Майя Васина
Конспект занятия по развитию речи и изодеятельности «Гость из музея»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
конспекта занятий по развитию речи и изодеятельности
«Гость из музея»
(Подготовительная группа)
Васина Майя Евгеньевна Педагог - организатор МАДОУ «Волшебница»
г. Лабытнанги 2014г
Краткая аннотация работы:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи и изодеятельности „Гость из музея“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
Важнейшую роль в познавательном развитии ребёнка играют как организованные, так и свободные виды деятельности. Образовательная программа МДОУ предусматривает изучение народов, населяющих Россию. В условиях ДОУ осуществляется дополнительное образование детей по реализации национально-регионального компонента с целью расширения содержания базового компонента образования. Проводятся мероприятия, способствующие эстетическому восприятию, познавательному и художественному развитию детей. Данное интегрированное занятие по развитию речи и изобразительной деятельности «Гости из музея» подготовительная группа проводится с целью обогащения и расширения знаний у детей дошкольного возраста о крайнем Севере. Воспитывать у детей любовь и уважение к малой Родине, активно применять полученные знания в повседневной жизни при ознакомлении с биографией, традициями и народным творчеством людей живущих на Ямале, культурой и природой родного края.
Методическая разработка занятия по развитию речи и изодеятельности
«Гость из музея».
Обучающая задача: Продолжать знакомить детей с фольклором Севера со сказками о жизни людей на Севере. Продолжать учить детей рисовать орнамент «Красивые рога оленя».
Развивающая задача : Закреплять знание о Севере, о северных традициях и обычаях. Уметь различать рисунки орнамента продолжать учить рисовать орнамент на рукавице.
Воспитательная задача: Воспитывать у детей любовь и уважение к малой Родине, активно применять полученные знания в повседневной жизни.
Предварительная работа: Знакомство с играми народов Севера, объяснение примет, чтение стихов и сказок писателей Севера Р. Ругин, И. Истомин, Г. Усевич. Знакомство с различными видами орнамента. Слушание мелодий народов Севера.
Словарная работа: Закрепить определение слов чум, экспонат, нарты.
Оборудование: мольберт, аудиомагнитофон, иллюстрации, альбомы, сборники стихов, фотографии о Севере, аудиозаписи с мелодиями народов Севера, материал для занятия по рисованию.
Ход занятия : Группа украшена иллюстрациями о природе, о жизни на Ямале. В группе оформлена выставка литературно-художественного творчества народов Ямала (альбомы, фотографии, сборники стихов: «Семь лиственниц», «Радуга Ямала»). Дети рассматривают выставку. Входит директор музея под открытым небом в п. Горно-Князевск.
Директор: Здравствуйте. Я получил письмо от вашего воспитателя с приглашением посетить ваш детский сад. В письме она написала, что дети детского сада «Белоснежка» много знают о своей малой родине – Ямале и собирают литературно-художественное творчество народов Ханты, Коми, Ненцы. Я директор музея под открытым небом в п. Горно-Князевск, где выставлены различные экспонаты из жизни народов севера: чумы, предметы быта, средства передвижения, национальная одежда, предметы прикладного искусства. Вы знаете, что чум бывает двух видов зимний и летний. Ещё в нашем музее есть много разновидностей нарт, они тоже бывают разными: женские, мужские, детские, для перевозки еды, для перевозки чума, для перевозки домашней утвари. Я приехал посмотреть и послушать, что вы знаете про Ямал.
Воспитатель: Наши дети знают очень много, например: игры народов Севера, сказки и загадки, приметы и поговорки. Сейчас мы вам расскажем и покажем, что мы знаем и умеем.
Директор: Мне будет интересно послушать и посмотреть, что вы знаете о нашем могучем, гостеприимном, добродушном Севере. Может кто-то из вас, ребята, когда вырастет, станет работником музея, и будет хранить культурное наследие Ямала.
Воспитатель: Сейчас наши дети прочитают стихи о Севере, которые мы собираем.
Садитесь удобнее!
Ребё нок: Папа мой - оленевод.
В тундре стадо он пасет
В тундре здесь оленей- тыщи!
Они мох под снегом ищут.
Разгребают снег копытом,
Едят ягель с аппетитом.
А когда весь мох съедают,
Папа их перегоняет
На другое пастбище. Галина Усевич «Мой папа»
Ребё нок: Догорел огнь в печурке
Вдруг прохладно в чуме стало.
Что ж ты хворосту, дочурка,
Маловато натаскала?
Натаскай побольше веток,
Натопи пожарче печку,
А потом возьми ведёрко,
За водой сходи на речку.
Вскипяти для гостя чайник,
Он продрогший и усталый.
Будь всегда гостеприимной,
Как все женщины Ямала! Галина Усевич «В чуме»
Ребё нок: И Север есть у нас и юг.
Сады цветут на юге.
На Севере снега вокруг,
Там холода и вьюги.
Спасибо дети мне очень понравилось, как вы читаете стихи.
Воспитатель: Теперь мы вам покажем, какие мы знаем интересные подвижные игры.
Хотите с нами поиграть?
Директор: Конечно!
Игра называется «Нарты-сани».
(игра проводится под музыку народов Севера с целью физ. минутки).
Двое игроков бегут и прыгают через нарты, поставленные друг от друга на расстоянии 1м. Нарты-сани имеют длину 1м, ширину 30-40 см, высоту 20см. Сделать их можно из картона. Выигрывает тот, кто быстрее прибежит и не заденет нарты.
Правила игры: Бежать надо от черты по сигналу «старт!» Сначала ставят двое нарт (саней, затем можно добавить ещё двое.
Директор: Какие вы смелые, умелые, молодцы!
Воспитатель: Наши дети хотят Вас спросить, что обозначают некоторые приметы из жизни народов Севера:
Ребё нок: Если в дом пришла чужая собака?
Директор: Это к добру, счастью.
Ребё нок: Если собака, стоя на лапах, качается?
Директор: Хозяину предстоит дорога.
Ребё нок: Если много ягод на рябине?
Директор: К теплой зиме.
Ребё нок: Если звезды ярко заблестели?
Директор: Значит, скоро наступит тепло.
Ребё нок: Если солнце красные рукавицы одело?
Директор: Скоро очень похолодает.
Ребё нок: Если гагара на воде кричит?
Директор: Дождь накликает.
Какие вы умные, любознательные, спасибо вам за ваши вопросы.
Воспитатель: Наши дети знают много сказок и даже участвуют в их драматизации. Сейчас мы вам покажем сказку, а вы должны отгадать автора этой сказки и как она называется.
(инсценировка сказки И. Истомина «Чёрный и Белый»).
Слова автора:
Жил-был в тайге Чёрный Медведь (далее Ч. М.) Всю зиму лапу сосал- спал. Пришла весна, и у Чёрного Медведя растаяла берлога. Пошёл он бродить по лесу. Бродил- бродил, ходил-ходил да и вышел к Ледовитому морю. А Белый Медведь (далее Б. М.) как раз из воды выходит. Увидел он Чёрного и рассердился, даже шерсть дыбом встала. Кричит:
Б. М. - Эй ты, Чёрный Медведь, зачем по моей земле ходишь!
Ч. М. - Разве это твоя земля? – удивился Чёрный. – Ты же на льдине плаваешь, вот и плавай. А земля моя!
Автор: И стали они бороться.
Долго боролись, даже вспотели. Рычат да покряхтывают. Наконец совсем устали.
Ч. М. - Уфф--- выдохнул Чёрный Медведь и сел на прибрежный камень
Б. М. - Офф. откликнулся Белый Медведь и опустился на другой валун.
Автор: отдышаться не могут, так измаялись! Наконец Чё рный Медведь промолвил:
Ч. М. - Ты, Белый Медведь, сильнее меня, да я проворнее. И не когда нам не победить друг друга. Видать, мы с тобой братья.
Автор: Тут полетела Серая Весенняя Куропатка, села поближе и говорит:
Куропатка: - Ай-я-яй! Это называется братья! Я видела, как вы лупили друг друга! А зря дрались – во-он сколько места!- И улетела.
Автор: Черный и Белый посмотрели – и верно: кругом раздолье! И разошлись они по-хорошему. Так и живут, кому, где лучше. Белый – на льдине, Чёрный - в лесу.
Директор: Эта сказка называется «Черный и Белый» автор И. Истомин. Спасибо дети, мне очень понравилось.
Воспитатель: Мы знаем много загадок и хотим вам их загадать.
Ребё нок: В наших северных лесах
Есть красавица в мехах
Чёрно-серебристая
Шубонька пушистая
Пышный хвост её краса
Черно-бурая…. Кто?
Директор: Лиса.
Ребё нок: Перья белые, как снег,
Когти острые, как спицы,
На ночь спать в сугроб ложится-
Не нужна ей и кроватка.
Это птица-….
Директор: Куропатка.
Ребенок: Сам он белый, словно снег.
У него пушистый мех
Глазки чёрные блестят,
Когти острые торчат.
В тундре из конца в конец
Быстро бегает …
Директор: Песец.
Воспитатель: Ещё мы умеем рисовать национальные узоры и украшать ими предметы одежды. Дети украсят вам в подарок рукавицы ненецким узором «Красивые рога оленя».
(самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение мелодий народов Севера).
Директор: Спасибо дети, за подарки, это будут достойные экспонаты для нашего музея.
Было очень интересно в вашем детском саду то, что я увидел здесь, мне очень понравилось. Действительно вы знаете фольклорное творчество народов Коми, Ханты, Ненцы. Напомните мне, пожалуйста, что вы показали и рассказали, я запишу и увезу в музей, чтобы оформить выставку литературного творчества народов Севера.
До свидания. До новых встреч. Ждём вас в нашем музее.
Список используемой литературы:
1. «Орнаменты», В. А. Рандин, СПб 1992.
2. «Детские подвижные игры народов СССР», под ред. Т. И. Осокиной, М. 1988.
3. «Ямальский меридиан»
4. «Мы на севере живем», И. Истомин, 1982.