Ирина Тесля
Газета для родителей «Дошколенок»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день к дошкольному образованию предъявляются новые требования. В том числе к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. В Законе “Об образовании” сказано, что “родители являются первыми педагогами своих детей”, и “в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений”. Плодотворная работа по воспитанию ребенка возможна только в атмосфере сотрудничества, взаимодействия и доверия.
Публикация «Газета для родителей „Дошколенок“» размещена в разделах
Существует множество форм взаимодействия ДОУ и семьи. Это родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, родительские клубы, тренинги, КВНы, круглые столы, практикумы, совместные досуги и праздники и т. д. Сейчас разрабатываются новые технологии, новые формы взаимодействия ДОУ с семьями. Одна из таких новых форм – газета для родителей.
Своими истоками родительские газеты уходят в стенды, для родителей имеющиеся в каждой группе. Такие стенды создавались всегда и в практике чаще называются родительскими уголками. Они есть и сейчас.
В настоящее время появились и настоящие газеты для родителей, которые издаются в детском саду.
Принципиальное отличие газеты от стенда состоит в том, что газета издается в каждой группе и строго ориентирована на конкретных родителей и детей. Каждый номер газеты посвящается только одной теме. Авторами газеты в равной степени являются педагоги ДОУ и родители. Если говорить о родителях, то чаще всего опытом семейного воспитания делятся мамы, реже папы. Эти статьи всегда находят отклик у наших читателей. Такому опыту легко подражать, ведь социальная ситуация примерно одинакова у всех родителей : большинство из них - молодые мамы и папы, их дети одинакового возраста, воспитательные возможности тоже примерно равны.
Цель газеты : сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым неактивным родителям захотелось принять участие в жизни группы.
Выпуск газеты – дело не простое, оно требует определенных журналистских умений. Важно отобрать такие факты, которые будут интересны многим родителям и полезны в деле воспитания детей; чтобы информация легко понималась любым человеком; хорошо, если газета иллюстрируется рисунками, фотографиями, это делает ее яркой и привлекательной.
Таким образом, можно утверждать, что родительская газета в современном виде стала прямым продолжением традиционных родительских уголков. Она является эффективной формой педагогического информирования родителей.
Наш педагогический коллектив давно ведет поиск новых, эффективных форм взаимодействия с родителями, накоплен интересный опыт, сложилась определенная система взаимодействия с родителями, с семьей, основным условием которой является активное участие родителей в педагогическом процессе.
Газета для родителей и способ педагогического информирования семьи, и форма взаимодействия педагогов с родителями, и средство развития творческих способностей воспитателей.
Газета, как форма взаимодействия с семьей, хороша еще и потому, что здесь совершенно исчезает элемент "принуждения", о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию даже интересной и значимой информации. Газету можешь читать, можешь просмотреть, можешь просто ее не взять, а можно прочитать и применить в практике воспитания собственного ребенка, да еще и хранить ее вместе с фотографиями в альбоме, как историю развития своего сына или дочери.
В газету можно написать заметку о своем малыше, о секретах семейной педагогики, можно принять участие в конкурсах, которые регулярно проводятся, и все это делается добровольно.
Цель газеты для родителей "Дошколенок" :
• обеспечить психолого-педагогическое информирование родителей;
• способствовать формированию нового менталитета родителей как воспитателей и изменить саму сущность их взаимодействия сначала с детским садом, а потом и со школой.
Размер газеты не велик, поэтому каждый номер посвящен только одной теме. Она определяется актуальными проблемами возраста детей данной группы, интересами и потребностями родителей, творческими пристрастиями педагогов, выпускающих газету.
Содержание газеты разбито на основные рубрики:
«Колонка редактора» - данная рубрика содержить вступительное слово редактора, посвящённое тематике номера, обращение к родителям.
«Обучение и воспитание» - статьи, посвящённые актуальным вопросам воспитания и обучения, подготовленные специалистами, работающими с детьми, (возможно, по запросу родителей). Эта рубрика предлагает так же материалы, информирующие родителей об особенностях работы нашего ДОУ – программы и технологии, направления развития учреждения, инновационная деятельность в детском саду.
«Здоровый ребёнок» - материалы, освещающие физкультурно-оздоровительную работу с детьми, работу по обеспечению безопасности жизнедеятельности (формирование у дошкольников сознательной установки на здоровый образ жизни, физическое воспитание, спорт).
«Приятного аппетита» - информацию о питании в детском саду, советы приготовления от поваров детского сада и родителей.
«Ваши маленькие творцы» - публикуются творческие работы детей, статьи и фотографии по изобразительной и театральной деятельности, ритмике и др.
«Новости детского сада» - будет содержать информацию о планах, событиях, жизни детского сада.
«Конкурс» - информирует родителей о конкурсах, проходящих в детском саду и их результатах.
«Фотоотчет» - содержит фотографии разных мероприятий, а также интересных моментов в жизни группы.
«Инфо» - это официальная информация об изменениях в нормативно-правовой базе, объявления для родителей. В данной рубрике родители так же могут размещать свои объявления.
Организация работы по выпуску каждого номера газеты проходит по следующему алгоритму:
• Изучении социологического запроса (проведение анкетирования родителей, анализ анкетных данных);
• воспитатели собирают информацию по теме номера: высказывания детей, описание возникших в группе педагогических ситуаций, рисунки детей и т. п.
• родители (если хотят) пишут заметки о своем опыте семейного воспитания, приносят фотографии детей;
• все специалисты ДОУ периодически готовят материалы в соответствии с темой номера;
• воспитатели редактируют газету, осуществляют компьютерную верстку, форматируют, корректируют, выпускают каждый номер газеты.
Таким образом, можно констатировать, что в орбиту взаимодействия вовлечены все участники целостного педагогического процесса: администрация учреждения, воспитатели, родители, узкие специалисты, психологическая и медицинская службы.
Все педагоги, работающие над очередным выпуском газеты, искренне стремятся к социальной и профессиональной компетентности, общности интересов, к укреплению связей с родителями воспитанников, стараются продумывать и в содержательном и в эстетическом плане каждый номер газеты, чтобы донести необходимую информацию до каждого читателя.
Нами было проведено анкетирование «Ранжирование форм взаимодействия семьи и ДОУ», в котором участвовал 21 человек. Анкетирование показало что, газета, по мнению трети родителей, лучше, чем другие формы взаимодействия удовлетворяет их потребности в информации о воспитании детей.
Наш опыт показывает, что газета как форма взаимодействия является эффективным средством приобщения родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе. У родителей в результате этой деятельности проявляется интерес к тому, чем живет их ребенок, появляется желание принять участие в жизни детского сада. Результатом нашей работы стало активное участие родителей в организации и проведении тематических занятий, праздников, досугов, днях здоровья, экскурсиях, проектной деятельности. Они с удовольствием откликаются на обращенные к ним просьбы педагогов принять участие в благоустройстве территории детского сада, выставках, соревнованиях.
Таким образом, родительская газета - одна из эффективных форм взаимодействия с семьями, ее эффект усиливается, если газета включается в общую систему совместной работы (беседы, собрания-студии, консультации)
Газета для родителей, как форма взаимодействия ДОУ и семьи способствует установлению сотрудничества, взаимопонимания между субъектами целостного педагогического процесса.