Екатерина Гвоздева
Годовой аналитический отчет
▼ Скачать + Заказать документы
Посещение детского сада является новым этапом жизни и для ребенка, и для родителей.
На первом родительском собрании, первым вопросом стоит «Адаптация ребёнка в детском саду», на котором говорится чего ожидать, как себя вести, как настраивать ребёнка и т. д.
Каждый родитель переживает и желает помочь своему ребёнку быстрее адаптироваться. Очень важно создать дома бережную обстановку для нервной системы малыша.
Ребенок не может быстро адаптироваться к яслям по разным причинам: сильная привязанность к матери, темперамент ребёнка, как часто ребёнок общался с другими детьми
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчеты и анализы о проделанной работе
- Темочки
Чтобы период адаптации прошёл для ребенка легче, особое внимание уделяют работе с родителями, чтобы совместными усилиями направить жизнь ребенка в нужное русло. В среднем адаптация ребёнка длится 7-10 дней, но может варьироваться от 3 дней до 2-х месяцев.
Режим детского сада в жизни ребенка чрезвычайно важен, и резкая его смена - это безусловно дополнительный стресс. И поэтому родителям очень важно знать режим детского сада и постепенно вводить его дома. Также ребенок должен хорошо выспаться ночью, недосыпание ребенка не редко является причиной невротических состояний, характеризующихся плаксивостью.
Облегчить адаптационный период помогут игры. Игра – это важнейшие средство воспитания и обучения ребенка. Известно, что играющий ребенок менее агрессивен, коммуникабелен, активен. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковая интонация, в которой проявляется забота к каждому малышу.
Формы работы с родителями:
1. Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Консультации на тему:
- «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»;
- «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад»;
- «Моменты утреннего расставания»;
- «Привитие культурно-гигиенических навыков».
Анкетирование:
- «Сведения о ребенке и о семье».
Беседы:
- «Завтра в детский сад»;
- «Ваш ребёнок пришёл в детский сад»
2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
3. Выпуск памяток, папок-передвижек, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.
Формы работы с педагогами:
1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
2. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
3. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребёнка при поступлении в д/с. От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям, зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также, дальнейшее благополучие, существование в д/с и семье. От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие.
Существует 3 степени адаптации: лёгкая, средняя и тяжёлая.
Длительность адаптации:
с 1 до 15 дней – лёгкая степень;
от 15 до 25 дней – средняя степень тяжести;
более 25 дней – тяжелая степень.
Степень адаптации учитывается по таким параметрам:
1. Эмоциональное состояние ребёнка.
2. Социальные контакты ребёнка.
3. Сон ребёнка.
4. Аппетит ребёнка.
В своей работе с детьми я считаю главным принятие ребенка таким, каков он есть и тесное сотрудничество с семьей.
В день прихода ребенка в детский сад собираю всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим ребенком на основе учета личностных особенностей, его опыта и привычек
Все привычки ребенка в период адаптации сохраняются.
Так же, для лучшего знакомства и получения как можно более разнообразной информации о поступившем ребенке я провожу беседу с родителями, провожу анкетирование «Мой ребенок. Какой он?» (Анкета прилагается)
Рекомендуется в первые дни чтобы мама присутствовала в детском саду вместе с ребенком. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее ребенка в детском саду, так и самого ребенка.
Придя в детский сад, ребенок сам выбирает себе понравившийся шкафчик и картинку-меточку для него, это помогает ребенку быстрее привыкнуть к мысли, что шкафчик «его» - это уголок его частной жизни.
Также рекомендуется в первые дни ребенка приводить не к завтраку, а к прогулке. И оставлять ребенка без мамы рекомендовано именно на прогулке, поскольку дети на улице чувствуют себя более комфортно, есть много возможностей, чтобы их отвлечь.
Советуют приносить с собой из дома любимую игрушку, которую малыш, если загрустит смог бы прижать к себе и почувствовать себя более спокойно.
Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимании. Я спокойно, ласково и подробно объясняю ребенку все происходящее, готовлю его к каждому режимному процессу, так как непонятное и неизвестное пугает.
Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка. Данный вопрос решаю совместно с родителями.
Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому используются такие приемы, как:
- настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий;
- ласкаю ребенка: глажу ручки, ножки, спинку (это обычно нравится детям);
- хороший эффект засыпания дает поглаживание головки ребенка (рука должна касаться лишь кончиков волос).
Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка ежедневно проводятся беседы с ними, которые вселяют в них уверенность. Главное соблюдать одно правило – не осуждать опыт ребенка, не жаловаться на него родителям. Если последовательно кропотливо работать в период адаптации детей к детскому саду, то данная работа дает свои устойчивые и положительные результаты.
Анализ работы показывает, что процесс привыкания детей проходит очень успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. В течение года нет ни одного ребенка с тяжелой степенью адаптации. Положительным является и то, что дети раннего возраста, а особенно второго года жизни, привыкают к детскому саду безболезненно. Эти данные позволяют судить о правильно построенной моей работе по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада.
Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь.