Ирина Лунина
Воспитание юного петербуржца
▼ Скачать +Заказ
Городской детский сад
Название доклада: Воспитание юного Петербуржца
Автор: воспитатель высшей квалификационной категории ГБДОУ
д/с № 85 Лунина Ирина Валерьевна.
Название ОУ: Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга, e-mail : gdou85@yandex.ru
Публикация «Воспитание юного петербуржца» размещена в разделах
Санкт-Петербург называют культурной столицей России. И это вполне заслуженно. Именно в этом городе сосредоточено самое большое количество музеев, парков и памятников архитектуры. Город и по сей день поражает приезжих своим великолепием. Санкт-Петербург справедливо считают одним из самых прекрасных европейских городов. Часто называемый "северной столицей" России - это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Непохожий на другие российские города, Петербург часто становился местом действия литературных произведений и героем поэм.
Какими же должны быть жители этого красивейшего города мира? Прежде всего, они должны знать свой родной город, любить его. А еще они должны с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами : воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Должны не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей нашего удивительного петербургского сообщества. Жители Петербурга отличаются высоким уровнем культуры и нынешние маленькие петербуржцы должны стать достойными их преемниками.
Задача педагога подготовить ребёнка к этой встрече с чудом, при этом обязательно необходимо очень тесное сотрудничество с родителями. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. При внимательном отношении родителей к вопросам патриотического воспитания к своему городу каждая прогулка может стать средством формирования возвышенных чувств ребёнка.
Особое значение для вхождения в сложный мир культуры, жизни в обществе с другими людьми имеет дошкольный возраст, когда у детей активно формируется познавательное, эстетическое и творческое отношение к действительности, происходит становление интересов к кругу социальных явлений, выходящих за рамки личного опыта ребенка. Поэтому так важно для ребенка именно в этом возрасте сделать свои первые шаги на пути знакомства с культурой, обществом и историей своего родного города. Для этого необходимо создать условия для развития у детей интереса к объектам, обладающим исторической и художественной ценностью, тем самым, заложить основы непрерывного процесса приобщения к культуре.
Воспитание петербуржца обеспечивается созданием единого воспитательного пространства города, в котором осуществляется взаимодействие различных учреждений и субъектов социальной жизни.
Помимо учреждений системы образования (ДОУ, ОУ и т. д.) активное участие в воспитательной деятельности принимают различные учреждения культуры музеи, театры, библиотека, почта, парки и др.
Таким образом, задача образовательного учреждения заключается в обеспечении формирования у воспитанников :
• нравственной и гражданской позиции по отношению к Санкт-Петербургу и России;
• толерантности по отношению к ценностям различных культур;
• готовности к позитивной личностной самореализации;
Цель работы: приобщение детей дошкольников к историческим и культурным ценностям своего города, воспитание толерантности и нравственно-эстетических качеств, и всестороннего развития личности.
Задачи:
• Формировать у детей любовь и бережное отношение к родному городу, желания узнать свой город, познакомиться с ним ближе.
• Формировать чувство гордости и гражданскую позицию «Я - петербуржец!», осознающего себя жителем Санкт-Петербурга и продолжателем его традиций.
• Формировать начальные знания о родном городе.
• Воспитывать ребёнка в лучших традициях петербургской культуры.
• Воспитывать человека творческого, умеющего мыслить неординарно, замечать необычное, удивительное, примечательное, дарящего окружающим доброту, радость, красоту, активного члена общества.
Вашему вниманию предлагается на рассмотрение опыт работы нашего дошкольного учреждения.
В нашем детском саду создано особое музейное пространство: «Русская изба», в каждой группе «Петербургский уголок», в которых подобраны игры, альбомы, иллюстрации, мозаики с видами Петербурга, книги. Выставляются экспозиции разной тематики, организуется мини музей, позволяющие получить наглядное представление о соответствующей эпохе, окунуться в атмосферу и условия жизни народа в прошлые времена и в настоящее.
Установлены связи с культурными учреждениями нашего города (музеями, библиотеками, школами, детской филармонией и пр.) с целью совместного сотрудничества. Регулярно в детском саду проводятся концерты детской филармонии, показ кукольных и фольклорных спектаклей.
Мы очень часто привлекаем родителей к организации и проведению праздников, конкурсов, досугов, совместных экскурсий. Для старших дошкольников организуются совместные с родителями экскурсии по городу, экскурсии в музей хлеба, музей кукол, воды, истории города, к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, библиотека, почта, аптека и т. д., дети узнают об их назначении, о том, что все это создано для удобства людей.
У нас в детском саду разработана система мероприятий, посвященная знакомству детей с историей города и России. Образовательная деятельность с детьми проходит в «Русской избе», в группах, в музыкальном зале и в городском пространстве Санкт - Петербурга.
В рекреациях детского сада организуются выставки детских работ старших дошкольников, посвящё нные: «Дары осени», «Разорвано блокадное кольцо», «Рождественская ярмарка», «Никто не забыт и ничто не забыто» ко Дню Победы, «Пасхальная ярмарка», «С Днём рождения, любимый город», и т. д.
Проводится комплексная образовательная деятельность: «Наш Пушкин», дни памяти героической обороны города и т. д. На этих мероприятиях широко используется ЭОР, презентации, слайд-шоу, видеофильмы, проходят встречи с ветеранами ВОВ, для них дети готовят концерты ко дню Победы, снятию блокады, дети участвуют в возложении цветов к памятникам в эти памятные даты.
Совместно с родителями проводятся выставки семейных реликвий, фотографий «Любимые места в Санкт – Петербурге», «Где мы были», «Рисуем сказки Пушкина»- рисунки и поделки по сказкам А. С. Пушкина и т. д. Дети совместно с родителями рисовали герб семьи, что позволяет подвести детей к уважению к своим предкам, бабушкам дедушкам, гордости за свою семью.
В «Русской избе» и группах проводят совместную деятельность взрослого с детьми, посвященные знакомству детей с бытом, ремеслами и традициями русского народа. Детей учат мастерить кукол из тряпок, мочала, ниток. На совместных досугах и мастер-классах с родителями дети овладевают народными ремеслами, разучиванием народных песен, потешек, частушек.
Большое место в приобщении детей к культуре города занимают народные праздники и традиции, а мероприятия планируются в соответствии с этнокалендарём.
Совместно с родителями проводятся праздники
1. Осенины. День матери. День пожилого человека.
2. Святки
3. День защитника отечества
4. Масленица
5. Встреча Весны. Праздник берёзки.
6. Пасха и др.
В работе с родителями используются интернет ресурсы, на сайте детского сада и на страничках групп воспитатели предлагают родителям информацию о том, куда можно сходить в городе с ребёнком в свободное время, рекомендации по тому, на что обратить внимание детей в том или ином месте в городе.
Выводы по результатам работы.
В результате проводимой работы на выходе в школу мы можем наблюдать у детей следующие качества
• Дети гордятся своим городом и любят его, интересуются историей и событиями современности, повысился познавательный интерес к городу.
• У детей укрепляется гражданская позиция Я – петербуржец. Повысилась культура поведения петербуржца и общения со сверстниками и взрослыми.
• Дети стремятся к бережному отношению к достопримечательностям, культурным ценностям города, осознают ценность памятников искусства и культуры.
• Дети лучше ориентируются в городском пространстве ближайшего окружения.
• Стали более наблюдательны, развито творческое воображение, активно участвуют в различной совместной деятельности, отзывчивы к другим людям, с уважением относятся к традициям своей родины и традициям других народов.