Анна Дандыль
Экскурсия для детей 5–7 лет «Герои Великой Отечественной войны в Музее обороны Москвы»
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках конкурса для детей, родителей и педагогов, посвященного 70-летию Победы в Великой отечественной войне «Расскажите детям о войне» была составлена
Образовательная урок-экскурсия для дошкольников "Герои Великой Отечественной войны в Музее обороны Москвы" ( Подготовила: воспитатель Дандыль А. А, ГБОУ школа 590 города Москвы)
Актуальность:
Воспитание патриотических чувств по отношению к Родине – важный элемент развития ребенка.
Публикация «Экскурсия для детей 5–7 лет „Герои Великой Отечественной войны в Музее обороны Москвы“» размещена в разделах
- Битва за Москву
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Московская область, город Москва
- Музейная педагогика в детском саду
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2015
Прививая заботу и уважение по отношению к ветеранам Великой отечественной войны, воспитывая уважение к памяти о Великой отечественной войне, педагог или родитель не только закрепляет знания о событиях 1941-1945 гг., но и воспитывает чувство гордости за свой народ, армию, вызывает в детях желание защищать своих близких и свою страну.
Дети часто задают вопросы о том, кто является врагом, кто другом, кого нужно защищать. Для того, чтобы информация о давних событиях, дающая ответы на перечисленные вопросы, усвоилась детьми, необходимо наглядно, доступно показать и рассказать им о войне 1941-1945 гг.
Так возникла идея создания данной экскурсии.
Возрастная категория детей :5–7 лет
Цель экскурсии :
познакомиться с уникальной музейной экспозицией, посвященной героям Великой Отечественной войны.
узнать о защите города, в котором дети живут, о жизни в тылу.
познакомиться с образцами военной техники, орденами и наградами того времени, посетить выставку военной техники и увидеть скульптуру Даниэля Митлянского «Реквием».
Рекомендуемые материалы при посещении музея : рабочие листы, планшетная папка, карандаши цветные, простой карандаш, фотоаппарат.
Рекомендации при проведении экскурсии :
• Предварительная работа:
- дать детям понятие ВОВ
- рассказать о правилах поведения в музее
• Родителям стоит напомнить о том, что в музей с детской коляской вход запрещен.
Рекомендуемые места остановки во время экскурсии :
- артиллерийские орудия различных калибров и гвардейский миномет "Катюша" перед зданием музея
- Зал №1 Первые месяцы войны
- Зал №2 Защита Москвы от вражеской авиации
- Зал №3 Героическая оборона Москвы
- Зал №3а Москва прифронтовая
- Зал №4 Контрнаступление
- Зал №5 Победа
- Зал №6 Память о войне и павших священна
Рекомендуемые мероприятия с детьми
(информация и вопросы для беседы, познавательные задания) :
Первая часть маршрута у музея
• Расскажите детям о том, что через этот район проходила третья линия обороны Москвы, и здесь до сих пор еще можно увидеть зарастающие окопы и блиндажи. (Спросите их о том, сколько, по их мнению придется выкапывать окоп в высоту человеческого роста и длиной равной длине двора перед зданием музея).
• Познакомьте детей с песней Матвея Блантера и Михаила Исаковского «Катюша» (Именем песни народ окрестил оружие, наводившее ужас на врага — ракетные минометы БМ) и покажите «Катюшу» детям;
Вторая часть маршрута – В залах музея
• В первом зале музея дети узнают о том, как проходила мобилизация и эвакуация из города детей. Предложите детям рассмотреть личные вещи солдат, офицеров. Спросите, что они думают о назначении репродукторов. Расскажите, какую роль они играли в жизни горожан;
• Во втором зале можно увидеть настоящий аэростат, предложите детям рассказать о том, как, по их мнению, он поднимается, сравните его с детскими воздушными шарами, наполненными гелием, обсудите разницу в их назначении. Обратите внимание на ретро-автомобиль и расскажите о том, что, не смотря на незамысловатость конструкции и отсутствие скоростного двигателя в технике, наши воины продвигались на большие расстояния и достигали успехов в сражениях. Возможность получить представление о том, как звучало предупреждения об авиационных налетах немецких бомбардировщиков, даст настоящая сирена. Предложите ребятам придумать как, по их мнению, должно называться помещение, в котором горожане прятались при бомбежке. Расскажите, где сейчас есть бомбоубежища;
• В третьем зале юные посетители музея увидят немецкий мотоцикл, пулемет, мины, снаряды, автоматы, медали. Расскажите, почему окна клеили лентой, а в темное время суток опускали шторы. Рассматривая фотографии, находящиеся здесь, обсудите с детьми то, что воевать с врагами в то время отправлялись даже старики и подростки. Отметьте, что не только оружие приходилось держать в руках детям войны, они работали и на заводах наравне со взрослыми. Обсудите, какую помощь оказывают дети своим домашним, а затем расскажите, какую помощь оказывали дети в годы ВОВ. (Например, подростки невысокого роста ставили ящики к станкам, чтобы видеть ход обработки детали. Их в шутку называли «подставочниками».)
• Рассматривая экспозицию зала 3а, обратите внимание детей на печатную машинку. Спросите детей, какой техникой пользуются сейчас, для печати текстов.
• Экспозиция четвертого зала даст возможность рассказать о том, что такое «подвиг». И например, рассказать о подвиге младшего лейтенанта А. С. Шевлякова, который чтобы прекратить губительный огонь из вражеского дзота, бросился на него и закрыл его амбразуру своим телом.
• В коллекции зала «Победа» можно увидеть не только фотографии освобожденных городов, рисунки фронтовых художников, но также сатирические плакаты. Попросите детей высказать предположения по поводу того, для чего создавались такие плакаты, могли ли они поднять дух москвичей. В этом же зале находятся рисунки художника Николая Жукова, сделанные на Нюрнбергском. Отметьте, что виновных в развязывании мировой войны люди осудили и наказали. Какой вывод сделали из этого юные посетители музея?
• В шестом зале выставлены документы, фотографии, личные вещи, парадные мундиры военачальников, ордена, фуражки Г. К. Жукова и А. П. Белобородова, а также стенд с фотографиями погибших. Опишите роль Г. К. Жукова в Великой Отечественной войне и покажите орден и медаль учрежденные в знак признания его заслуг.
Выполнение действий в рабочих листах:
Материал для работы с листами: карандаш простой, цветные карандаши, папки-планшеты с зажимом, распечатанные рабочие листы:
Рабочий лист № 1: Нарисуй пулемет.
Рабочий лист № 2: Обозначь на рисунке окна, а также их отличительную черту времен военного времени.
Рабочий лист № 3: Поиск соответствия изображению.
Рабочий лист № 4: Вспомни и раскрась.
Игровые действия в процессе экскурсии :
Игра 1. «Найди и нарисуй»
Материал к игре: Рабочий лист №1.
Ход игры: Детям предлагается, соединяя точки от 1 до 10, вспомнить, как называется этот предмет (пулемет? Вписать название в клеточки.
Игра 2. «Обозначь на рисунке»
Материал к игре: Рабочий лист №2.
Ход игры: Детям предлагается дорисовать недостающие элементы здания – окна и двери и отметить отличительную черту военных окон.
Игра 3. «Поиск соответствия изображению
Материал к игре: Рабочий лист №3.
Ход игры: Найди в зале нарисованные предметы, скажи, что их объединяет и чем они отличаются.
Игра 4. «Сопоставить картинки с оригиналом. Раскрасить.»
Материал к игре: Рабочий лист №4.
Детям предлагается вспомнить, для чего нужны наполненные газом шары, как они называются, зачем они поднимались в ночное время. Также дети могут раскрасить изображение аэростата.
Итогом данного проекта можно считать:
Наличие у детей первоначальных знаний о ВОВ.
Наличие первоначальных знаний о военной технике
Свободное общение с детьми о тыловой работе детей
Проявление детьми уважения к старшим
Отмечены высказывания с подчеркнутой гордостью за свою Родину
Дети проявляют заботу и внимательность к близким