Марина Новокрещенова
Консультация «Гиперактивные дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Новокрещеновой М. В. ,
учителя-логопеда
ТОГАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Возрождение» г. Тамбова
Гиперактивные дети.
В детских садах, в школах всегда есть дети, поведение которых не может не обращать на себя внимание, а именно гиперактивные дети.
Публикация «Консультация „Гиперактивные дети“» размещена в разделах
Они постоянно проявляют неуёмную энергию- не в состоянии сидеть, лихорадочно бегают, что-то хватают. Состояние покоя у них практически нет. Такая повышенная двигательная активность, переходящая в двигательную расторможенность,является одним из множества симптомов, сопровождающих нарушения развития ребенка. Целенаправленное моторное поведение менее активно, чем у здоровых детей того же возраста. Импульсивность проявляется в неряшливом выполнении заданий, в несдержанности в словах, поступках, действиях, в неумении проигрывать, излишней настойчивости, в отстаивании своих интересов. С возрастом проявления импульсивности меняются: чем ребёнок старше, тем импульсивность более выражена и заметна для окружающих. Присутствие взрослого не является для таких детей сдерживающим фактором.
У гиперактивных детей память может быть в норме, но из-за неустойчивости внимания наблюдаются проблемы в усвоении материала. В младшем возрасте появляется нарушение речи. Ребёнок отвлекается на незначительные звуковые и зрительные сигналы, которые другие сверстники игнорируют. Тенденция к ярко выраженному снижению внимания наблюдается в непривычных ситуациях, особенно, когда необходимо действовать самостоятельно. Дети не проявляют упорство ни во время занятий, ни в играх, не могут досмотреть до конца любимую телепередачу. Переключение внимания при этом отсутствует, поэтому быстро сменяющие друг друга виды деятельности осуществляются редуцированно, однако при указании на ошибки, дети стараются их исправить.
В основе заболевания лежит недостаточность лобных долей мозга, которые отвечают за планомерность действий и за контроль поведения. Причиной могут быть токсикозы беременности, асфиксия (удушье, инфекционные болезни нервной системы, интоксикации и черепно-мозговые травмы. Кроме того, большую роль играет генетический фактор, если к тому же он подкрепляется низким социальным положением семьи, наличием тяжёлых разногласий между родителями. При этом травмы, интоксикации, асфиксия и токсикоз являются непосредственным фактором, вызывающим нарушения деятельности мозга. А генетически фактор определяет склонность к развитию именно синдрома гиперактивности.
Для того, чтобы помочь гиперактивному ребёнку, родители должны знать всё о данном синдроме. Прежде всего необходима консультация у психиатра. Лечение, которое назначает врач, должно быть комплексным, то есть сочетание медикаментозной терапии с психотерапией. Все методы должны сочетаться со спокойным поведением родителей в отношении ребёнка.
Родители должны использовать определённое правило и положительное подкрепление. Члены семьи обсуждают и устанавливают эти правила и обязанности, которые просты и понятны. Количество запретов и ограничений сводится минимуму. Необходимо поощрять ребёнка в каждом случае, когда ему удаётся довести начатое дело до конца.
Родители следят за выполнением ребёнка определенного распорядка дня. Если ребёнок научится выполнять режим дня, это поможет ему скомпенсировать недостаточно развитые навыки самоорганизации, а его поведение станет последовательным и уравновешенным.
Гиперактивные дети сложно выполняют многословные инструкции, которые дают взрослые. По этому задания с ребёнком нужно обсуждать и выбирать наиболее важные дела, с которыми он в состоянии справится и обязательно следует хвалить.
Применение методов в комплексе помогает гиперактивным детям достичь значительных результатов, постепенно преодолевать трудности в обучении, поведении, общении, но необходимыми условиями для этого являются своевременность, последовательность и достаточная продолжительность оказываемой помощи.
Список литературы:
1. «Проективные методы. Теория, практика применения к исследованию личности ребенка» .Бурлакова Н. С., Олешкевич В. И.
2. «Психология развития ребенка дошкольного возраста» Валитова И. Е.,
3. «Основы коррекционной педагогики». Гонеев А. Д., ред. Сластенин В. А.
4. «Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях. Проблемы и пути оптимизации» .Оверчук Т. И.
5. «Психолого-педагогическая помощь» Монина Т. Б.