Лариса Балюева
Фотоотчёт о семинаре-практикуме для педагогов ДОУ «Волшебный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание: Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры. И одновременно – пользы. Изучив опыт работы педагогов, психологов мы приступили к реализации технологии песочной терапии. Данный материал будет интересен воспитателям и специалистам с целью внедрения и активного использования «песочного опыта» с дошкольниками.
Публикация «Фотоотчёт о семинаре-практикуме для педагогов ДОУ „Волшебный песок“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» март 2023
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности участников семинара в области использования различных методов работы с песком в условиях детского сада.
Задачи:
1. Создание позитивного настроя на работу, доверительной и деловой атмосферы.
2. Обогащение педагогических знаний и умений воспитателей в области применения нетрадиционных форм обучения детей.
3. Формирование у педагогов нового взгляда на ребёнка, как на субъект воспитания с его потребностями и переживаниями, как на партнёра по совместной деятельности.
Оборудование:
- Ёмкости с обычным песком.
- Индивидуальные лотки с песком.
- Песочные часы, мольберт.
- Цветные квадратики с надписями плана семинара.
- Разнообразный игровой материал. Игрушки - киндеры. Игрушки-посредники: песочная фея, песочные человечки, девочка Песчинка, песочные мальчишки.
- Шаблоны бабочек, облаков.
- Мешочек с объемными фигурами.
- Салфетки, щётки смётки, совочки.
- Палочки для рисования, клей-карандаш, простые карандаши, гуашь, листы ватмана, кисточки.
Сегодня мы будем разговаривать об развивающих играх с использованием песка. Вместо песка на одном из мероприятий мы будем использовать манку.
Кто из нас, будучи ребёнком, не любил играть в песочнице? Вспомните, сколько радости и удовольствия приносили эти игры.
Упражнение «Песочный телеграф»
Цель: научить переводить тактильные ощущения в знаки.
Разделить педагогов на две команды и выстроить их друг за другом. Перед первым членом команды поставить лоток с песком и дать палочку.
Ведущий рисует на спине каждого участника букву - участник рисует букву на песке в лотке.
ЗИМА
СНЕГ
Этот семинар-практикум я подготовила вместе с коллегой Туяной Сергеевной Кулаковой, она рассказала теоретическую часть песочной терапии, а я провела практическую часть семинара.
Немного теории:
Принцип терапии песком был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека возиться с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Многие психологи видят в отдельных крупинках символическое отражение автономности человека, а в песочной массе — воплощение Жизни во Вселенной.
Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты парапсихологи утверждают, что он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
Хочется отметить важные моменты:
• Чтобы организовать игры с песком в группе, необходимо наличие соответствующего оборудования:
1. Песочница водонепроницаемая с крышкой. Традиционный размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы удобнее использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см. Можно использовать пластмассовый таз квадратной формы. Располагается песочница на уровне ребенка.
Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».
Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.
2. Чистый, просеянный, прокаленный песок с биркой на песочнице, когда кварцевали песок. Песок кварцевать необходимо после каждого использования. Наполняемость песка не менее одной третьей части объёма песочницы. Лучше использовать сертифицированный кварцевый песок.
3. Игрушки. Для организации игр с песком вам будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Для ДОУ: игрушки высотой не более 7-8 см: животные, деревья, овощи и фрукты, фигурки людей и сказочных героев (добрых и злых, различные виды транспорта, природный материал, пластиковые буквы, цифры, счётные палочки, геометрические фигуры, различные постройки (дома, замки, мосты, ворота, загоны для животных, наборы посуды, лопатки, сито, воронки, формочки разной величины, широкие кисточки, штампики, трафареты для рисования, разнообразный бросовый материал.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного песка.
• Важно знать! У детей не должно быть кожных заболеваний и аллергии на пыль.
• Обязательно необходимо обговаривать правила при работе с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, песочные человечки на палочках с различными эмоциями (сердитый, довольный, спокойный, удивлённый, мальчик-Песошка или девочка-Песчинка. Песочных человечков в виде пиктограмм лучше использовать с детьми 5-7 лет. Для детей 3-4 лет подойдут игрушки, или песочные мальчишки с детскими лицами. Они хозяева песка и следят за порядком в песочнице во время игр детей. Перед началом игры необходимо провести ритуал знакомства.
Пример игры:
Игра «Давайте познакомимся»
Цель: познакомить детей с правилами игры в песочнице.
Ход игры: В гости к детям приходит песочная фея, знакомится, говорит, что у неё есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках, высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают отпечатки рук, рисуют на песке. Фея напоминает детям, что песок бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные свойства.
Затем Песочная Фея знакомит детей с правилами:
• Нельзя выбрасывать песок из песочницы (рассказать историю песчинок, которые потерялись, и не смогли вернуться обратно домой).
• Песочная Фея любит, чтобы у детей были чистое лицо и руки.
• Песчинкам не нравится, когда их берут в рот и когда ими кидаются. Они улетают, их трудно собрать.
• В конце игры нужно всё убрать (у каждой игрушки есть свой дом).
• Песок необходимо разровнять, чтобы он стал чистым листом.
А теперь практическая часть семинара:
Обучение арт – терапии:
1. Погружение в чувства (интерес, желание, доверие). Гора – найти игрушку, дождик, блинчик, тарелка - роспись.
Затем предлагаем сделать из песка горку максимально высокую, поиграть с песком в дождик, сначала мелкий, затем всё сильнее и сильнее, переходящий в ливень,
горку превратить в блинчик толщиной в мизинчик. Дотрагиваться до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно, легко, а затем с напряжением сжимать кулачки с песком, затем высыпать обратно в песочницу. Дотрагиваться до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной.
Уважаемые коллеги, какие свойства песка вы знаете?
- Какой песок? (холодный, сухой, шершавый, мягкий, просеянный, чистый)
- Давайте его согреем (Перетираем песок между пальцами и ладонями)
Положите руки в песок, проскользните по песку двумя руками одновременно, сделайте отпечатки кистей рук, внутренней стороной, теперь внешней. Важно задержать руку в песке, слегка и вдавив её. Что вы чувствуете? Переверните руки тыльной стороной. (Педагоги описывают и сравнивают свои ощущения: «приятно – неприятно», «колючее – шершавое – гладкое».)
Сейчас предлагаю пересыпать песок из одной ладошки в другую, почувствуем, как приятно нашим ладошкам, теперь из правой руки на поверхность экрана, затем из левой руки, теперь двумя руками одновременно. Наберите в ладошки песка, и с разной высоты попробуйте просыпать его на экран, создавая горы в левом нижнем углу. Что вы чувствуете?
Предлагаю при помощи пальчиков нарисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочерёдно правой и левой рукой коротенькие прямые линии, потом одновременно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и мизинцами):
- нарисуем лесенку, для того что бы подняться на гору;
- рисуем солнышко в правом верхнем углу;
- песочный ветер;
- песочный дождик;
- мы же с вами на море, а на море плавают корабли, разложите кораблики по поверхности экрана в горизонтальном положении, чего-то не хватает нашим кораблям, как вы думаете, чего? (парус);
- нарисуем паруса, незабываем, что паруса имеют наклонные прямые линии.
- теперь пальчиком нарисуем волны, сейчас всеми пальчиками рисуем волны возле каждого корабля;
- в море растут ещё и водоросли, давайте их нарисуем указательным пальчиком, но не забываем, что водоросли растут снизу-вверх, могут быть волнистыми и прямыми;
- какое же море без дельфинов, рядом с каждым кораблём нарисуем дельфина, прорисовываем ему плавники, глаза;
- вдруг на море подул ветер, образовался шторм и кораблики начало закручивать в водоворот, изображаем водоворот;
- подул лёгкий ветерок, море успокоилось (рисование всей кистью руки).
2. Работа в парах - квадратик «Угадай» – рисование отпечатками.
Перемещение песочных масс 3 разными оригинальными способами.
Зарывание разных частей кисти 3 оригинальными способами.
3. Проверка на обучаемость – упражнения «Ведущий – ведомый», «Противоположные действия» – используются при подавленной мотивации, при невысказанности чувств.
Техника «Пальчиковые походы» (смотрите видео Елены Тарариной)
Цель: развитие мелкой моторики, мотивации, умения применять стратегию, исследовательского интереса, пространственной ориентировки, тактильно-кинестетических ощущений, снятие напряжения.
Я предлагаю сделать из песка блинчик толщиной в мизинчик. Затем попробовать передвигаться с помощью указательного и большого пальцев – мелкими шажками, затем предложить найти игрушку с закрытыми глазами при помощи пальцев рук.
Техника «Полушарное рисование песком»
Цель: активизация мыслительной деятельности, снятие напряжения.
- Нарисовать квадрат двумя пальцами, при этом проговаривая - вверх- вниз.
- Нарисовать горы - при этом проговаривая - вверх- вниз.
- Нарисовать спираль и петь – ля-я-я-я – долго пока не закончится спираль, и лучики к спирали - отрывистое ля-ля-ля.
- Набрать в кулаки песок и, медленно высыпая, нарисовать круги.
- Глаза соседа.
- Нарисовать дом и прорисовать большим пальцем контур дома.
Мастер - класс "Рисование цветным песком"
Цель: создание песочных картин, установление между педагогами отношений сотрудничества и поддержки, снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: раскраски, чистые листы бумаги, клей карандаш или ПВА, простые карандаши, кисточки, салфетки, песок любой, в том числе и цветной (какой есть в наличие).
Ход работы:
Педагог: Сейчас, я предлагаю вам создать рисунок из песка. Для выполнения этой работы есть 2 варианта:
1 - на чистом листе нарисовать свою картину,
2 - использовать готовые картинки, а потом их дорисовать.
Затем педагог предлагает выбрать для себя материал. После выбора педагог объясняет правила выполнения работы.
Педагог: Нарисуйте свою картинку карандашом, или возьмите готовый образец. Затем поэтапно обведите контур рисунка клеем. После этого посыпаем песком все места, где есть клей. И в конце работы стряхните аккуратно остатки песка. Всё, ваша картина готова! Их можно рисовать с детьми от 4-х до 7-ми лет. Такие занятия, не только развивают творческое воображение, мелкую моторику, но самое главное доставляют удовольствие и сближают взрослого и ребёнка в плане положительного эмоционального общения друг с другом.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Для этого отвечают на вопросы:
- Что вам дал семинар-практикум?
- Произошли ли у вас какие-либо изменения?
- Что интересного узнали на семинаре?
Педагог благодарит всех за конструктивное и позитивное общение, предлагает выразить своё отношение к занятию, используя круги - пиктограммы. Педагоги фиксируют этот момент пиктограммой или рисунком в песочнице (по желанию).