Татьяна Воробьева
Функциональная структура службы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения школы. Начальные классы
▼ Скачать + Заказать документы
Функциональная структура службы психолого – педагогического и медико – социального сопровождения
Педагог – психолог
Т. В. Воробьева
Основная задача школы – приняв ученика, содействовать его адаптации к условиям школы.
Своё выступление начну с небольшой притчи.
В болоте северной Персии тонул человек. Он весь погрузился в трясину, и только голова его еще выглядывала. Несчастный орал во всю глотку, прося о помощи. Скоро целая толпа собралась на месте происшествия. Нашелся смельчак, пожелавший спасти тонущего. «Протяни мне руку! — кричал он ему. — Я вытащу тебя из болота. Но тонущий взывал о помощи и ничего не делал для того, чтобы тот смог ему помочь. «Дай же мне руку!» — все повторял ему человек. В ответ раздавались лишь жалобные крики о помощи. Тогда из толпы вышел еще один человек и сказал: «Ты же видишь, что он никак не может дать тебе руку. Протяни ему свою, тогда сможешь его спасти».
Публикация «Функциональная структура службы психолого — педагогического и медико — социального сопровождения школы, Начальные классы» размещена в разделах
Так и дети нашего учреждения с рождения погружаются в мир, отчуждения, обид, разочарований, нелюбви или гипер любви, в мир, где они неуспешны, где нет ощущения защищенности и благополучия. А мы взрослые говорим о том, что эти дети трудные и всё повторяем: Дай же мне руку!"
2 слайд
Свою задачу мы видим в том, чтобы протянуть подростку руку помощи, предоставив ему возможность перестроить систему ценностей, отношение к себе и окружающему миру. Данная ключевая идея отражена и на логотипе учреждения.
Логотип состоит из двух частей (щелчок) : ладонь взрослого и ладонь ребенка. Их форма немного искажена для поддержки ещё одного образа (щелчок) : – глиняных птичек свистулек, одного из известных народных промыслов Севера. Шарики в ладонях – образ совместного действия взрослого и ребенка, создание чего – либо. Ладони – птички расположены одна в другой, что дает ощущение поддержки, помощи, опоры.
Реализовать данное направление возможно благодаря деятельности служб, которые создают поле - реабилитационное пространство специального учебно-воспитательного учреждения. Особенность в том, что каждая служба, каждый педагог реализует одну приоритетную задачу, а в комплексе, все вместе, решается поставленная цель.
3 слайд.
Для реализации данной задачи мы имеем необходимые условия. Представляю вашему вниманию функциональную структуру школы. Фундамент - школьная психолого-медико-педагогическая комиссия и служба научно-методического сопровождения, корпус строения - службы, которые обеспечивают процесс реабилитации, сопровождают его. Крыша – команда управления. Открытая дверь отражает активное взаимодействие с социумом. Мы принимаем большое количество гостей и сами стремимся участвовать в жизни за пределами учреждения.
Политико – образующим и контролирующим органом является административный аппарат, специалисты которого наряду с общеизвестными обязанностями также обеспечивают научно – методическое сопровождение : создают программы развития и нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность учреждения. Также специалисты службы управления формируют единое терминологическое поле, создают программы развития учреждения, нормативно-правовые основания для функционирования.
Созданием условий для получения начального общего, основного общего и специального образования занимается служба обеспечения учебного процесса. В своей деятельности они реализуют следующую задачу:
- совершенствование образовательного уровня учащихся, организации учебного процесса и создание оптимальных условий всех сотрудников службы.
Служба обеспечения воспитательного процесса обеспечивает и реализует процесс формирования личности для конструктивной самореализации в социальной среде. Другими словами – воспитатель помогает пусть ненадолго, пусть на чуть – чуть, но вернуться детей в настоящее детство, поделится с ними своей теплотой, добротой, заботой, и конечно мудростью, чтобы воспитанники смогли сказать, что кому – то были нужны.
Служба обеспечения учебно – производственного процесса прежде всего ставит перед собой задачу формирования профессионального статуса воспитанника, организация трудовой занятости, технологической и профессиональной подготовки воспитанников, а так же организует досуговую деятельность в рамках внеклассных мероприятий.
Служба организации и режима обеспечивает безопасность жизнедеятельности всех участников процесса, организует работу, направленную на предупреждение правонарушений в стенах учреждения.
4 слайд
Хочу отметить, что в центре всего, что мы делаем – ученик и педагог. Ведь только личность педагога в наших условиях может оказать влияние на подростка.
На схеме видна взаимосвязь и взаимовлияние всех служб. Нельзя сказать, что какая-то служба важней, сложно, а, наверное, и не нужно выстраивать приоритет. Всё зависит от индивидуальности ребё нка: кому-то мы поможем самоутвердиться через учёбу, кому-то через труд, через творчество, через реализацию способностей позитивного лидера и т. д. А это компетенция, зона ответственности разных служб.
5 слайд
Служба психолого – педагогического и медико – социального сопровождения осуществляет социально-психологическую, «специальную», клинико-психологическую, психологическую и медицинскую реабилитацию согласно индивидуальным и групповым маршрутом реабилитации.
Эволюция службы включает несколько этапов. Медицинское, социальное и психологическое сопровождение были организованы в разное время, и длительный период существовали обособленно друг от друга, имели несогласованные цели и задачи. С 1998 года начинается процесс объединения специалистов в единую службу.
В настоящее время в неё включены 3 подразделения. В каждом из них есть ответственный за деятельность своего подразделения –
старший психолог, старший социальный педагог, заведующая здравпунктом. Возглавляет службу – куратор. Еженедельно проводятся планерки, где решаются совместные задачи.
6 слайд
Объединение специалистов разных профилей происходит на уровне создания и реализации программ деятельности. В первую очередь, это реализация индивидуального маршрута развития ученика. Все специалисты представляют свое видение подростка на ПМПК, где создается личностный профиль. На основе данного профиля разрабатывается индивидуальный маршрут развития. Подробно с технологией работы ПМПК познакомит С. П. Пискунова – председатель ПМПК
Самая главная идея – объединить усилия всех специалистов на
решение конкретных задач развития ребенка.
Я коротко остановлюсь на структуре и основных направлениях каждого подразделения.
7 слайд
Психологическим подразделением руководит старший педагог – психолог Вместе с ней работают учитель дефектолог и педагог – психолог. Учитель - дефектолог поможет решить проблемы, связанные с обучением в школе.
Кто такой педагог – психолог в нашем учреждении.? Психолог - это не врач. Психолог не имеет права прописывать лекарства, ставить медицинские диагнозы и назначать в соответствии с этим какое-то медикаментозное лечение.
Одни ждут от специалиста избавления от душевных страданий, другие надеются на него в тяжелой жизненной ситуации, третьи хотят избавиться от депрессии, страхов и тревог. Кроме этого, к психологам обращаются просто для того, чтобы помолчать.
8 слайд
Работу по обеспечению социального сопровождения осуществляют
Старший социальный педагог и социальный педагог. Именно они осуществляет главную мечту каждого воспитанника школы – услышать голос родного человека. Связь с домом, дальнейшее трудоустройство и обучение, помощь в выборе профессии – это та маленькая доля того, что может для ребят сделать социальный педагог.
9 слайд
Медицинское подразделение возглавляет заведующая здравпунктом. Под её грамотным руководством работают врач - психиатр, врач - стоматолог, педиатр, дезинфектор, медицинская сестра. Все, что касается здоровья - знают именно эти люди.
1. Ведение необходимой документации.
Просветительская работа
Профилактическая работа.
Лечебно-оздоровительная работа
2. Контроль за санитарно-гигиеническим состоянием школы
3. Работа с сотрудниками школы
10 слайд
Для работы специалистов в 2013 году был создан центр реабилитации «ДОМ: добротой откроем мир» - это современный многофункциональный комплекс оборудования, позволяющий многогранно и многопланово проводить психологическую диагностику, индивидуальную и групповую коррекционное – развивающую работу с воспитанниками, мероприятия с педагогами, направленные на профилактику профдеформации личности на основе современных технологий.
11 слайд
Центр реабилитации подразделяется на три блока: учебный, групповой и индивидуальный
Учебный блок – это:
1. компьютерный класс диагностики на 10 мест, позволяющий проводить как групповую, так и индивидуальную психологическую диагностику с использованием сертифицированных программ «ИМАТОН» «Эффектон - студия»;
2. класс профориентации, где созданы все условия для оказания психологической помощи и поддержки в выборе профиля обучения и продолжения образования;
3. кабинет председателя ПМПК – центр координации и экспертизы процесса реабилитации. Оснащен современным компьютерным оборудованием и работает на основе программы АИСАМ (автоматизированной информационной системы анализа и мониторинга);
Групповой и индивидуальный блок представлен как кабинеты индивидуальной и групповой работы:
1. Арт – студия и кабинет песочной анимации оборудованы современными интерактивными комплексами и предназначены для освоения психопрофилактических, коррекционных и развивающих программ на основе методик песочной терапии и арт – терапии шедеврами искусства (музыка, живопись, литература и т. п.). - видео
2. Имидж – студия - в основе комплекта цифровой инструментальный модуль «Маленький режиссер», а также более 200 персонажей кукольного театра (пальчиковый театр, ростовые куклы, куклы с тросиками, шагающие куклы и. т. п.). Занятия в имидж студии в первую очередь – это психотерапевтический театр - видео
3. Комната психомоторного развития включает в себя комплекс оборудования для развития детей с особыми образовательными потребностями: конструкторы, развивающие игры, тактильные панели, балансировки, электоромассажеры и т. п. - видео
4. Комнаты релаксации имеет два направления и представлены в двух форматах: световая - представлены в четырех темах (зима, весна, осень, лето, что позволяет варьировать работу в зависимости от настроя и задач; зона отдыха.
12 слайд
Наша школа довольно специфична, но и любое образовательное учреждение уникально. Объединенные усилия помогают достичь результата.
Самое важное для любого специалиста в службе – это обращение, так как это уже говорит об осознанной потребности сделать свою жизнь лучше.
Самая главная идея, я повторюсь – объединить усилия всех специалистов на решение конкретных задач развития ребенка.
Таким образом, мы не ждем, когда к нам протянут руку помощи, мы протягивает её сами. А главное для нас – это счастливая улыбка уже большого, но все ещё пока ребенка.