Рахмеева Лиана
ГМО. Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. В период раннего детства фольклор приобретает особую значимость, помогает найти контакт с малышами.
Целый ряд исследователей в области педагогики Н. В. Асафьев, А. В. Запорожец, М. М. Бахтина, В. Е. Гусева, А. С. Каргина и т. д. отмечают, что приобщение к народным произведениям обогащает чувства детей, формирует отношение к окружающему миру.
Слайд 1
Публикация «ГМО, Использование малых фольклорных жанров в период адаптации детей раннего возраста» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Темочки
В своей работе с детьми раннего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»).
Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.
Слайд 2
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, а использование малых фольклорных форм в период адаптации, помогает воспитателю и родителям создавать радостное восприятие нового образа жизни в ДОУ для малыша. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит: развивает речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Особую значимость фольклор приобретает в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждении. Ведь в период адаптации к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми.
Слайд 3
Свою работу я начала с того, что собрала и систематизировала русские народные потёкши, песенки, пастушки по использованию в разных режимных моментах. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь малышей становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно - координацию и ловкость.
Слайд 4
Поскольку самым интересным и важным моментом для ребенка является
встреча с воспитателем, стараюсь приветливо встретить его, тепло улыбнуться, приобнять, здороваюсь с ним, используя фольклор :
Доброе утро, зайка мой.
Доброе утро, Тимошенька дорогой.
Я Тимошеньку люблю,
Ему песенку спою
Такие добрые слова говорю всем детям, приходящим в детский сад. Начиная свой день с потешки, ребенок узнаёт знакомые ему слова, это сопровождается положительными эмоциями: - он охотно вступает в диалог, постепенно, день за днём все больше начинает доверять воспитателю, что делает адаптацию безболезненной. Малыш чувствует защищённость и уверенность в том, что в детском саду его любят и ждут.
Слайд 5
Во время расставания с мамой я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок….
Или
Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись….
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его
имя, такие произведения малых форм дети быстро запоминают:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Салават хороший,
Салават пригожий.
Слайд 6
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: причесыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка, водичка умой моё личико….
При расчесывании:
Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят,
Все волосоньки в ряд…
Для укладывания спать:
Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки
Так в игровой форме малыш приучится к обязательным элементам режима и гигиены.
Слайд 7
Во время адаптации есть дети, которые отказываются от участия в общих играх, уединяются. Я решаю этот вопрос с помощью игровых занятий, в которые ввожу хорошо известные детям потешки. Они вызывают у ребенка желание двигаться, включиться в совместное игровое упражнение:
Скачет зайка маленький,
Около заваленки.
Быстро скачет зайка,
Ты его поймай- ка
Слайд 8
На этапе адаптации использую пальчиковые игры, в основу которых положено содержание потешек, пестушек. Они способствуют снятию напряжения, стабилизации эмоционального состояния. Потешки, сопровождающие игру пальчиков, забавляют детей, вызывают у них радость. С помощью пальчиковых игр у ребенка не только развивается мелкая моторика, но и речь.
Слайд 9
Процесс одевания на прогулку будет интересным и забавным, если приговаривать:
«Раз, два, три, четыре, пять,
Собираемся гулять!
Будем быстро одеваться,
Не зевать и не толкаться,
Будем дружно мы играть
И друг другу уступать!»
Слайд 10
Еда покажется вкуснее и аппетитней, если будете сопровождать её потешкой с «вкусным» содержанием.
Час обеда подошёл,
Сели деточки за стол.
Бери ложку, бери хлеб,
И скорее за обед.
Слайд 11
В адаптационный период особую роль играет создание предметно- развивающей среды, которая представляет собой центры развития в свободной, самостоятельной деятельности. Во всех образовательных центрах подобраны игрушки, отражающие сюжеты русского народного фольклора. Так, в центре познавательно – речевого развития дети могут рассмотреть картинки, иллюстрации, поиграть игрушками, отражающими персонажей этих произведений. В центре физического развития находятся игрушки – движители, лошадки – качалки, расписанные в стиле дымковской и городецкой игрушки, мячи с изображениями героев русских народных сказок и др. Все это помогает повысить интерес детей и закрепить представления об определенных правилах и нормах поведения детей.
Слайд 12
В первые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких людей, и только в совместной работе с родителями можно развить интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому, я веду работу с родителями по этой теме; в беседах, в папках - передвижках объясняю им ценность русского фольклора для воспитания детей. Так как ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. И это прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность.
Слайд 13
Таким образом, использование воспитателем малых форм русского фольклора в повседневной жизни детей, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, поступившего в ДОУ. Это тонкая ниточка, соединяющая ребенка и его семью на эмоциональном уровне, не должна
порваться с поступлением малыша в ДОУ, а наоборот стать крепче. Детские песенки, пестушки, потешки повышают эмоциональный настрой ребенка, побуждая к совместным действиям со взрослым, установлению доверительных отношений, а постепенное вовлечение ребенка в новую среду, правильно организованные систематические и планомерные воздействия предотвращают, сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности. Большое количество фольклорных жанров позволяет развлекать, развивать и обучать малыша ненавязчиво и разнообразно. Не пренебрегайте простыми стишками, сказками, загадками, песенками – в скрытой и игровой форме они учат маленького человека жизни.
Слайд 14
Спасибо за внимание