собственный результат. В процессе игры дети учатся помогать и сопереживать друг другу, приобретают положительный опыт межличностного общения со сверстниками и взрослыми, учатся способам невербального взаимодействия. Это такие игры как: «Подари подарок», «Угадай, кто это?», «Узнай животное», «Какой я сегодня?», «Царевна - Несмеяна» и т. д.
Во время занятий с детьми используем различные дидактические и подвижные игры, направленные на развитие эмоционально – волевой сферы. Например, детям очень нравятся игры : «Зеваки» (М. Чистякова, «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай» (О. и О. Хухлаевы, «Улитка» (Н. Кряжева, «Сиамские близнецы» (Н. Кряжева) и другие.
В конце занятия также проводим игру «Мое настроение» и обсуждение занятия с детьми. Каждый ребенок высказывается, что было трудно выполнять, что легко, чему научились, что больше всего понравилось.
Каждое занятие заканчиваем ритуалом прощания, выполняя упражнение «Электрический ток».
В ходе реализации данной программы дети постепенно приучаются оценивать себя, свою работу, научились подчинять свою деятельность массе обязательных для всех правил. Дети научились рисовать и срисовывать по клеткам или образцу в тетрадях, ориентироваться в пространстве; умеют геометрические фигуры дорисовывать и комбинировать до различных предметов.
Работа с дошкольниками подготовительных к школе групп по данной программе ведется несколько лет. Программа дает положительную динамику в развитии детей, что подтверждается результатами проводимых исследований уровня развития познавательной сферы, мелкой моторики рук, произвольной сферы, школьной зрелости дошкольников.