марина данилова
Консультация «Фразовая речь и ее нарушение»
Формирование правильной речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Консультация „Фразовая речь и ее нарушение“» размещена в разделах
Фразовая речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. Она включает в себя смыслообразующее звено, многообразие в употреблении различных частей речи, последовательность и взаимосвязь слов в предложении, логико-смысловую организацию высказывания. При этом «единицами» фразовой речи выступают словосочетания, предложения и даже тексты.
Принято считать, что элементарные фразы из двух-трех слов в речи ребенка появляются в период от 18-ти до 22-х месяцев.
Говоря о малышах такого возраста, можно часто услышать фразу : "Он все понимает, только пока не говорит". Это означает, что ребенок знает значение многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации.
Часто при более внимательном обследовании ребенка или в процессе работы с ним логопед обнаруживает пробелы в знаниях малыша: ребенок не только не понимает значение многих слов и выражений, но и путает, те, что постоянно использует в обиходе, может назвать одним и тем же словом разные предметы или действия, т. е. обобщает.
Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть физиологического характера (связаны со сроками созревания периферических центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного) характера.
Дети с нарушениями речи - это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых первично не нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Дефекты могут затрагивать различные компоненты речи, например, снижение внятности речи, другие - затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые сказываются на обучении ребенка в массовой школе.
Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевой аномалии, при которой у ребенка с нормальным слухом и сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика и грамматика.
ОНР может проявляться в разной степени.
1-й уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием речи. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком-либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или одно-два сильно искаженных предложения.
2-й уровень речевого развития детей характеризуется начатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые, состоящие из двух-трех, редко четырех слов, или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом. Они могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.
3-й уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями.
4-й уровень речевого развития характеризуется незначительным нарушением в формировании всех компонентов языковой системы. Это форма речевой патологии, при которой у школьников отмечаются неявно выраженные, но стойкие нарушения в овладении фонетикой, лексикой и грамматикой. У детей наблюдаются трудности в употреблении слов сложной слоговой структуры («температура», «экскурсия», «фотографироваться», недостаточный уровень различения звуков.
В связи с тем, что у дошкольников наблюдается разный уровень сформированности фразовой речи, необходимо обеспечивать в коррекционной работе дифференцированный подход. Детям со средним уровнем сформированности фразовой речи (использование простых предложений, шаблонных ответов, без эмоциональной окраски, нарушение грамматических норм) рекомендуется стимулирующая и организующая помощь со стороны педагога. Таким детям следует давать образцы фразовых высказываний и активно включать их фразовую речь при выполнении практических заданий, с низким уровнем сформированности фразовой речи (фразовые высказывания состоят из 1-2х слов, нарушение грамматических норм, нуждаются в активной помощи педагога, подсказках, наводящих вопросов) нуждаются ни только в речевых образцах, но и в многократных повторениях. Для них также актуальна стимулирующая и организующая помощь.
Важным условием успешности коррекционной работы является совместная работа логопеда, воспитателя ДОУ, родителей.
Основными показателями сформированности фразовой речи детей среднего дошкольного возраста являются: понимание обращенных к ребенку фраз; умение построить словосочетание или распространенное предложение; смысловая адекватность; грамматическое оформление предложения; лексическое оформление предложения; уместное использование предлогов.