Юлия Амрахова
Готовность детей к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Готовность детей к школе
В отечественной психологии и педагогике проблема готовности к школе изучалась в различных аспектах. Какого же современное определение понятия "готовность к школе"?
Существует несколько определений понятия «готовность к школе»
1. Готовность к школе-это совокупность определённых свойств и способов поведения (компетентностей)ребёнка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных стимулов в начале и пи дальнейшем продолжении школьного обучения.
Публикация «Готовность детей к школе» размещена в разделах
2. Готовность к школе следует рассматривать как развёрнутую сеть связанного целого: она всегда зависит от условий в конкретной школе, от качеств ребёнка и от профессиональной квалификации работающих в школе учителей.
3. Готовность к школе -это не «программа», которой можно просто обучать, натренировать, скорее это интегральное свойство личности ребёнка, развивающееся при общих благоприятных условиях, в многообразных ситуациях жизненного опыта и общения, в которые включён ребёнок в семье и других социальных группах. Он развивается не путём специальных занятий, а через участие в жизни.
Базисные компетентности готовности к школе
Эмоциональная готовность к школе:
• способность выдерживать нагрузки;
• способность выдерживать разочарования;
• не бояться новых ситуаций;
• уверенность в себе и своих силах.
Социальная готовность к школе:
• умение слушать;
• чувствовать себя членом группы;
• понимать значение правил и умение соблюдать их;
• конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
Моторная готовность к школе:
• координация системы «рука-глаз», ловкость пальцев и рук;
• способность проявлять собственную инициативу и активность;
• воспринимать равновесие, тактильные и кинестетические ощущения;
• уметь воспринимать препятствия и активно взаимодействовать с ними.
Когнитивная готовность к школе:
• способность к концентрации внимания в течение некоторого времени;
• краткосрочная слуховая память, понимание на слух, визуальная память;
• любознательность и интерес к учению;
• логически связное мышление, способность усматривать взаимосвязи и закономерности.
В многолетних исследованиях, проводимых в Институте дошкольного воспитания под руководством А. В. Запорожца были выделены общая и специальная готовность к школе.
К общей готовности авторами отнесены физическая, личностная и интеллектуальная готовность.
К специальной готовности - подготовка детей к усвоению предметов курса начальной школы, которая должна обеспечить как приобретение начальных навыков чтения и счёта, так и общее развитие.
Физическая готовность
Основу физической готовности составляет состояние здоровья будущего школьника, правильное телосложение, хорошая осанка, своевременное развитие двигательных навыков и качеств (произвольность, выносливость, координация физической и умственной работоспособности).
В процессе физического воспитания особое внимание уделялось нравственно-волевым качествам (настойчивости,инициативности,самостоятельности,выдержке,смелости.)
Большое значение в определении готовности приобретает учёт так называемой «школьной зрелости». Под ней понимается уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут обременительны для ребёнка и не ухудшат его здоровье.
СРЕДИ 6-ТИ ЛЕТНИХ ДЕТЕЙ ЗРЕЛЫЕ ДЕТИ СОСТАВЛЯЮТ 49%, В 6,5-68%,В 7 ЛЕТ-87%,А В 7,5-8 ЛЕТ-98%
Личностная готовность
Личностная готовность охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений ребёнка.
• Отношения с окружающими взрослыми
Важнейшим компанентом в них является произвольность,которая представляет собой способность действовать в соответствии с сознательно поставленной целью. Понимать условность учебных ситуаций,принять взрослого в новом качестве-в качестве учителя.
• Взаимоотношения со сверстниками
Они характеризуются появление «кооперативно-соревновательного» типа общения, которое начинает формироваться ещё в игре, особенно с правилами. Главным мерилом становится оценка.
• Отношение ребёнка к самому себе
К концу старшего дошкольного возраста у ребёнка начинает происходить смена завышенной самооценки на более адекватную и объективную оценку собственных возможностей. Это один из важнейших показателей готовности к школьному типу обучения и новому образу жизни.
Особое значение в личностной готовности ребёнка к школе имеет мотивационный план, формирование, так называемой, «внутренней позиции школьника». В её основе лежит сплав двух типов мотивов учения:
• Социальные мотивы, связанные с потребностью ребёнка в общении с другими людьми, приобретение нового социального статуса.
• Познавательные мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, потребностью в интеллектуальной активности и познании нового.
Важным новообразование дошкольного возраста является возникновение моральных мотивов (чувство долга, которое побуждает детей к занятию непривлекательной для них деятельностью).
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность может быть объективной, то есть ребёнок может учиться. Он обладает необходимым уровнем психического развития,
Так же интеллектуальная готовность может быть субъективной, то есть ребёнок хочет, желает учиться.
Интеллектуально ребёнок может быть готов только в результате обучения, причём простая сумма знаний ещё не означает интеллектуальную готовность. А по-настоящему ребёнок готов к школе, если его мыслительные действия достигают определённого развития.
• Ребёнок должен уметь обобщать знания то есть находить в явлениях окружающего мира и в признаках предмета существенное,и на основе этого строить причинно-следственную связь.
Например: Кит плавает в воде, но не рыба. Почему? Потому что дышит лёгкими, значит кит млекопитающее.
• Ребёнок должен уметь учиться. Эта задача уже ставилась перед ним, когда он овладевал элементами учебной деятельности. В неё входит: понимать учебную задачу, находить способы её решения логическим путём. Умением учиться ребёнок овладевает при параллельном развитии самооценки и самоконтроля.
• У ребёнка должны развиться познавательные процессы (мышление). «Пустая голова не рассуждает, — справедливо замечал отечественный психолог П. П. Блонский, — чем больше опыта и знаний имеет голова, тем больше способна она рассуждать». Благодаря мышлению ребёнок может обобщать,анализировать.
Я бы рекомендовала родителям ознакомиться с ориентационным тестом школьной зрелости Керна-Йирасека.