Любовь Кудряшова
Консультация для родителей «Готов ли ребёнок к школьному обучению?»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка ребёнка к школе - ответственный момент. Большинство родителей задаются вопросом : «готов ли ребёнок к школе? Может быть ещё остаться год дома?». Этот факт заставляет их переживать и волноваться. В настоящее время представлен огромный выбор книг и пособий по развитию ребёнка, а также существуют различные студии, которые подготовят ребёнка к школе, научат писать и читать. Но, достаточно ли этого, что является важным моментом, свидетельствующим о готовности ребёнка к школе? Разделяют психологическую и физиологическую готовность, которую необходимо обязательно учитывать при определении готовности к школьному обучению.
Публикация «Консультация для родителей „Готов ли ребёнок к школьному обучению?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Итак, можно выделить следующие компоненты психологической готовности к школе :
1. Мотивационная готовность (сформированность новой социальной позиции и желания учиться, получать знания, умение слушать и слышать учителя и выполнять его задания)
2. Интеллектуальная готовность ( соответствующая возрастному уровню зрелость высших психических функций: внимания, памяти, мышления, воображения, речи; умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, а также достаточный объем словарного запаса, развитый фонематический слух, хорошая иннервация артикуляционного аппарата; отсутствие нарушений мелкой моторики)
3. Эмоционально-волевая готовность (адекватная самооценка и самовосприятие, умение управлять своим поведением, владеть приемлемыми способами социального поведения, эмоциональная устойчивость, произвольная регуляция функций контроля и программирования)
4. Социально-коммуникативная готовность (умение устанавливать контакт с учителем, сохранение чувства дистанции, умение "влиться" в детский коллектив, готовность к конструктивным способам взаимодействия)
Что относится к физиологической готовности?
1. Уровень физического развития будущего первоклассника.
2. Уровень биологического развития.
3. Состояние здоровья ребёнка.
Что рекомендуется знать и уметь будущему первокласснику?
Ознакомление с окружающим: знать и называть свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон; в каком городе/стране он живёт; уметь ориентироваться во времени, знать время суток, времена года, их последовательность, дни недели; определять понятия «право-лево», основные цвета; иметь представления о природных и погодных явлениях; знать названия самых распространённых растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей; уметь рассказать, чем он любит заниматься. То есть, кругозор и общая осведомлённость ребёнка не должны быть сужены и иметь узконаправленный характер.
Развитие речи: уметь сравнивать самостоятельно предметы между собой; называть несколько существенных признаков сходства и различия; самостоятельно составлять связный рассказ; пересказывать небольшие рассказы, изменять слова, образуя новые; использовать в речи антонимы; отгадывать загадки, понимать образные выражения; выговаривать все звуки родного языка, уметь использовать обобщающие понятия. Необходимо обратить внимание и на то, что двуязычие - не является отклонением и многие дети достаточно хорошо овладевают русским и национальным (родным) языком ещё до начала обучения в школе.
Грамота: уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце); делить слова на слоги; определять количество слогов в слове; определять количество звуков в слове; различать гласные и согласные звуки и буквы, твёрдые и мягкие согласные.
Математика: уметь считать от 1 до 10 и обратно, восстанавливать числовой ряд, в котором пропущены некоторые числа; выполнять счётные операции в пределах десяти, увеличивать/уменьшать количество предметов «на один», «на два»; знать знаки (<, >,+, -,=); простые геометрические фигуры; уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте; уметь поделить предмет на две/три/четыре равные части; уметь составлять и решать арифметические задачи; уметь оперировать понятиями («налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже» и т. д.); ориентироваться на листе бумаги (графические диктанты); определять время по часам; решать простые логические задачи, головоломки, ребусы, отгадывать загадки.
Внимание: выполнять задание, не отвлекаясь в течение 20 минут; находить 10 отличий между предметами; удерживать в поле зрения до 10 предметов; выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; копировать в точности узор или движение; уметь находить одинаковые предметы.
Память: уметь запоминать не менее 9-10 предметов или слов; рассказывать по памяти стихи, сказки, рассказы; подробно рассказывать по памяти о событиях своей жизни и окружающей обстановке; запоминать расположение игрушек (8-10, назвать по памяти, что где находится); повторять ряды цифр, запоминая их на слух или зрительно.
Мышление: оперировать обобщающими понятиями и объединять предметы в группы по определённым признакам («что общее?»); выстраивать логический ряд из определённой группы фигур или предметов; выделять предмет в группах, не подходящий к общим признакам («что лишнее?»); уметь выстраивать последовательность событий и составлять связный рассказ по картинкам; решать логические задачи; сравнивать предметы друг с другом (что общее, в чем разница, выявлять несоответствия между ними.
Письмо: уметь правильно держать ручку и карандаш в руке; проводить непрерывные прямые, волнистые, ломаные линии; обводить по контуру рисунок; уметь рисовать по клеточкам и точкам; копировать с образца геометрические фигуры; уметь аккуратно закрашивать рисунок, не выходя за контуры.