елена шумова
Конспект занятия по народному декоративному творчеству с росписью глиняной игрушки для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: продолжать знакомить детей с народными промыслами России.
Задачи: прививать любовь к искусству, развивать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к прикладному искусству русского народа; формировать знания и умения различать стили декоративной живописи, разнообразие их форм, красочность орнамента; воспитывать чувство гордости за свой народ. Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, глазомер, моторику рук. Воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Публикация «Конспект занятия по народному декоративному творчеству с росписью глиняной игрушки для старших дошкольников» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
Материалы и оборудование: изделия народных промыслов, аудиозаписи народных мелодий, предметы с гжельской, дымковской, хохломской, жостовской росписями, альбомный лист, ножницы, гуашь, стаканы с водой, кисточки.
Предварительная работа: беседа о ДПИ, рассматривание элементов росписи. Рисование жостовских узоров, хохломских; роспись бумажных силуэтов.
Дидактические игры «Составь узор», «Какая это игрушка». Чтение стихотворений, загадок о народных промыслах. Разучивание наизусть.
Воспитатель Ребята, сегодня мы отправляемся в город мастеров, на ярмарку.
На ярмарке продаются изделия созданные руками мастеров.
Ребёнок
Солнце яркое встаёт,
Спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары:
Продаются самовары,
Покупают люди сушки,
Всевозможные игрушки.
Воспитатель: Давайте подойдем поближе и рассмотрим повнимательнее изделия.
Воспитатель Что за чудо, что за диво
Сколько радости вокруг,
Все предметы не простые
А волшебно расписные,
Правда дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
На столах выставлены предметы ДПИ России: Гжель, Хохлома, Дымка, Жестово….
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто все эти вещи делает красивыми?
Дети: художники, мастера.
Воспитатель. Хорошие мастера издавна пользовались доброй славой в народе. Про них говорили, мастер на все руки. Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок.
Закончи пословицу.
«Терпение и труд, всё перетрут»
«Землю красит солнце, а человека труд»
«Кто не работает, то не ест»
«Делу время, а потехе, час»
«Без туда, не вынешь рыбку из пруда»
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи».
Подходим к столу с хохломскими изделиями.
Проходите гости дорогие. Много гостей – хозяину радость.
Роспись хохломская словно колдовская
В сказочную песню просится сама.
И не где на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша хохлома
Воспитатель Золотая хохлома - одна из самых известных росписей в России. Своё название она получила от крупного торгового села Хохлома. Хохломская роспись, ребята, нигде больше не встречается.
-Из какого материала сделаны эти изделия?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Какие основные цвета хохломской росписи?
Дети: Чёрный, золотой, красный, зелёный.
Дети подходят к столу, где выставлены дымковские игрушки).
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но не в силах оторвать свой взор.
Воспитатель. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины. Игрушки у дымковских мастеров умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед.
Воспитатель: идём дальше, ребята!
А дальше мы поговорим о знаменитом жостовском промысле. Недалеко от Москвы, среди широких раздолий Русской равнины, в очень живописном месте находится деревня Жестово. И хотя в округе много и других деревень и больше этой, и, возможно, красивее, но деревню Жестово знают все. И не только у нас в стране, но и за рубежом. А чем ребята знаменита эта деревня?
Дети: жостовскими подносами.
Воспитатель: Посмотрите, какие подносы разнообразные. Ребята, чем они отличаются друг от друга?
Дети: Формой, размером, на подносах разный фон.
Воспитатель: Ребята, а что в основном мастера пишут на подносах?
Дети: цветы. Букеты из цветов.
А какие цветы вы знаете?
Дети: Ромашки, розы….
Воспитатель загадывает загадки о цветах.
Колосится в поле рожь.
Там, во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
Над лугом парашютики
Качаются на прутике. (Одуванчики)
Пробивается росток,
Удивительный цветок.
Из-под снега вырастает,
Солнце глянет — расцветает. (Подснежник)
Цветик желто-золотистый,
Как цыпленочек, пушистый.
Сразу вянет от мороза
Наша неженка. (мимоза)
Посмотрите - у ограды
Расцвела царица сада.
Не тюльпан и не мимоза,
А в шипах красотка. (роза)
Воспитатель: Цветы прекрасны, но недолговечны. Они цветут в основном летом. Чтобы люди могли любоваться цветами круглый год, художники переносят их на подносы.
Вот жостовский черный изящный поднос
С букетом из лилий, пионов и роз.
В нем бликами летнее солнце играет,
Каймой золотой по краю сверкает.
Создавая такую красоту, кажется, что художник работает быстро и легко. Но на самом деле жостовская роспись многослойная – один слой краски в строгой последовательности накладывается на другой. Один из этапов называется замалевка.
Следующий этап – бликовка подчеркивает объем цветка, его форму. Завершает письмо – привязка тонкими травинками и усиками, она связывает и объединяет букет. Ну что, приступаем к работе.
Звучит музыка.
-Молодцы ребята, у вас получились замечательные подносы!
Вот и солнце закатилось, наша ярмарка закрылась