Елена Ждановская
Гендерное воспитание дошкольников в игре
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «СШ №1 г. Вельска»,
СП «Детский сад №47 «Теремок»
Ждановская Елена Юрьевна, воспитатель
Гендерное воспитание дошкольников в игре.
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) является создание условий для его личностного развития, социализации и индивидуализации.
Публикация «Гендерное воспитание дошкольников в игре» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
В этой связи проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста будет достаточно актуальной при организации педагогической работы в детском саду.
Реализация задач по этому направлению осуществляется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и в формах, специфических для детей дошкольного возраста, то есть, прежде всего, в форме игры.
Содержание различного вида игр должно быть представлено разными элементами гендерной культуры :
— внешние различия мужчин и женщин (одежда, прически, доминирующие атрибуты);
— специфические виды деятельности (спорт, профессии, отдых, увлечения);
— особенности личностных качеств и поступков;
— правила взаимоотношений в быту, в общественных местах и т. д.
Наличие этих элементов позволит конкретизировать и дифференцировать представления мальчиков и девочек о перспективах и динамике собственного развития, о специфике семейных ролей, о взаимоотношениях людей разного пола.
Задача педагога — способствовать становлению устойчивого интереса детей к сфере гендерной культуры, становлению социально значимых ценностей и смыслов гендерного взаимодействия, формированию адекватных, соответствующих полу способов поведения.
Именно в игре дети могут увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки.
Например, детям младшего дошкольного возраста можно предложить дидактические игры «Оденем Машу на прогулку» и «Оденем Сашу на прогулку». Таким образом, рядом с куклой-девочкой появится кукла-мальчик, а дошкольники познакомятся с элементами женской и мужской одежды.
Мы с вами знаем, что девочки предпочитают спокойные игры на семейно-бытовые темы, а мальчики – активные игры с движениями. Поэтому в группе должны быть не только атрибуты игр «Парикмахерская», «Магазин», «Кухня», но и созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки», «Полицейские» со всеми необходимыми аксессуарами и различной техникой, а также конструкторами, строительными наборами и инструментами. Если развивающая предметно-игровая среда организована с учетом гендерных особенностей детей, то она способствует более гармоничному развитию личности ребенка, его социализации и индивидуализации.
При совместном воспитании мальчиков и девочек важной педагогической задачей является организация совместных игр и игровых ситуаций, требующих эмоционального сотрудничества детей разного пола. В процессе таких игр дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями, то есть мальчики принимали бы на себя мужские роли, а девочки — женские.
Например, игра «Семья» объединяет детей разного пола для выполнения «обязанностей», характерных представителям одной из половины общества. Появляются первые представления о социальных ролях папы и мамы, происходит усвоение детьми гендерного поведения.
Для обогащения представлений дошкольников о качествах мужественности, женственности и преодоления существующей разобщенности мальчиков и девочек можно организовать совместные игры. Например «Автосервис». Игровые роли мальчиков — водители, слесари-ремонтники, автомойщики; девочек – автозаправщицы, мойщицы, продавцы. Такое объединение игр детей разного пола способствует желанию играть вместе, сохраняя привлекательность ролей.
Организация подвижных игр также зависит от учета гендерных особенностей девочек и мальчиков. Для мальчиков старшего дошкольного возраста наиболее благоприятен режим большой двигательной активности (спортивные игры с метанием, бегом, лазанием, для девочек этого возраста подойдет режим средней двигательной активности (прыжки через скакалку, игры с мячом).
Сформировать представления, какими должны быть мужчины и женщины, очень важно, но ограничиваться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать эти представления. Для этого, прежде всего, используются естественные и создаются проблемные ситуации, близкие жизненному опыту детей. Немалую роль играет и личный пример поведения взрослого, который воспитывает ребенка.
Важной задачей дошкольных образовательных организаций является организация развивающей предметно пространственной среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную индивидуальность и активность, чтобы наиболее успешно реализовать себя.
Развивающая предметно пространственная среда позволяет создать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Она обеспечивает психологический комфорт, укрепляет здоровье, развивает и воспитывает, создает устойчиво позитивное настроение и доставляет удовольствие.
Одним из основных условий педагогической поддержки гендерного воспитания дошкольников является построение развивающей дифференцированной предметно -пространственной среды и вовлечение детей в свободную игровую деятельность. Она должна быть разной для мальчиков и девочек и при этом на каждой возрастной ступени должна дополняться, изменяться.
Дифференцированная развивающая предметно- пространственная среда обеспечивает разные виды активности детей (игровую, интеллектуальную, физическую, поисково-исследовательскую и др) и при этом выступает основой для развития самостоятельной деятельности каждого ребёнка с учетом индивидуальных и гендерных интересов.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра не требует от ребёнка значимых поступков, но именно игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы.
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей, которые принимают на себя дети в ходе игры, включает своеобразное использование вещей и предметов.
Сюжет игры — это ряд событий, объединенных жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени : соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер; ставит градусник, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
Непосредственные мотивы игры с возрастом детей изменяются, определяя содержание игр. Если у младшего дошкольника основная побудительная причина игры — действие с привлекательными для него предметами, то для ребенка старшего дошкольного возраста основной мотив — воспроизведение отношений, в которые вступают -друг с другом изображаемые в игре взрослые. Для школьника основное в сюжетно-ролевой игре — проявление высоких моральных качеств, которыми отличается тот или иной человек (храбрость, честность и др.).
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом, покормим мишку, уложим мишку спать: снова покормили и снова уложим спать. Причем интерес к действиям часто доминирует, поэтому цель игры ускользает из поля зрения ребенка. Например, девочка усадила своих дочек за стол, ушла готовить обед, увлеклась действиями с кастрюлькой, сковородками, а дочки так и остались не накормленные.
У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить и пр. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с тем или иным действиями: Я – мама, Я – врач. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиями с предметами: Мама выбирает для игры игрушки или предметы, которые необходимы для выполнения обеда, купания ребенка. Врач подбирает для лечения карандаш – градусник, рвет бумажки для горчичников, из бутылочки наливает воображаемое лекарство и т. п. Дети предпочитают исполнять роли тех взрослых, деятельность которых требует определенной атрибутики: у мамы – набор предметов быта; у врача – медицинские инструменты, лекарство.
Таким образом, разыгрывается роль, дети младшего дошкольного возраста используют игрушки, реальные предметы (ложка, тазик для купания куклы, а также предметы заместители (карандаш или палочка становится в игре – ножом, ложкой, градусником, шприцем). Ролевое взаимодействие между играющими осуществляется посредством предметно – игровых действий. Врач лечит больного, измеряя температуру, делая уколы и т. п.
Сюжетно-ролевая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ (мамы, доктора, водителя) и образцы его действий. В сюжетно-ролевой игре ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно в соответствии с ролью. Игра изменяется с возрастом и к концу дошкольного возраста достигает высокого уровня.
Мы постараемся раскрыть суть гендерного подхода к организации игр.
Гендерное воспитание осуществляется через различные игры :
Сюжетно-ролевые
Дидактические
Словесные
Имитационные
Настольные
Подвижные
Народные
Игры-состязания
В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребёнок выполняет определённую социальную функцию, дифференцированную по полу.
Играют мальчики
Игры мальчиков более предметны.
Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) - у мальчиков.
В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.
Мальчики стремятся к лидирующей роли.
Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовывать, достичь положительного результата, отстоять своё мнение, защитить себя
Надо учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию. Просто нужно предоставить им это пространство и следить, чтобы игры не носили агрессивного характера.
Мальчики очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек, при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы "сборно-разборные модели транспорта".
Ролевые игры - лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов.
Например, игра "Врач и пациент" идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо.
Сюжетно-ролевая игра мальчиков 4-5 лет имеет свои особенности, которые проявляются в игровых интересах, выборе сюжетов, игровых умениях, игровом творчестве. Эти особенности являются как традиционными, так и новыми, современными.
К современным особенностям относятся игровые интересы мальчиков, связанные с социокультурным пространством жизни, т. к. они многое заимствуют для игр из мультфильмов, рекламы, кино.
Мальчикам предлагается игра, ориентированная на поисковую деятельность.
Игра «Путешествие», где ребёнок проявляет конструктивные и изобретательские способности (собирает бинокль, сам по карте составляет маршрут своего путешествия, разбивает палатку, погружается на морское дно, ведёт переговоры по средствам рации, телефона, компьютера, сигналов, в которой ребята имеют возможность проиграть в мужской модели поведения.
Например. Воспитатель наблюдает, как мальчик длительное время возит машину, обращается к нему: " Как сильно гудит мотор у твоей машины! Что с ним случилось?" Мальчик поставлен перед необходимостью принять и решить новую игровую задачу, реализовать в игре одну из возможных его будущих социальных ролей. Мальчик "ремонтирует" свою машину, воображаемым насосом накачивает колеса. Воспитатель помогает дальше развернуть его игру: " После ремонта что-то твоя машина не очень чистая" или "Я опаздываю, ты не отвезешь меня на работу?" После игры мальчику необходима эмоционально положительная оценка его игровых действий: " Как ты хорошо водишь и ремонтируешь свою машину! Когда ты вырастешь, то можешь стать замечательным шофером".
Играют девочки
У девочек лучше развит вербальный интеллект (т. е. связанный с речью). Это вербальное превосходство проявляются в различных формах. Так, девочки лучше решают задания, в которых требуется найти словарные аналогии, они лучше и быстрее понимают письменный текст. Боле раннее речевое развитие девочек общая закономерность до подросткового возраста, что позволяет легче устанавливать контакты с другим детьми, осваивать разнообразные социальные роли, вязаные с умением подчиняться и выполнять правила.
С момента рождения девочки более зависимы от взрослых; опекающее, заботливое отношение к ним родителей становится источником чувства подчиненности и несамостоятельности. Поэтому они с большим удовольствием подражают мамам и бабушкам и любят играть во «взрослую жизнь». Поскольку у девочек чувство самобытности развивается через идентификацию с матерью, их отношения с окружающими базируются на зависимости от других людей и привязанности к ним. Девочки учатся быть внимательными, рано осознают необходимость думать, прежде всего, о других.
Девочки чувствительнее к шуму, меньше кричат сами и предпочитают более спокойную обстановку. Ярко выраженная привязанность девочек к мягким игрушкам объясняется тем, что у них выше кожная чувствительность. Поэтому то они так отзывчивы на ласку, прикосновения, поглаживание.
Игры девочек развивают способность к сотрудничеству. Игры в дочки-матери или куклы являются ролевыми играми, в которых отсутствуют элементы соревнования. А в соревновательных играх, девочки совершенствуют скорее личные качества, нежели навыки группового общения. Девочки тоже соревновательны, но на уровне межличностных отношений: в споре и в сравнении друг с другом.
А вот в традиционных девчоночьих прыжках через скакалку, «классиках» играют по очереди, тут соревновательность – не главное, поскольку победа одного не обязательно означает поражение другого. Девочки предпочитают продолжать общение вне игры, нежели разрабатывать ее правила во избежание споров.
Самодеятельные игры девочек зарождаются в маленьких, «близких» группах. Девочки совершенствуют навыки общения, учатся дополнять друг друга, взаимодействовать через игровой предмет (игрушку, игровой атрибут). В таких играх практически отсутствует повод для возникновения конфликтов, а правила настолько универсальны, что их трудно нарушить. Вместе с тем, девочки оценивают правила как хорошие и начинают им следовать лишь в том случае, если они принимаются всеми играющими и не вызывают конфликтов. При этом девочки более терпимы к исключениям из правил и игровым нововведениям. Они активно и охотно общаются с ровесниками, как своего, так и другого пола. Играющие девочки чаще ссылаются на то, что сказал предыдущий участник игры или собеседник в игровом диалоге. Они вежливо слушают, терпеливо ждут своей очереди высказаться и легко уступают слово, давая каждому возможность сообщить свое мнение. Даже могут выразить свое согласие с чужим мнением, но при этом сформулировать прямо противоположный вывод или иное решение. В таких ситуациях условное согласие – форма компромисса для сохранения мирных отношений и эмоционального комфорта. Девочки более легко и гибко адаптируются в группе сверстников, охотно подстраиваются под игрового партнера.
Нам, педагогам, следует иметь в виду, что даже самые активные девочки охотно уступают мальчикам главные роли и право устанавливать игровые правила, если оказываются в смешанной игровой команде. Свободные игры девочек менее интересны для мальчиков, чем наоборот, поскольку девочки довольно охотно принимают приглашение мальчиков в совместную игру.
Девочки в своих играх направлены на «обживание» и обустройство небольшого пространства. Самодеятельные игры девочек, как правило, ориентированы на использование ближнего зрения и обустройство ближнего пространства, в котором они любовно и аккуратно расставляют игрушечную мебель, раскладывают одежду, посуду и другие кукольные принадлежности. Замкнутое и небольшое по объему игровое пространство (отгороженный ширмой или занавесом угол комнаты, накрытый покрывалом или скатертью стол) девочки находят более привлекательным, уютным и комфортным.
Девочки старшего дошкольного возраста очень любят мелкие игрушки, для которых они создают миниатюрное жилое пространство и своими руками обустраивают быт: мастерят лоскутные (объемные) и силуэтные (плоские) куколки, шьют или вырезают из бумаги кукольную одежду, готовят аксессуары из бусинок, бисера, пуговиц, природного материала. Все эти мелочи девочки считают важными для «жизни» своих игрушек и развития игровых сюжетов. При этом сам кукольный домик может быть создан из чего угодно: из картонной коробки, маминой хозяйственной сумки, выдвижного ящика стола, расстеленного на полу платка или полотенца. Игровой домик девочек легко возникает даже в альбоме для рисования, заполненном всеми необходимыми вещами и портретами куколок – принцессами, часто напоминающими своих хозяек.
Ролевые действия девочек более последовательны, обдуманы, предсказуемы, стабильны, чем у мальчиков. Они тяготеют к многократным повторам с небольшими вариациями, поэтому уровень развития игровых умений у девочек несколько ниже, а диапазон сюжетов уже, чем у мальчиков.
Игры девочек более вербальны (словесны, в то время как игры мальчиков более действенны и предметны. Девочки играют в «Семью», «Дочки-матери», «Детский сад», «Больницу», «Аптеку», «Кафе», «Школу», «Магазин», «Центр красоты», «Супермаркет», «Ювелирную мастерскую», «Конкурс красоты», «Показ мод» и т. д.
Современные исследования показали, что сюжетно ролевые игры – оптимальный способ преодоления негативных ролевых стереотипов детей. Например, игры «Больница», «Поликлиника», «Центр здоровья» и другие идеально походят для решения данной задачи. Мальчики и девочки могут меняться ролями. При этом девочки берут на себя мужские роли и учатся быть ответственными, решительными, а мальчики научаются заботиться о ком либо. Дети, имеющие разноплановый опыт игрового взаимодействия (в том числе полоролевого,обнаруживают боле высокие показатели развития интеллекта и воображения. Поэтому как воспитатели, так и родители с помощью гибкого распределения ролей могут деликатно корректировать те или иные негативные проявления в полоролевом поведении детей.
При воспитании детей с учётом их гендерных особенностей следует обращать внимание на следующее:
- на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики.
- на достаточность и полноту материала для игр
- на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр- путешествий.
Роль воспитателя/родителя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.
«Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребёнок, а мальчик
или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления,
эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по- разному.
Но обязательно очень любить!»
(В. Д. Еремеевой психолог).
Список информационных источников:
1. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. – Москва: ФОРУМ, 2019. – 144 с.
2. Бабаева, Т. Н. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Т. Н. Бабаева. – Санкт-Петербург: Детство- Пресс, 2017. – 192 с.
3. Баранникова, Н. А. Полоролевое воспитание детей в свете задач федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. А. Баранникова // Вестник РМАТ. – 2017.- № 1.- С. 76 – 80.
4. Белая, К. Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы / К. Ю. Белая. – Москва : Перспектива, 2017. – 290 с.
5. Геодакян, В. А. Игровая деятельность в детском саду: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / В. А. Геодакян. – Москва : Мозаика-Синтез, 2020. – 121 с.
6. Доронова, Т. Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду /Т. Н. Доронова. – Москва : Линка – Пресс, 2020. – 212с.
7. Дуброва, В. Н. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В. Н. Дуброва, Е. П. Милашевич. – Москва : Новая школа, 2020. – 128 с.