Миркашева Ляйсан
Сценарий праздника «Тукай нас учит»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника «Тукай - безне й р кт ”
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями Г. Тукая;
вспомнить знакомые произведения великого поэта;
воспитывать любовь и интерес к творчеству татарского поэта Г. Тукая;
создать эмоционально-положительное настроение и отношение к произведениям великого поэта.
Оборудование: зал красиво оформлен цветами и портретом Г. Тукая
Публикация «Сценарий праздника „Тукай нас учит“» размещена в разделах
Предварительная работа: знакомство с писателем и его творчеством,чтение, инсценирование, разучивание произведений поэта.
Ход: под музыку песни «Б йр м б ген» дети входят в зал.
Ведущий: Бар к еллелек б тен доньяда, бар бер ямь б ген!
Н рс д н бу? Мин бел м, б йр м б ген, б йр м б ген!
Показ презентации. Ребята, мы сегодня собрались отмечать День рождение великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в маленьком ауле Кушлавыч (Арского района РТ) в семье муллы Мухаметгарифа. Трудная судьба выпала на долю поэта. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец, а через несколько лет он становится круглой сиротой. Хрупкий, болезненный мальчик переходит из рук в руки. Апушу (так называли Габдуллу в детстве) было 6 лет, когда его привозят в дом Сагди абзый - крестьянин из деревни Кырлай, душевно добрый человек. До девяти лет Габдулла жил в этой деревне. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку. Всего 3 года прожил Габдулла в Кырлае, но годы, проведенные там, стали особенными. На всю жизнь он полюбил жителей Кырлая, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания. Жить бы да поживать здесь, в этом «дивном крае», вместе с хорошими людьми, заменившими ему отца и мать. Но вспомнила о нем его тётка, проживавшая в Уральске, замужем за торговцем. Им нужен был помощник. И вот Габдуллу увезли в Уральск. Мальчик попал в новую семью. Его стали часто попрекать куском хлеба, ругали, унижали. Гордый мальчик не выдержал унижений и упреков и ушел жить в медресе. Жить было очень трудно, и чтобы не умереть с голоду, ему приходилось совмещать учёбу с работой водовоза и сторожа. Габдулле в эти годы посчастливилось посещать русский класс при медресе. Здесь он впервые прочитал стихи Пушкина, Лермонтова. Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, и сам хорошо пел. Учась в медресе, Тукай начинает сам писать стихи. Тукай переезжает в Казань, где создает свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы.
Игра викторина «презентация»
А сейчас дети расскажут стихи Г. Тукая
Ленивый пёс (Пер. А. Ахундовой) (Егор)
Не живёт, а блаженствует пё с у меня:
Целый день звонкий лай, беготня и возня.
На меня он с таким умиленьем глядит,
Ну, вот-вот улыбнётся и заговорит.
Иногда он лежит после сытной еды,
Морду в лапы уткнёт и не знает беды.
Племя мух начинает его донимать…
Пёс ленивый! Ему бы их прочь отогнать!
Он лежит и следит за мушиной вознёй,
Лишь сверкнёт из-под век его глаз озорной.
Но когда почесать себе ухо встаёт,
Разлетается тут же мушиный народ.
Дитя и мотылёк Перевод В. Думаевой-Валиевой (Влада,Ибрагим)
Дитя
Мотылёк, мотылёк,
Расскажи мне, дружок:
Целый день ты летал,
Как же ты не устал?
Что ты ел? Что видал,
Пока всюду летал?
Расскажи про своё
Мне житьё и бытьё.
Мотылёк
Я живу по полям,
По лесам и лугам,
В ясный день на свету
Веселюсь на лету.
Солнце летнего дня
Нежит, холит меня,
А цветов аромат
Утоляет мой глад.
Добрым будь. Коротка,
День — вся жизнь мотылька,
Пожалей, полюби,
Ты меня не губи.
Птицам (Пер. В. Думаевой-Валиевой) (Лиза, Асель)
Не пугайтесь, птицы, если вы увидите меня,
Я не трону вас, послушать подошёл так близко я.
Пойте, что Аллах на души вам сегодня положил,
Я пришёл к вам безоружный и силков не захватил.
Пойте, пойте, я не стану счастью вашему мешать,
Разве я не понимаю, мне ль цены ему не знать!
Не пугайтесь, пойте, птицы, слушать стану и молчать,
Только чтобы вас послушать, перестану я дышать.
(под музыку в зал вбегает Шурале и танцует).
Шурале: Сколько здесь детишек, красивых ребятишек. Сейчас я вас пощекочу.
Ведущий: Погоди - ка, не спеши. Ты пришел к нам в гости, а поздороваться забыл.
Шурале: Ой, простите. Ис нмесез! Здравствуйте! А для чего вы все здесь собрались, если не секрет.
Ведущий: Мы собрались отмечать День рождение великого поэта Габдуллы Тукая.
Шурале: А-а, я его знаю. Это он послал Батыра, чтобы тот прищемил мне пальчики.
Ведущий: Ну что ты, не расстраивайся. Давай вместе веселиться.
Шурале: Веселиться я люблю. Ребята, вставайте в круг, поиграем.
Воспитанники встают в круг. Хороводная игра: «К рс т ле ск нем»
Шурале: А теперь повторяйте за мной. Руки вверх, в стороны, вниз, вверх, в стороны, вниз. (пока дети выполняют, Шурале пытается пощекотать детей)
Ведущий : Ребята, посмотрите, кто к нам идёт. Вы её узнали? Кто это?
Дети: Су анасы! Водяная.
(Су анасы под музыку заходит в зал) .
Суларга карыйм ле,
Ч чемне тарыйм ле.
Чумып бакалар бел н
Бер уйнап алыйм ле.
Шурале: Ис нме, Су анасы! Айда с ребятами поиграем.
Су анасы: Я водяная – Су анасы. А ищу я свой волшебный гребень. Не забрал ли какой мальчишка из вашего детского сада? (Подозрительно смотрит на мальчиков.) А то в прошлый раз один мальчик унес мой гребень.
Ведущая: Нет Су анасы, в нашем саду воришек нет, ты наверное снова где нибудь на берегу его оставила. Не расстраивайся, мы тебе новый подарим. Но только сначала мы хотим с тобой поиграть. (ведущая достает гребень, дает Водяной)
Игра “Золотой гребень” (игра как «туб т й») (у кого гребень остается, тот выходит в середину и танцует вместе с Водяной и Шурэле)
Игра «Бар монда зур т лке»
Дети: Су анасы,Су анасы,
Су астында нил р бар?
йд бирег чык ле,
Безг с йл п бир ле.
(после слов детей Су анасы на ощупь узнаёт ребёнка. Ребёнок встаёт вместо Су анасы и игра продолжается).
Совместное исполнение песни “Туган тел”.
Ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник.