Елена Кузнецова
Конспект занятия «Прогулка с интересом. Природные явления. Иней»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка с интересом (О природных явлениях).
(иней – тень - солнце)
Возраст детей: 2-4 года (младшая разновозрастная группа)
Цель:
наблюдение за изменениями в природе осенью.
Задачи:
Обучающие:
- продолжать развивать умение бегать, не сталкиваясь друг с другом; оздоравливать организм.
- авторизация словаря: дать детям понятие «иней»; закрепить понятие «тень»;
- воспитывать желание играть вместе с детьми, действовать по показу воспитателя в соответствии с текстом
Публикация «Конспект занятия „Прогулка с интересом, Природные явления, Иней“» размещена в разделах
- Иней. Наблюдения за инеем на прогулке
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
- дать детям знания о том, что снег «холодный», но в тепле «тает»;
- закреплять понятия «спереди», «сзади», «сбоку» :
- продолжать закреплять умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, сбоку, справа, слева);
- учить различать и понимать величину (длинная – короткая тень)
Развивающие:
- развивать двигательную активность (пинать мяч, убегать-догонять);
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ход прогулки:
Наблюдение:
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, мотивация предстоящей деятельности.
Дети с воспитателем выходят на участок детского сада и обнаруживают, что вся трава покрыта чем-то белым – ночью и утром снега не было, а трава вся белая. Идём дальше по участку и наблюдаем на всех предметах белый «пушок».
Цель: дать детям понятие «иней»; авторизация словаря.
Воспитатель:
- Посмотрите, ребятки, всё кругом белое: и трава, и скамеечки, и качели, и мосточки и даже кустики. Как вы думаете, что бы это могло быть? Ведь снега не было ни ночью, ни утром. (Изумление детей, возможные ответы).
- Этот белый налёт кругом называется «ИНЕЙ». Давайте повторим это новое для нас слово - «ИНЕЙ» (дети повторяют за воспитателем слово «иней»).
- А теперь давайте потрогаем его? Попробуем стереть с лавочки иней. Что мы видим на рукавичке? ( ответы детей: снег) Правильно, иней похож на снег, он тоже из таких же кристалликов и тоже холодный.
Цель: дать детям знания о том, что снег «холодный», но в тепле «тает».
Посмотрите, на моей ладошке он пропал – растаял. Почему? ( Ответы детей: ладошка тёплая, а иней, как и снег холодный).
- Давайте побегаем по травке и посмотрим, что после нас останется. (Проводится п/и «Догонялки»)
Цель: продолжать развивать умение бегать, не сталкиваясь друг с другом; оздоравливать организм.
- Заметили, что после наших ножек на белой траве остались следы?
Проводится малоподвижная игра «Большие ноги идут по дороге…»
«Большие ноги идут по дороге:
Топ-топ, топ-топ.
дети шагаю широкими шагами
Маленькие ножки идут по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.»
Дети шагают мелкими шажочками
Цель: воспитывать желание играть вместе с детьми, действовать по показу воспитателя в соответствии с текстом.
Подходим «случайно» к клумбе с цветами:
Цель: восприятие сезонных изменений (цветы могут замерзать и оттаивать).
Воспитатель:
- Посмотрите-ка, на клумбе у нас ещё растут цветы – астры. Что же с ними случилось? ( ответы детей: тоже белые, замёрзли бедненькие). Не переживайте, когда выглянет солнышко, оно их согреет и они оттают. Снова станут фиолетовые, а не белые. (Улыбки детей, радостные возгласы).
Проводится пальчиковая гимнастика «Наши алые цветки…»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавное раскрывание пальцев
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Помахивание руками перед собой
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Плавное опускание рук
Тихо закрывают,
Головой качают.
Покачать головой
Цель: активизация словаря, поощрять повторение слов и действий за воспитателем.
Воспитатель:
Цель: закрепить понятие «тень».
- Ой, ребятки, посмотрите, выглянуло солнышко и там, где стоят разные предметы, появилась «ТЕНЬ»! (Изумление детей, разглядывание тени)
Обращаю внимание детей на то, что тень есть только там, куда попадает солнышко (из-за деревьев, построек большая тень, и, поэтому, нашей тени и тени других предметов не видно).
Воспитатель:
Проводится индивидуальная работа по развитию ОВД: учить перелезать по лесенке-лазалке (низкой - в форме дуги и высокой - в форме треугольника)
- Посмотрите, Максим, Тигран, Анюта, от лесенки-лазалки длинная тень, а от вас коротенькая тень. Давайте попробуем убежать от тени!
Цель: учить различать и понимать величину (длинная – короткая тень).
Проводится подвижная игра «Убегай».
Обращаю внимание детей на то, что, если мы стоим лицом к солнцу, то тень сзади нас, а если спиной, то тень спереди нас, если боком, то сбоку (слева или справа).
Цель: продолжать закреплять умение ориентироваться в пространстве (спереди, сзади, сбоку, справа, слева);
Выношу с веранды несколько мячей и прошу детей посмотреть, что и от мячей тоже есть тень, но коротенькая, так как мячи маленькие, а мы большие. (Предлагаю детям сравнить мою тень, свои тени и тени от мячей). Ответы детей: ваша тень длинная, от нас тень покороче, а от мячей совсем коротенькая!
Проводится малоподвижная игра с мячами «Пинаем мяч, кто дальше». (Обращаю внимание детей, что в тени нет тени ни от мяча, ни от нас, а на солнышке, когда мяч попал на клумбу – тень от мяча и тень на мяче от листочков цветов).
Цель: развивать двигательную активность (умение «пинать» мяч, убегать-догонять);
Рассматривание тени на мяче от листочков цветов.
Цель: умение наблюдать самостоятельно сезонные явления.
Проводится м/п игра по инициативе детей «Найди мяч» : «прячем» мяч под «юбочку» пенёчка.
Далее идут самостоятельные игры детей под присмотром воспитателя.
Сюжетно-ролевая игра «Семья».
Цель: поощрять умение играть совместно, распределять роли.
Индивидуальная работа по развитию ОВД – с Соней К. (умение держать равновесие при ходьбе по обручу).
Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Индивидуальная работа: двое детей (Тигран К. и Аня П.) находят шишки от разных деревьев, сравниваем их (одна длинная – от ели, другая короткая – от сосны). Предлагаю поискать эти два дерева на нашем участке. Рассматриваем их ветви (у сосны – ветви расположены вверх, а у ели – вниз). Показываем руками – вверх руки (сосна) и вниз руки, как юбочка (ель).
Труд. В конце прогулки предлагаю всем детям убрать игрушки с участка на веранду.
Цель: формировать трудовые навыки, взаимодействовать в процессе труда.
Интеграция областей :
• Социально-коммуникативное развитие
• Физическое развитие
• Познавательное развитие
• Речевое развитие
Самоанализ прогулки.
1. Сбор на прогулку. В процессе подготовки к прогулке отмечаю следующее : дети одевались подгруппами (медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания включаю в первую подгруппу, напоминаю последовательность одевания, по надобности помогаю. Помощник воспитателя занимается одеванием второй подгруппы. Выхожу с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к нам.
2. Анализ плана прогулки. Прогулка состоит из следующих частей:
1. Наблюдение за инеем, тенью, цветами на клумбе.
2. Подвижные игры: «Догонялки», «Убегай»; малоподвижные игры: «Большие ноги идут по дороге…», игры с мячами «Пинаем мяч, кто дальше», «Найди мяч»; пальчиковая игра «Наши алые цветки…»; Сюжетно-ролевые игры на выбор детей: «Семья»; «Я - шофёр»; дидактические игры: «С какого дерева листочек?», «От какого дерева шишка?».
3. Проводились индивидуальные упражнения по развитию ОВД: лазаем по лесенке, ходим по обручу – на развитие равновесия; умение пинать, бросать мяч.
4. Использовалось художественное слово:
1) «Большие ноги идут по дороге…»
«Большие ноги идут по дороге:
Топ-топ, топ-топ.
дети шагаю широкими шагами
Маленькие ножки идут по дорожке:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.»
Дети шагают мелкими шажочками
2) «Наши алые цветки…»
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Плавное раскрывание пальцев
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Помахивание руками перед собой
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Плавное опускание рук
Тихо закрывают,
Головой качают.
Покачать головой
5. Трудовая деятельность состояла в том, чтоб убрать после прогулки все игрушки с участка.
6. Самостоятельная игровая деятельность детей была насыщенна разнообразием: сюда включались с/р игры по желанию детей, игры с мячом, даже самостоятельное наблюдение за найденным замёрзшим листочком и найденными шишками от сосны и ели (сравнение их).
3. Методика наблюдения. Тема, объект наблюдения соответствуют возрасту детей. Объект наблюдали все дети – иней на всём участке. Дети были очень заинтересованы наблюдением. Неожиданность природного явления (иней, затем солнце появилось) вызывали интерес у детей. Активность детей при наблюдении присутствовала на протяжении всей прогулки (сначала за инеем, затем за цветами на клумбе – белые, а не фиолетовые, затем за тенью от разных предметов). Дети были нацелены на дальнейшее наблюдение: находили тень от листиков на мяче, листочек замёрзший, шишки от разных деревьев.
4. Подвижная игра. Игры в догонялки и с мячами соответствовали возрасту детей и сезону. Дети были знакомы с данными играми, правила напомнила перед игрой. В ходе игр следила за четким выполнением правил. В игре в догонялки развивалось основное движение – бег в разных направлениях, с соблюдением правил безопасности: не сталкиваться друг с другом. Сначала сама догоняла детей, а потом они меня. В игре с мячом – пинаем мяч с силой, чтоб он как можно дальше укатился, затем догнать его и снова пнуть. Бросали мяч через кольцо – важно было попадание. Игра повторялась столько раз, сколько детям было интересно, а затем менялась на другую деятельность. Реакция детей при проведении игры: радость от игры. При проведении игры использовались мяч, кольцеброс, игровая площадка.
5. Труд. Использовались индивидуальные трудовые поручения: убрать на место игрушки, которыми уже наигрались. Трудовые поручения соответствовали возрасту детей. Дети результатами своего труда были удовлетворены, т. к. выполняли данное поручение с удовольствием: убрать игрушку на место, чтоб потом взять другую.
6. Индивидуальная работа с детьми, работа по развитию движений.
• В индивидуальной игре с Соней К. (4 года) предложила ей походить по обручу, который положила на веранде на пол (сохранять равновесие).
• Арише Ч. (2 года) предложила попрыгать из обруча в обруч – учить прыгать на двух ногах.
• Саше Ч. (4 года) – предложила наполнить ведёрко шишками (умение терпеливо заниматься спокойной игрой).
• Аня П. (4 года) и Тигран К. (4 года) нашли разные шишки – умение определять с какого дерева шишки, их сравнение.
• Максим К. (4 года) – бросать мяч в кольцо (умение попадать в цель).
• Сеня К. (2 года) – умение пинать мяч и догонять его.
Использовалось выносное оборудование: обруч, мячи, ведёрки. Результаты проведения работы: дети были заинтересованы данной работой, получили удовлетворение от полученных результатов.
7. Игровая деятельность на прогулке. Для игры на участке малышам были предложены ведёрки, формочки и совочки для игры с песком в песочнице. На веранде стоит машина, за которую с большим удовольствием сел Саша В. (3 года). Лера П. занялась «хозяйством» в игровом уголке на веранде, затем пригласила нас с мальчишками «пообедать». Артёму Ш. (2 года, Ане Е. (2,5 года) и Полине Т. (2 года) предложила перешагивать через лесенку (развивать умение перелезать через препятствия). Сезону все игрушки соответствуют. Организовывать игру детям помогала, исходя из их интересов; выбрать игрушки, дети смогли самостоятельно. Игры детей контролировала со стороны, ненавязчиво, помогала им уладить конфликты, некоторым детям предлагала другие игрушки, чтоб не ссорились, других отвлекала на другую игровую деятельность. В работе использовала следующие методы и приемы: игровые, словесные, показ, наблюдение, поощрение, вопросы к детям. Навыки игры у детей имеются в соответствии с возрастом.
8. Конец прогулки. Старших детей (3-4 лет) попросила пройти по участку и убрать игрушки, которые забыли убрать за собой малыши. Закончила прогулку тем, что похвалила детей за то, что хорошо поиграли, побегали, нагуляли аппетит, убрали игрушки с участка, а теперь пора идти в сад обедать и отдыхать. Проведение раздевания в обратной последовательности, при надобности помогаю развязать, расстегнуть, вытащить руку из рукава и прочее. Подготовка к обеду: мытьё рук с мылом, умывание лица, вытирание полотенцем насухо.
Вывод: В ходе прогулки соблюдалась её структура. Наблюдение плавно переросло в игровую деятельность. Дети не устали, но были заняты каждый интересующим его занятием. Все части прогулки проводились ненавязчиво, дети были заинтересованы, после прогулки все были довольные.