Айгуль Казакбаева
Городской фестиваль педагогических идей Видео
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, дорогие коллеги, предлагаю на моем мастер-классе познакомиться с некоторыми играми из множества игр Ольги Витальевны Дыбиной. Они ненавязчиво знакомят детей с миром предметов и формируют у детей умение логически думать, рассуждать и делать первые изобретения.
Публикация «Городской фестиваль педагогических идей Видео» размещена в разделах
Чтобы зайти к нам на «огонек», вам предлагаю игру «Теремок», для этого нужно выбрать себе картинку с предметом. Я буду выполнять роль ведущего, который сидит в «Теремке». Каждый из вас сможет попасть в теремок, если ответит, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: «Тук – тук. Кто в теремочке живет?»
Давайте поиграем!
- Тук – тук. Кто в теремочке живет?
- Это я, велосипед, а ты кто?
- Я – машина, пусти меня в теремок.
- Пущу, если скажешь, чем ты на меня похожа.
- Я похожа на тебя тем, что у меня есть колеса, руль, педали.
- Заходи.
Игру строим по цепочке. Тот, кого впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок, можно спрашивать схожесть или отличия.
После игры: Теперь вы все в теремочке. Скажите, все вы какую функцию несете для человека? Для чего предназначены? (Для облегчения жизни человека).
Игру можно посвящать только одной теме, позже можно брать несколько тем. Сам «теремок», конечно же, условный. Это может быть угол в комнате или стулья.
Игра «Волшебный светофор» Вывешивается схема предмета.
Педагог : Что у нас на картинке изображено? (Стул). Если я подниму кружочек красного цвета – вы мне скажите, для чего нужен этот предмет.
Если я подниму круг желтого цвета – вы мне скажите, чем был этот предмет в прошлом.
Если я подниму круг зеленого цвета – вы мне скажите, какой он будет в будущем. После ответов предлагаю посмотреть на картинках варианты стула в будущем.
Теперь поменяем предмет (машина). Аналогично игра продолжается по этой картинке.
После игры: в этой игре дети развивают ретроспективный взгляд на предмет, т. е. представляют его в будущем.
Игра «Угадай, какой предмет я загадала?» (по алгоритму)
Цель игры: описать предмет, его характерные особенности, не называя его. Кто отгадает, тот становится ведущим. Прежде чем научить детей загадывать предмет мы
1) рассматриваем этот предмет,
2) проводим небольшие опыты по определению качеств предмета,
3) дается небольшой план описания предмета: сначала расскажи, из чего сделан предмет, какие части у него есть, для чего человек его создал и где можно этот предмет использовать, что тебе больше всего нравится в этой вещи. Этот план затем представляется перед глазами ребенка в виде алгоритма знаков, обозначающих признаки предметов.
В 1-м варианте игры взрослый описывает предмет, характеризуя его признаки, а ребенок узнает и называет предмет.
Во 2-м варианте усложняется задача: ребята описывают предмет, не называя его.
Сахарница, солонка и перечница.
Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр.
1 группа игр направлена на получение информации о предметном мире, его свойствах и отношениях. Применяя в играх знания о внешних свойствах предметов, усвоенные в предыдущие годы, дети глубже усваивают знания о новых жизненных связях. Это обогащает круг представлений, пополняет словарь детей, развивает связную речь.
2 группа игр направлена на освоение действий разного характера (обследовательские, экспериментальные, моделирующие и алгоритмические) с предметами. Романтика познавательного процесса заключается в том, что в игре чаще всего знания не даются в готовом виде, а добываются самими детьми. Активно-поисковый характер освоения знаний о предметах, о своих «помощниках» делает жизнь детей интересной и содействует их умственному развитию.
3 группа – игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.
В игре дети ставят цель, осуществляют элементарное планирование, реализовывают задуманное и получают результат, адекватный поставленной цели. Проявляется самостоятельность, оригинальность, выдумка, фантазия, стремление к прогнозированию.
В ходе такой деятельности у детей развивается творческое мышление, умение преобразовывать, трансформировать и видоизменять предметы. Дети радуются, когда в их собственных руках обычные предметы превращаются в сказочные персонажи, с которыми можно ещё и поиграть.
Созданы различные подборки, альбомы об истории возникновения предметов, создавались коллекции предметов.
Играми Ольги Витальевны Дыбиной я увлекаюсь уже давно. Используемая литература представлена на выставке.
Опыт работы свидетельствует : использованные нами игровые технологии, разработанные Ольгой Витальевной Дыбиной имеют несомненную педагогическую ценность.