марина данилова
Консультация «Готовность к обучению в школе. Тифлопедагогика и тифлопсихология»
▼ Скачать + Заказать документы
Под готовностью к школьному обучению чаще всего представляют «совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка старшего дошкольного возраста, обеспечивающую успешный переход к систематическому их организованному обучению.
Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны её проявления в различных формах активности.
Темочки:
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Консультации для родителей
- Работа тифлопедагога. Тифлопедагогика
- Темочки
Так, интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает наличие у ребёнка кругозора, запаса конкретных знаний и способность применить их на практике.
Социально-личностная готовность выражается в адекватном отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.
Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.
Под физической готовностью к обучению, прежде всего понимают функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья.
Поступление в школу является для ребенка шагом к признанию его новой социально значимой позиции. В школе дети включаются в новую деятельность, которая оценивается и самим ребенком, и взрослым как серьезная деятельность, имеющая общественное признание.
Дети должны научиться подчиняться требованию учителя, вне зависимости от наличия интереса к работе, уметь организовывать свою деятельность в соответствии с заданиями учителя.
Все эти качества необходимо начать воспитывать уже в семье, так как даже применение и использование сформированных умений в новых условиях представляют для детей огромные трудности.
Эти трудности усугубляются вторичными нарушениями психологического развития, вызванными слепотой (слабая ориентировка в пространстве, недостатки в развитии моторики и так далее, а также часто встречающимися, неспецифическими для слепоты нарушениями (пониженная работоспособность, повышенная утомляемость и возбудимость). Эти нарушения часто не исчезают в дошкольном возрасте и их преодоление остается задачей также и школьного периода обучения.
В дошкольном возрасте слепой ребенок импульсивен, также, как и зрячий. Но при слепоте импульсивность может проявляться более резко и при этом в более старшем возрасте, когда для зрячего она уже нехарактерна. Импульсивность поведения слепых детей особенно сказывается в том, что во время занятий они не умеют регулировать свое поведение.
Дошкольники с патологией зрения часто значительно отстают от нормально развивающихся сверстников по всем показателям
Так, дети с нарушением зрения, как правило, физически ослаблены, чаще болеют, легко подвергаются простудным и инфекционным заболеваниям. Значительная часть детей, помимо зрительного заболевания, имеют другие (сопутствующие) заболевания. Например, заболевания ЦНС, ЗПРР, ОНР и другие нарушения речи разной степени тяжести, заболевания опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т. д.
У значительной части детей наблюдаются сложности в общении с другими детьми и взрослыми, отсутствие направленности личности на совместную, т. е. коллективную деятельность.
В работе по подготовке детей к обучению в школе участвуют все педагоги: учитель-логопед, тифлопедагоги, педагог-психолог с обязательной включенностью родителей воспитанников. Они являются активными участниками всех видов детской деятельности, побуждают детей к эмоциональному и речевому общению друг с другом и взрослыми. Их деятельность взаимосвязана.
Своевременное решение поставленных задач коррекционно-педагогической работы позволит обеспечить всестороннюю подготовку детей с нарушением зрения к школьному обучению.
Таким образом, в результате целенаправленной коррекционной психолого-медико-педагогической работы, у дошкольников с нарушением зрения сформируется хорошая основа их дальнейшей успешности обучения в школе, у детей сформируется алгоритм необходимых действий, способы получения информации об окружающем как с помощью нарушенного зрения, так и, с помощью сохранных анализаторов.