Наталья Каблукова
Гелевая техника как способ развития речевой деятельности детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время увеличилось количество детей, развитие которых осложнено сопутствующими нарушениями слуха, зрения, тяжёлыми нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра.
Современные коррекционные образовательные учреждения, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов работы. Они обусловлены отсутствием регламентирующих документов, учебников, специального дидактического инструментария, публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт.
Публикация «Гелевая техника как способ развития речевой деятельности детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Однако, социальный заказ законных представителей ребё нка с ОВЗ весьма значителен: адаптация в обществе, формирование элементарных культурно-гигиенических навыков, развитие речи и правильность звукопроизношения, овладение навыками счёта, чтения.
На сегодняшний день в период введения ФГОС ДО предъявляются требования к созданию условий для развития дошкольников, в том числе и к условиям развития коммуникативной компетентности:
- обеспечение социальной ситуации развития ребенка;
- формирование потребности в общении со взрослыми и сверстниками;
У всех детей, с которыми мне довелось работать по результатам медико-психолого-педагогического обследования на фоне задержки психического развития выявлены сопутствующие нарушения. Это – синдром двигательных расстройств, эписиндром, ДЦП церебрастенический синдром, нарушение зрения, речедвигательные расстройства (дизартрия, нарушения слуха.
Зачастую речь у большинства детей с ОВЗ спонтанно, самостоятельно не развивается. Страдает процесс накопления словаря, процесс отбора слов и оперирования ими в речевой деятельности, процесс динамической структуризации слов.
Корковые поражения в определённой мере сказываются на недостаточности и слабой дифференциации ощущений и восприятии. У детей с трудом формируются представления и понятия, они не могут устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и выделять главное, делать отвлечения и обобщения.
Для создания условий разностороннего развития ребёнка, автором разработано и апробировано дидактическое пособие гелевая техника.
Пособие представляет собой листы тонкого пластика (файлы) с запаянным в них разноцветным косметическим гелем. Благодаря герметичности пособие безопасно, не токсично.
Почему для работы выбран данный материал?
Гель обладает пластичностью, способностью сохранять форму, имеет разнообразные цвета и оттенки.
Что такое гелевая техника?
Это авторское пособие, которое
•позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребёнка, снимает негативные проявления;
•используется для формирования положительного эмоционального настроя на совместную деятельность, речевой мотивации;
•формирует навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности;
•развивает собственные тактильные ощущения;
•активизирует активные и пассивные движения рук;
•развивает воображение, мышление, концентрацию внимания;
•направлено на расширение, накопление, активизацию словаря;
•способствует формированию представления об окружающем мире;
•применяется для проговаривания потешек с одновременной прорисовкой элементов;
•используется для закрепления математических представлений, пространственной ориентировки;
•применяется для закрепления понятий об основных формах, величинах, цвете;
Гелевые пластины используются так же при обучении грамоте детей с нарушенным слухом, кохлеарным имплантом.
Полученные результаты сравнительного мониторинга на конец учебного года свидетельствуют о том, что целенаправленная педагогическая коррекция детей эффективна, применяемые образовательные стратегии целесообразны.
Результаты применения данных приёмов и методов отмечены специалистами городской ЦПМСС.
Нетрадиционные методы и приёмы обучения детей с ОВЗ (в том числе гелевая техника) были представлены педагогическому сообществу г. Каменска-Уральского.
Для ознакомления с нетрадиционными методами и приёмами в обучении детей с ОВЗ в группе создан родительский клуб «Учимся, играя»
Варианты дидактических игр-упражнений.
«Солнышко»
Цель: закрепление цвета, формы, величины. Побуждать действовать в соответствии с инструкцией. Проговаривание потешки.
Пособие: гелевые пластины желтого цвета.
Ход:
Взрослый ребром ладони, пальцем прорисовывает на своем листе с гелем лучики солнышку. Ребёнок должен повторить тот же рисунок на своём листе.
- Посмотри, какое солнышко! Нарисуй лучики солнышку. Покажи, где длинные лучики, где короткие. Жёлтое солнце. Покажи, где круг.
Говори вместе со мной.
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки -
Очень рады солнышку.
«Ручейки»
Цель: учить согласовывать движения руки. Проговаривать стихотворения за взрослым и самостоятельно. Закрепление пространственных представлений «вверху-внизу».
Пособие: гелевые пластины голубого цвета. Картон с изображением рыбки внизу листа и птички вверху.
Ход.
Взрослый прорисовывает волнистые горизонтальные линии сначала одним пальцем, потом всеми пальцами, ребром ладони. Ребёнок сначала повторяет за взрослым, затем прорисовывает самостоятельно.
Бежал ручей по камешкам,
Бежал, бежал, бежал.
Потом в глубокой лужице
Лежал, лежал, лежал.
То снова он помчался вскачь,
То будто бы уснул.
Увидел речку - прыг туда
И сразу утонул!
- Покажи, где рыбка? Внизу. Где птичка? Вверху. Говори вместе со мной.
«Буква «А»
Цель: закрепить представление о букве А, развивать память, мышление, внимание;
Пособие: гелевые пластины красного цвета, картон с изображением буквы А.
Ход: взрослый читает стихотворение.
- Что везешь,
Автомашина?
- Все, что есть
на букву А.
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.
- Какой первый звук в слове автомашина? Арбуз? Абрикос? Правильно, звук А. Посмотрите, это буква А. Нарисуйте букву А в воздухе, теперь на пластине. Попробуйте нарисовать без подсказки.
Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад № 27 компенсирующего вида»
г. Каменска-Уральского
Каблукова Н. В.