Светлана логачева
Детская игра-конструктор по развивающей методике Воскобовича «Геоконт-математический планшет»
▼ Скачать + Заказать документы
Геоконт- математический планшет - детская игра-конструктор по развивающей методике Воскобовича.
Это многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Возможности геоконта настолько широки, что использовать его можно в развивающих играх и обучении деток с 3 лет, дошкольников и младших школьников. Геоконт или геометрик состоит из плоского поля и штырьков, расположенных на поле равноудаленно друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геоконтом также нужны резиночки. Я веду математический кружок «Заниматика» для детей старшего дошкольного возраста. В своей работе я использую математический планшет «Геоконт» или «Геометрик».
Публикация «Детская игра-конструктор по развивающей методике Воскобовича „Геоконт-математический планшет“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математический планшет. Геометрик, геоконт, геоборд
- Темочки
Что развивает Математический планшет?
"Математический планшет" - игра многофункциональная, затрагивающая сразу несколько областей: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую и конструирование. Ее можно использовать для развития логики, мелкой моторики, речи, воображения, координации и творческих способностей детей. Игры с резинками эффективно улучшают мелкую моторику рук. Это, в свою очередь, положительно сказывается на речевых и интеллектуальных способностях ребенка.
Цель игры:
Способствовать познавательно – математическому развитию детей.
Задачи:
1. Развивать умение ориентироваться на плоскости.
2. Развивать умение работать по схеме, видеть связь между предметами и явлением окружающего мира и его абстрактными изображениями;
3. Развивать мелкую моторику и координацию движений руки;
4. Развивать сенсорные способности, смекалку, воображение;
В зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей будет меняться цель и решаемые в ходе игры задачи. Уникальность игры в ее много вариантности. Игру можно использовать в НОД, в индивидуальной и подгрупповой работе, и в самостоятельной деятельности по желанию детей. Я работаю в младшей группе с детьми 3-4 лет, а кружок веду с детьми старшего дошкольного возраста. Возможности "Планшета" позволяет придумать очень много различных игр. С малышами мы играем в самые простые игры. Сначала просто учились правильно натягивать резиночки. самые первые и простые задачи на сравнение больше\меньше, длиннее\короче, верх\низ. Подбираем резиночки по цвету… У детей формируются первые математические навыки: они знакомится с цветами и геометрическими формами,
Игра «Столбики»
Цель: совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте;
Воспитатель «рисует» линию определенной высоты, и предлагает ребенку рядом изобразить линию выше и ниже. Задать ребенку вопрос: какой столбик выше: желтый или розовый и т. д.
«Линии»
Цель: совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине; Воспитатель «рисует» линию определенной длины, и предлагает ребенку рядом изобразить линию длиннее и короче. Задать ребенку вопрос: какая линия короче: желтая или синяя и т. д.
«Геометрические фигуры»
Цель: развивать представления детей о геометрических фигурах; развивать представления детей о том, как из одной формы сделать другую; формировать умение моделировать фигуры.
Воспитатель предлагает детям создать различные геометрические фигуры: предложить ребенку сделать треугольник красного цвета, а квадрат зеленого, прямоугольник - желтого; сосчитать сколько фигур зеленого цвета, а сколько желтого.
Сделайте квадрат, а сверху "нарисуйте" треугольник. Что получилось? Правильно, это домик!
С детьми 5-7 лет мы играем в игры посложнее.
«Геометрические фигуры» Цель: упражнять в умении составлять геометрические фигуры с помощью определенного количества резиночек, пользуясь приемом «пристроения». Уточнение представлений детей о геометрических фигурах; их элементарных свойствах (количество углов и сторон)
Описание игры. Воспитатель предлагает детям отсчитать 5 резиночек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: "Скажите, сколько потребуется резинок, чтобы составить треугольник, для одной стороны используем одну резиночку. Сколько потребуется резиночек для составления двух таких треугольников? У вас только 5 резиночек, но из них надо составить тоже 2 треугольника. Подумайте, как это можно сделать, и составляйте". При обсуждении пользоваться выражением "пристроил к одному треугольнику другой снизу" (слева и т. д.)
• Составить 2 равных треугольника с помощью 5 резиночек.
• Составить 2 равных квадрата с помощью 7 палочек.
«Пространственное ориентирование»
Цель: совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве,
понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, слева, справа);
закреплять знания названий геометрических фигур, цвета и величины.
Описание игры:
Воспитатель «рисует» на планшете геометрические фигуры (или просит детей «нарисовать») и задает вопросы:
Сколько треугольников сверху?;
Какого цвета треугольник снизу?;
Какая фигура справа от квадрата?;
Какие фигуры и какого цвета расположены слева на планшете?
Задание можно разнообразить, давая детям задания:
расположи слева квадрат и треугольник, а справа – две трапеции;
расположи снизу большой зеленый треугольник, а сверху два маленьких:
красный и синий.
«Деление круга на части»
Цель: развивать умение делить предмет на несколько равных частей;
познакомить детей с понятиями «диаметр» и «радиус».
Описание игры:
Воспитатель предлагает детям:
Разделить круг на две равные части
Разделить круг на четыре равные части
Разделить круг на шесть равных частей
Разделить круг на двенадцать равных час
Геометрия.
Пособие помогает объяснить такие геометрические понятия, как отрезок, угол, периметр, площадь, многоугольники и т. д.
Цель: познакомить детей с понятиями «угол», параллельные линии»,
«перпендикулярные линии» пересекающиеся линии. Ломаная линия. Виды углов. Воспитатель показывает детям, если соединить две линии получиться угол.
Уточняет, что углы бывают разные: острые и прямые. Попросить детей «нарисовать» резинками разные треугольники – и равнобедренные, и равносторонние. Объяснить детям, где какие получаются углы: прямые, тупые, остры. Нарисуйте многоугольник и попросите посчитать, сколько у него углов.
Если «нарисовать» две полоски рядом друг с другом, не пересекая их,
получатся две параллельные линии. Если пересечь две полоски под прямым углом – перпендикулярные линии.
«Изучаем цифры и буквы»
Цель: познакомить детей со схемой; развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, схемы; формировать умение воспроизводить картинки по уже готовой схеме; познакомить детей с цифрами и буквами.
На листе бумаги воспитатель чертит схемы написания цифр и букв и дает задание детям воспроизвести по данным схемам цифры или буквы на планшете.
«Загадки»
Цель: развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, по представлению; развивать фантазию и речь.
Описание игры:
Воспитатель загадывает загадки, а отгадки ребенок «рисует» резиночками на планшете.
• Варианты загадок:
• 1. От ветра он не прячется,
• А, грудь, подставив, катится. (Парусник)
Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
• Взвился вверх и улетел. (Бабочка)
• Хитрая плутовка
• рыжая головка
• Хвост пушистый краса
• Как зовут ее (ЛИСА)
Особенно интересным для группы детей будет совместными усилиями выполнить взаимодополняющую задачу, например, составить слово - каждый ребенок делает по одной букве, или проиллюстрировать сказку - каждый ребенок делает своего персонажа
Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете. Занимательные задачи, игры с буквами и цифрами, способствует развитию интереса, любознательности.
Данная игра дает возможность ребенку на чувственном опыте освоить некоторые базовые представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях: форма, цвет, размер, количество, часть и целое, положение в пространстве, сформировать любознательность и познавательную мотивацию. Работая в парах дети учатся общению и взаимодействию с взрослыми и сверстниками, формируется готовность к совместной деятельности, развивается самостоятельность, умение действовать по словесной инструкции т. е. происходит социально – коммуникативное и речевое развитие. Дети учатся творчески реализовывать свои замыслы, получать эстетическое удовольствие от своей работы и работ друзей. Развитие воображения будет способствовать получению творческих результатов во всех видах деятельности. Происходит физическое развитие через развитие координации движений рук, мелкой моторики рук. Обычно на занятиях дети после выполнения обязательных упражнений просят дать им возможность собрать "что-нибудь свое", не по теме. Я всегда им предоставляю эту возможность, мы рассматриваем вместе полученные работы, обсуждаем, сравниваем ("на что похоже").