Татьяна Бутузова
Гипер и гиподинамический синдром у детей-что это такое?
▼ Скачать + Заказать документы
1. Гипер и гиподинамический синдром у детей – что это такое?
Эти термины обозначают несколько важных симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга. Такими как: трудности обучения, трудности с контролирование собственной активности и поведения в целом.
Гипер (много, гипо (мало, - подвижные, активные. Выражаясь доступным языком не имеющие «золотой середины». И один и другой синдром имеет свои характеристики и объяснения.
Публикация «Гипер и гиподинамический синдром у детей-что это такое?» размещена в разделах
Чтоб понять процесс действия этого синдрома, рассмотрим, что же происходит с ребенком. Этот синдром бывает в результате повреждения мозга, как правило, родовые травмы. В следствии, таких причин повреждения мозга, часть клеток не работает, т. к. нервные клетки не восстанавливаются. Здоровые клетки начинают брать на себя функции потерпевших, начинается процесс восстановления. Помимо это организм ребенка растет и развивается. И на процесс восстановления и на процесс роста ребенка необходима энергия. И если у обычного ребенка энергия направлена на рост и развитие, то у гипердинамического ребенка идет большая затрата этой энергии. По этой причине ребенок с данной проблемой быстрей утомляется и больше подвержен стрессам.
В нервной системе есть два основных процесса - возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. То есть ребенок на фоне усталости не может остановиться, успокоиться самостоятельно.
При гиподинамическом синдроме нарушен процесс возбуждения. И вместо чрезмерной двигательной активности — наличие при быстрой утомляемости вялости, заторможенности.
2. Как это выглядит в жизни?
Гиперактивность.
- Какая-то «бестолковая» подвижность.
- Не всегда, но достаточно часто нарушения сна.
- Исследование носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер.
- Внимание очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.
- Как правило, моторные навыки развиваются в соответствии с возрастом, часто
даже опережая возрастные показатели.
- Раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть,
вставать на ножки, ходить и т. д.
- Довольно часто наблюдаются различные нарушения развития речи.
- Не ходят, а бегают.
- Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги
на ногу или подпрыгивают на месте.
- Не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках.
Об эмоциональных возможностях.
Гипердинамические дети, как правило:
- Не злы.
- Не способны долго вынашивать обиду или планы мести.
- Не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии.
- Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и не остановимы.
- Их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины.
(Познание, оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая
работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте.
А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребенка большие проблемы.
3. Как это выглядит в жизни?
Гипоактивность.
Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже
определяется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома верно все, что сказано выше о гипердинамическом синдроме, за исключением того, что в отличие от гипердинамических детей, дети с гиподинамический синдромом :
- малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда
стремятся спрятаться в тень,
- у них тоже есть трудности с концентрацией внимания, но вместо чрезмерной
двигательной активности — вялость, заторможенность,
- из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения у
гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены
структуры, его обеспечивающие.
До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный».
- Много спит.
- Поесть любит и в весе прибавляет хорошо.
- При наличии выбора выбирает хорошо знакомые и уже исследованные
игрушки.
- К новым людям насторожен и недоверчив.
- Моторные навыки гиподинамических детей часто слегка запаздывают с
развитием.
- Развитие речи также обычно пусть ненамного, но запаздывает. Часто ставят
диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР).
Гиподинамический ребенок — не «дурак». Но и подрастая, он остается каким-то полусонным. Кажется, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает.
Об эмоциональных возможностях.
- Рассердить или обидеть самого гиподинамического ребенка, по-видимому,
трудно.
- Чаще всего окружающие его люди не могут даже предположить, как глубоко и
трагично переживает этот ребенок собственную «тюфяковость» и для всех
очевидную неуклюжесть. Как правило, все близкие ребенку люди думают, что
«ему все все равно» только потому, что ребенок практически никогда не
демонстрирует своих чувств и не говорит о них.
Для гипердинамических и гиподинамических детей, настоящие проблемы начинаются вместе с поступлением в школу.
Поэтому важно диагностировать это лучше в дошкольном возрасте и быть готовым к работе над этой проблемой. [/b]