Черникова Светлана
Годовой план работы детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Годовой план работы детей подготовительной группы
Цель:
Обеспечение психологического сопровождения процесса подготовки детей к школьному обучению и оказания коррекционной помощи детям с низким и ниже среднего уровня психологической готовности к школе.
Задачи профессиональной деятельности, обеспечивающие достижение цели:
Для достижения этой цели определила для себя следующие задачи:
Публикация «Годовой план работы детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Темочки
1. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
2. Проанализировать имеющуюся психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, ознакомиться с существующими подходами к определению психологической готовности ребенка к школе.
3. Диагностика уровня готовности детей старшего и подготовительного возраста к школьному обучению.
4. Организовать развивающие занятия с детьми (предпосылки к учебной деятельности, у которых недостаточный уровень психологической готовности к школе по развитию внимания, аналитического мышления и речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, коммуникативные и поведенческие навыки, что необходимо для успешного обучения в школе;
5. Разработать практические рекомендации для родителей и педагогов по осуществлению консультативной работы для большей эффективности подготовки детей к школе.
Соответственно поставленным задачам выделила следующие направления работы :
1. Организация диагностической работы с детьми.
2. Организация развивающей работы с детьми.
3. Взаимодействие с педагогами.
4. Взаимодействие с родителями.
В ходе своей деятельности использую различные формы работы :
С детьми:
-индивидуальная диагностика, групповая диагностика
-индивидуальные занятия, групповые занятия
С педагогами:
-консультации, семинары –практикумы.
С родителями:
-Индивидуальные консультации,выступление на родительских собраниях, собрание практикумы, печатные материалы.
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Психодиагностика
Первичное обследование провожу в начале и в конце учебного года. Диагностика детей осуществлялась только с письменного согласия родителей, которое подписывают в начале учебного года.
Диагностика готовности к школьному обучению
Исследование памяти
1 –Кратковременная речевая память (методика 10 слов) Лурия А. Р.
2- «Образная память». Данная методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 10 образов
Исследование устойчивости внимания
1 –«Проставь значки». Оценка устойчивости, распределение и переключения внимания (Методика ПЬЕРОНА-РУЗЕРА)
2 – Тест для определения уровня развития свойств внимания (Тест «Переплетенные линии»)
Исследование наглядно-действенной и наглядно-образной форм мышления
1-«Классификация»Исследование логического мышления (Немов)
2– Оценка наглядно-образного мышления (методика «Четвертый лишний»)
3– «Последовательные картинки» Исследование развития логического мышления, способности к обобщению. (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго)
Исследования восприятия
1-«Назови фигуры» Исследование зрительного восприятия
2- Слуховое восприятие. Выявить уровень слухового восприятия — выявить поминание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста
Методы диагностики и исследования эмоциональной сферы дошкольника
Для диагностики эмоциональной сферы ребенка чаще всего используют метод наблюдения.
1 – Тест тревожности (Р,Тэммл, М. Дорки, В. Амен.)
2 – Диагностика типов восприятия детьми эмоциональных состояний человека (методика «Веселый – Грустный»,
3. Рисунок семьи (особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье)
Методы диагностики мотивационной сферы
1 – Сформированность «внутренней позиции школьника» (5,5 – 7 лет) Развитие мотивационно – потребностной сферы. Свободная беседа Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной.
2 – Тест-опросник на определение сформированности «внутренней позиции школьника» (Тест школьной мотивации)
Тест школьной зрелости (5 – 7 лет).Определение уровня готовности ребенка к школьному обучению.
Керна - Йирасека (состоит из 4-х частей)
Для выявления уровня развития мелкой моторики, её существенных особенностей использую ряд методик:
1. Ориентационный тест школьной зрелости Я. Йирасека, являющийся модификацией теста А. Керна, состоит из 3-х заданий: подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, рисование мужской фигуры по представлению.
На основании результатов психодиагностики осуществлялась коррекционно-развивающая, консультативная и психопрофилактическая работа.
Коррекционно-развивающая работа.
«Программа сказкотерапевтических занятий по адаптации первоклассников "Сказочные путешествия в лесную школу".
Цель программы: Создание педагогических и социально – психологических условий, позволяющих первоклассникам успешно адаптироваться и развиваться в школьной системе отношений.
Задачи:
1. Оказание помощи первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
2. Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
3. Создание доброжелательной атмосферы как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
4. Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
Ценность сказки как педагогического приема неоценима и значение ее велико. Сказка дает возможность:
• Воспитать у ребёнка отношение к миру, принятое у социума.
• Передать ребенку необходимые моральные нормы и правила в доступной форме.
• Развить творческий потенциал и креативность.
• Развить умения находить собственные ошибки и моделировать ситуации для их исправления.
2. Программа развивающих занятий для старших дошкольников. Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Готовимся к школе:60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников» Н. П. Локаловой и Д. П Локаловой.
Занятия направлены не только на интеллектуальное развитие ребенка, но и служат для общего развития ребенка, особое внимание уделяется формированию мотивации учения, развитию коммуникативных навыков.
Обосновывается необходимость познавательного развития старших дошкольников, проведено описание 60 занятий, содержащих 240 заданий,а также иллюстративный материал к заданиям.
Цель развивающей программы-совершенствование познавательной деятельности будущих школьников, формирование необходимых психологических умений (различать звуки, анализировать и копировать образец и т. д) и личностных качеств.
Задачи программы:
• научить детей анализировать и обобщать результаты как чувственно воспринимаемых воздействий, так и обозначаемых словесно,
• развивать важные для школьного обучения базовые умения, лежащих в основе сложных навыков письма и чтения, таких как звукобуквенный анализ, зрительный анализ, пространственные отношения, психомоторное развитие, анализировать и копировать образцы, подчинять свои действия заданной системе требований.
В целях личностного (эмоционального, нравственного, этического) развития детей в программу включены беседы, посвященные вопросам дружбы, товарищеских отношений, любви к родителям, взаимопонимания. в течение года
Экспертная работа
Работа с картами психологического развития воспитанников
Обсуждение развития детей на ПМПк
Экстренная помощь
Осуществление психологической поддержки ребёнку в течение адаптационного периода
Оказание квалифицированной психологической помощи ребёнку в кризисных ситуациях при возникновении
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Главной целью успешной подготовки детей к школе, являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных партнерских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного общего развития детей.
Большое значение имеет также повышение психолого – педагогической культуры родителей.
Основными направлениями организации работы с родителями дошкольников являются следующие виды и формы:
*Проведение психологических консультаций для родителей, будущих первоклассников психологом детского сада;
*Дистанционная работа с родителями посредством оформления информационных стендов как в группе детского сада, так и около кабинета педагога-психолога, на тему «Что должен знать и уметь первоклассник».
*Индивидуальное собеседование по результатам диагностик, проведенных с родителями, с целью предупреждения возможных отставаний и пробелов в развитии ребенка.
*Индивидуальное консультирование родителей по возникающим проблемам развития детей (принятие запроса, проведение работ в соответствии с запросом, встреча с родителями по итогам выполнения запроса).
*Психологическое просвещение родителей через организацию наглядных форм работы (в каждой группе соответственно возрастной категории представлять наглядную стендовую информацию, информационные буклеты психологического содержания) :
Участие в родительских групповых собраниях :
«Индивидуальные особенности детей»
«Готов ли мой ребёнок к школе?»
«Психологическая готовность ребенка к школе»,
«Как подготовиться к школьной жизни в условиях семьи»;
РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Психодиагностика. Наблюдение за деятельностью педагогов с целью изучения особенностей работы педагогов с детьми.
Развитие психологической компетенции педагогов. Взаимодействие психолога и воспитателей способствует повышению их профессиональной компетентности в теоретических, методических, практических и прикладных аспектах решения проблем учета особенностей детей.
1. Проведение групповых консультаций для воспитателей подготовительной и старших групп с темами : «Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста», «Психологическая готовность ребенка к школе».
2. Индивидуальные консультации для воспитателей, с целью ознакомления их с результатами диагностики и рекомендациями.
3. Посещение групп с целью наблюдения организации воспитательно-образовательного процесса и развивающей среды, взаимодействие воспитателя с детьми и оказания психологической помощи педагогам.
4. Содействие формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
5. Участие в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших дошкольников;
6. Организация и проведение консультаций (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
7. Оказание помощи воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
8. Консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
9. Оказание психологической профилактической помощи воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
10. Содействие повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
11. Проведение занятий по формированию навыков бесконфликтного общения педагогов друг с другом.