Альбина Мирхайдарова
Гобелен «Кубанские мотивы» как элемент организации пространства интерьера
▼ Скачать + Заказать документы
Важной особенностью, присущей современному этапу развития общества, является возросшая значимость произведений декоративно-прикладного искусства в интерьере. Они выполняют некий художественный акцент, являющийся главным украшением помещения. Особую роль в современном мире заслужили декоративные ткани – декоративные текстильные панно, которые выполняются во всевозможных техниках ковроткачества и ручного ткачества, гобелен.
Публикация «Гобелен „Кубанские мотивы“ как элемент организации пространства интерьера» размещена в разделах
Современный гобелен – сложнейшее направление в декоративном искусстве, которое охватывает новые разработки материала, техники и технологии изготовления, представление пластики самого гобелена. Одной из основных функций гобеленов является организация пространства интерьера. Художник, создающий гобелен – дизайнер, который оживляет архитектурное пространство, зрительно и пластически его перестраивает, при этом отводит гобелену важную роль - композиционный центр всего интерьера.
Искусство производства гобелена имеет многовековую историю. Гобеленами декорировали стены соборов, дворцов, замков, защищались от холода и сквозняков в каменных жилищах, создавали уют в помещениях.
Основная композиция находилась в центре гобелена, по краю шла широкая кайма, украшенная декоративными элементами, цветочными букетами, гирляндами. Главной темой гобеленов были библейские мотивы, исторические события, жанровые сцены, архитектурные зарисовки.
С конца столетия гобеленовое ткачество и текстильный дизайн являлись преимущественно одними из наиболее популярных областей европейского художественного ремесла и стали обязательной и необходимой частью декора интерьеров.
Со временем усовершенствовалась технология изготовления, модифицировалась художественная мысль, стал разнообразен цветовой спектр, и вместе с тем расширялось применение гобеленов.
Сейчас гобелен – это очень яркая картина, способная придать жилому помещению характерный индивидуальный уют. Изготовление гобеленов своими руками приобретают известность с каждым днем.
Отличительной особенностью современного гобелена в отличие от жанров монументального искусства является повышенная экспрессия фактуры, выявление красоты, структуры и формы. По характеру используемых выразительных средств композиции гобелены также делятся на : линейные, растительно-орнаментальные, тематические, знаковые, сюжетные. По схеме построения и характеру трактовки изобразительных мотивов композиционные решения гобеленов могут быть двух видов: статичные (схемы бывают симметричными, требующей строгой трактовки образа) и динамичные (движение рисунка, цветовое решение выразительно, эмоционально и красочно).
По многолетним исследованиям и экспериментам при подборе цветовой композиции при создании гобелена и оформления правильного интерьера помещения необходимо учитывать свойства цветов, оказывающих эмоциональное воздействие на человека. Так, например:
Белый – ассоциируется с духовностью, дарит ощущение свободы, чистый, эффектный, заряжает энергией.
Серый – холодный, деловой, унылый.
Черный - интригующий, глубокий, эффектный, прекрасно дополняющий интерьер.
Коричневый – теплый, мягкий, спокойный, выражает солидность и устойчивость.
Красный – энергия, придающая активность, возбуждение, заметный, горячий.
Оранжевый – бодрый, стимулирует к активной деятельности, вызывает желание общаться.
Желтый – теплый, жизнерадостный, располагает к хорошему настроению, положительно влияет на концентрацию, создает уютную атмосферу.
Синий – холодный, свежий, снимает напряжение, успокаивает.
Зелёный – прохладный, свежий, действует успокаивающе.
Розовый – легкий, женственный, легкомысленный.
К тому же на восприятие цвета влияет целый ряд условий: освещение, температура, национальные традиции.
Итак, попробуем выткать гобелен своими руками, соблюдая рассмотренные выше условия, свойства цветов в соответствии с выбранным интерьером.
В сути ручного ткачества лежит техника, так называемого полотняного переплетения основы и утка. Основа – это нити, проходящие вдоль ткани. Уток - узорообразующая шерстяная, хлопковая, синтетическая или шёлковая пряжа. Процесс переплетения нитей утка с нитями основы по горизонтали в шахматном порядке называется ткачеством.
На раму или ткацкий станок натягивают нити основы, через них руками или челноком протягиваются нити утка. После этого плетется косичка, не позволяющая распуститься работе после снятия с рамы и заработка высотой от 2 до 5 см.
Специальной колотушкой (вилкой или гребешком) горизонтальные прокидки утка прибивается друг другу. Полотно гобелена ткётся по рисунку, изготовленному в натуральную величину и подложенному под нити основы с изнаночной стороны. Другой цвет может вводиться в любом месте, его нужно привязать простым узлом к нитям основы. Можно составлять уток из двух-трех нитей разного цвета для достижения тональных и цветовых переходов от светлого к темному. Возможно и резкая смена цвета, для чего один уток разворачивается в любом месте, так же разворачивается и другой уток, двигавшийся во встречном направлении.
После окончания работы нужно срезать нити основы и на каждой завязать узелок. Остатки ниток подгибаются под заработку и подшиваются тканью.
В современном обществе у человека возникает потребность окружить себя рукотворными декоративными вещами. Они могут служить знаковой, культовой величиной, которая психологически воспринимается человеком как стабилизирующий фактор в быстро меняющемся мире. Гуманистические основы гобеленов ручной работы трудно переоценить, незаменима их роль в создании комфортной среды для жизни человека.
Список литературы
1. Дворкина И. А. Гобелен за десять вечеров. - М. : Культура и традиции, 1998. - 184 с.
2. Г. Л. Логвиненко «Декоративная композиция», М. «Владос», 2005г. Учебное пособие для ВУЗов.
3. Гобелен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://readtiger.com/wkp/ru/ (дата обращения 28.03. 2022).
4. Гобелен [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.clubcristall.ru/prjevizda/ (дата обращения 28.03. 2022).
5. Гилд Т., Томсон Э., Меррелл Д. Живой цвет. Настроение и цвет в современном интерьере; Арт-Родник - Москва, 2008. - 172 c