Бережнова
Гендерное воспитание дошкольников в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Под влиянием педагогов дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину. На этапе завершения дошкольного образования ребёнок должен иметь первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявлять уважение к своему и противоположному полу.
Темочки:
Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Наблюдая за детьми иногда можно увидеть, что девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умеют договариваться в игре, распределять роли.
Гендерное воспитание дошкольников ставит перед нами следующие задачи:
1. Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения.
2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педагогическом процессе.
3. Построение соответствующей развивающей среды.
Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.
В группах детского сада должны быть созданы условия для игр. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок», игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства. Для мальчиков - «Пожарные», «Моряки», «Военные», «Рыцари» и другие, где мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские.
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. Должно быть несколько видов конструкторов, начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений. Так же должны быть и образцы построек, мелкие игрушки для обыгрывания.
Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек.
Гендерный подход находит своё отражение и при воспитании культурно-гигиенических навыков. В старших группах на дверях туалетной комнаты можно поставить таблички с условными знаками, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам или девочкам.
Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых желательно оснастить необходимым оборудованием, инструментами и материалами - Детскую кухню и Мастерскую, а также знакомить детей с мужскими и женскими профессиями.
Специально организованная деятельность направлена и на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре, обычаях и традициях народного воспитания, об основах этикета.
Музыкальная деятельность. На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делается акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости, (наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.
Физическая культура. Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.
Обобщая все вышесказанное, делаем вывод, что всё в детском учреждении, и предметно-развивающая среда, и все виды деятельности ставят перед собой цель – заложить основу в воспитание гармоничной личности, полноценного члена общества, причём с определённой половой принадлежностью, способной к продолжению рода и к сохранению традиционных ценностей.