Татьяна Казанцева
Итоговое мероприятие на тему «Природные явления» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• расширять знания детей о природных явлениях, через экспериментально - исследовательскую деятельность.
Задачи:
• Образовательные:
• познакомить детей с природными явлениями (вулканы, круговорот воды в природе, радуга);
• формировать способности устанавливать причинно – следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы;
• учить отвечать на вопросы, полными предложениями согласовывая в роде, числе и падеже.
Развивающие:
Публикация «Итоговое мероприятие на тему „Природные явления“ в средней группе» размещена в разделах
• развивать связанную диалогическую речь; мелкую моторику в процессе исследовательских действий; познавательную активность, любознательность во время проведении исследований.
Воспитательные:
• прививать интерес к исследовательской деятельности;
• воспитывать уважительное отношение к природе, аккуратность в работе.
Ход ОД:
- Ребята вы каждый день приходите в детский сад.
- А для чего вы приходите в детский сад.
(Ответы детей)
- Правильно все вы приходите в детский сад, не только общаться и играть, но ещё заниматься, узнавать что-то новое и интересное.
- Сегодня я хочу рассказать вам про природные явления.
- Природные явления это явления, которые создала сама природа.
- Ребята, а какие вы знаете природные явления?
(Ответы детей)
(СЛАЙД №2 - природные явления)
- Правильно, посмотрите на экран, сколько разных явлений есть в нашей природе.
- Все эти явления очень интересны людям. Они хотят узнать, как они происходят, откуда берутся.
- Для этого люди создали специальные исследовательские станции.
(СЛАЙД №3 - исследовательская станция)
- На этих исследовательских станциях ученые наблюдают, изучают, прогнозируют природные явления.
(СЛАЙД №4 - исследовательская станция с учёными)
- Ребята, а вы хотите побывать на исследовательской станции?
(Ответы детей)
-Тогда давайте представим, что наша группа одна из исследовательских станций, а мы юные учёные.
- И первое природное явление, которое мы изучим поподробнее, это одно из самых удивительных явлений «Извержение вулкана».
-Посмотрите на экран.
(СЛАЙД №5 – гора)
- Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
- На какую объёмную геометрическую фигуру похож вулкан? (конус).
(Ответы детей)
(СЛАЙД №6 - вулкан сверху)
- Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы?
(на вершине горы большая чаша)
- Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово
(дети повторяют слово кратер)
- Посмотрим, что находится внутри вулкана.
(СЛАЙД №7 - вулкан в разрезе)
- Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана
(дети вместе повторяют слово жерло).
-А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма
(дети повторяют слово магма).
(СЛАЙД №8 - извергающийся вулкан)
- Вулканы извергаются по разному. Иногда вулкан словно взрывается выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, чёрная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны.
- А бывает спокойное извержение вулкана, это когда жидкая огненная магма поднимается вверх по жерлу вулкана, стекает по склонам горы сжигая все на своём пути.
(СЛАЙД №9 - действующий и потухший вулкан)
-Ребята вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие.
Про действующий вулкан мы с вами только – что узнали и видели его на экране.
Потухшими вулканами называют, вулканы которые замирают на сотни лет.
-Ребята, а сейчас мы с вами проведём эксперимент и посмотрим, как же происходит извержение вулкана. Проходите к столу. Посмотрите, какой перед вами вулкан, действующий или потухший? Давайте попробуем его разбудить в нашей исследовательской станции.
-А для этого нам с вами понадобится перекись водорода, пищевой краситель красного цвета, моющее средство для посуды, теплая вода, дрожжи.
- Ребята помогите мне его разбудить. В кратер нашего вулкана наливаем перекись водорода, добавим краситель, немного моющего средства для посуды и добавляем дрожжи.
- А теперь внимание!
(Дети наблюдают извержение вулкана)
- Ребята, кажется наш вулкан «оживает». Что вы наблюдаете?
(Ответы детей)
- Посмотрите, как извергается наш вулкан. Он извергается спокойно.
- Молодцы ребята вы все внимательно слушали и выполняли мои задания и помогли вулкану «проснутся».
- А сейчас мы немного отдохнём. Вставайте ребята в круг.
(СЛАЙД №10)
Динамическая пауза: «Капельки прыг - прыг»
- Ребята, как мы знаем, в природе много разных явлений и следующее природное явление, которое мы будем исследовать - образование дождя и круговорота воды в природе.
- Я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
(СЛАЙД № 11 видеоролик круговорот воды в природе)
-Половина нашей планеты покрыто водой. Это океаны, моря, реки и озёра.
Вся вода на нашей планете никогда не стоит на одном месте. Она постоянно перемещается.
Вода это часть природного цикла. Давай в этом разберёмся. Как мы уже знаем, воды на планете очень много и когда она нагревается под лучами солнца, влага выходит на поверхность испаряется и поднимается в воздух в виде пара. Чем выше она поднимается, тем сильнее охлаждается и превращается в облако. Давай посмотрим, из чего состоит облако. Облака состоят из множества мелких капель и чем больше пара превращается в облако тем крупнее становятся капли, и когда капли становятся очень большими и тяжёлыми они падают на землю в виде дождя. Какая - то часть воды впитывается в землю, какая - то часть пополняет запас морей, озер, и рек и снова под лучами солнца вода начинает испаряться, и превращаться в пар. Это называется круговорот воды в природе.
(СЛАЙД №12 - круговорот воды в природе)
-Теперь мы знаем, как образуется дождь и происходит круговорот воды в природе.
- Для того чтобы увидеть как образуется дождь в нашей исследовательской станции, нам нужно подойти к следующему столу.
- Для этого нам понадобиться прозрачный контейнер, горячая вода и кубики льда.
- В контейнер я наливаю воду, закрываю его крышкой. А вы аккуратно сверху положите кубики льда. От горячей воды пар будет подниматься вверх, образуя на крышке капели воды. Когда капели воды становятся больше и тяжелее Они не могут больше держаться и падают назад в воду. Образуя дождь.
- Ребята как вы считаете, у нас получилось это явление природы.
(Ответы детей)
- Ребята, мы с вами наблюдали, как образуется дождь. А что у нас появляется на небе после дождя?
(Ответы детей)
(СЛАЙД №13 – радуга)
- Правильно. Посмотрите, какая она красивая. Скажите мне, какие цвета есть у радуги. Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.
- Следующий видеоролик о том от чего образуется радуга.
(СЛАЙД №14 - видеоролик радуга)
-В следующем нашем исследовании мы создадим радугу. Пройдите за мной и посмотрите, что я буду делать.
-Мне понадобится диск и фонарик
(Воспитатель проводит опыт)
- Ребята, у нас получилась радуга.
Вот и закончились наши исследования.
Рефлексия:
- Вспомним, что мы с вами сегодня видели и делали.
- Я буду загадывать вам загадки, а вы мне показывать отгадку.
- А каком, природном явлении идет речь в этой загадке?
Загадки про вулкан:
Я могу стоять веками, я - могучая гора.
Но однако отличаюсь от других вершин всегда.
У меня внутри не камень, у меня внутри огонь.
Вы, конечно, догадались, ведь ответ совсем простой.
(Вулкан)
- Какие бывают вулканы?
- Как извергаются вулканы?
А в этой загадке, какое спрятано природное явление?
Загадка о круговороте воды в природе
Вода испаряется из водоема,
Потом выпадает на землю дождем.
Она попадает в моря и озера
И вновь испаряется солнечным днем.
Это явленье — движение вод —
В природе зовется…
(круговорот)
-Как образуется дождь?
-Что происходит с водой?
-Куда она поднимается, что образует?
-А в этой загадке, о каком природном явлении говорится?
Загадка о радуге
Что за чудо-коромысло
После дождика повисло?
Очень яркое, цветное,
А красивое какое!
Что это
(радуга)
-После чего появляется радуга?
-Сколько цветов у радуги?
-Назовите цвета радуги.
-Ребята вы все такие молодцы.
-Наше занятие подошло к концу, на прощание мы подарим друг другу пожелание.
А теперь мы улыбнёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланье –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда.