Наталия Смирнова
Фотоочерк «Бульварное кольцо. Страстной бульвар»
▼ Скачать + Заказать документы
Продолжаем наши московские прогулки. Сегодня мы пройдем по Бульварному кольцу. В одной из своих публикаций я коротко о Бульварном кольце рассказывала, но повторюсь еще разок.
Бульварное кольцо — непрерывная последовательность бульваров и площадей Москве. Включает 10 бульваров. Вопреки названию, кольцо не образует замкнутую окружность, на западе оно заканчивается у площади Пречистенских ворот, а на востоке — у Большого Устьинского моста. Длина Бульварного кольца составляет более 9 км.
Публикация «Фотоочерк „Бульварное кольцо, Страстной бульвар“» размещена в разделах
Бульварное кольцо возникло на месте разобранных стен и башен Белого города. В конце XVIII века город вырос, Белгородская стена потеряла своё оборонительное значение и в 1770-е — 1780-е годы была разобрана, а на её месте заложили бульвары. О проездных крепостных башнях в бывшей городской стене напоминают названия многих площадей между бульварами, называющихся «ворота». Первый бульвар (Тверской) был разбит в 1796 году по проекту архитектора С. Карина, кольцо в целом сложилось после 1812 года.
По некоторым бульварам и площадям Бульварного кольца мы уже прошли с вами в прошлых моих публикациях, а сегодня побываем там, где еще не были.
Страстной бульвар. Выходим из метро «Чеховская» напротив здания редакции «Известия» к Страстному бульвару.
XIX веке одну половину Страстного бульвара занимал Страстной монастырь (снесённый в 1938 году, а другую, от Большой Дмитровки до Петровки, занимала сформировавшаяся в XVIII веке Сенная площадь, где днём шла торговля сеном, а по вечерам грабили прохожих. Сам бульвар в самом начале, в 1820-е годы, представлял собой узкую аллею с посаженными в два ряда деревьями. Местная домовладелица Е. А. Нарышкина в 1872 году за свой счёт превратила площадь в бульвар, прозванный Нарышкинским садом или сквером.
На бульваре установлены четыре памятника: в начале, на Пушкинской площади — перенесенный в 1950 году с Тверского бульвара памятник А. С. Пушкину работы Александра Опекушина. В этот раз памятник Пушкину я не сфотографировала, но в одной из моих прошлых публикаций есть фотография памятника со стороны Тверского бульвара.
Рядом с редакцией журнала «Новый мир» — памятник А. Т. Твардовскому (авторы — художник В. Суровцев и архитектор В. Пасенко, открытый в июне 2013 года.
В центре бульвара — установленный в 1999 году памятник С. В. Рахманинову работы скульпторов Олега Комова и Андрея Ковальчука.
В конце бульвара — памятник Владимиру Высоцкому работы скульптора Геннадия Распопова, установленный в 1995 году.
Дом Гагарина (архитектор — Осип Бове)
Неоклассическое здание 1826 года постройки, яркий пример раннего московского классицизма, выделяющийся мощным 12-колонным портиком. Здание построено на основе дворца князей Гагариных (1774—1776, архитектор — Матвей Казаков, пострадавшего в московском пожаре 1812 года. С 1802 по 1812 год особняк арендовал Английский клуб, здесь проходил торжественный обед в честь князя Петра Багратиона, описанный в романе Льва Толстого «Война и мир».
Во время оккупации Москвы французами здесь находился штаб главного интенданта армии; находившийся при нём Стендаль утверждал, что
В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться.
В 1833 году, после окончания реконструкции, в здании была открыта Новая Екатерининская больница, функционировавшая как «городская клиническая больница № 24» вплоть до 2009 года, когда весь комплекс строений перешёл в собственность города. Согласно проекту реконструкции 1998 году в здании должен был разместиться Музей истории Москвы, в 2008 году было подписано постановление о реконструкции здания под Дворец бракосочетаний, однако затем оно было отдано под размещение Московской городской думы.
Комплекс зданий Университетской типографии.
Дом 10, стр. 1, главный редакторский корпус (архитектор — Н. П. Соболевский)
Здание построено по проекту архитектора Н. П. Соболевского (при участии надворного советника типографии Московского университета Ф. О. Бужинского) в 1816—1817 годах на основе каменного дома Власовых 1760-х годов, приобретённого типографией в 1811 году. На первом этаже корпуса находилась книжная лавка А. С. Ширяева, которую посещал А. С. Пушкин, на втором этаже располагалась квартира редактора «Московских ведомостей» князя Петра Шаликова. Начиная с 1960-х годов, когда весь комплекс типографских зданий был отдан Всероссийскому театральному обществу, в здании размещается Союз театральных деятелей, издающий собственный журнал под названием «Страстной бульвар, 10».
Пройдя по Страстному бульвару, выходим к площади Петровские Ворота.
Площадь Петровские ворота хранит в своём названии память о воротах в башне стены Белого города, возведённой в конце XVI столетия знаменитым русским зодчим Фёдором Конём. За последующие двести лет крепость обветшала и была разобрана по указу императрицы Екатерины II.
На одной стороне площади Петровских ворот, в начале Петровского бульвара сохранилась одна из так называемых «стасовских гостиниц» (желтоватое здание в центре, на фото выше).
В соответствии с указом императора Павла I у всех бывших ворот Белого города в самом начале XIX столетия были возведены двухэтажные гостиницы, скорее всего, по проекту петербургского архитектора В. П. Стасова (отсюда и их устоявшееся название). Позже этот дом перешёл к известным московским купцам Трындиным. Здание несколько раз перестраивалось, в частности, в 1874 году по проекту архитектора М. К. Геппенера, а в 1900 году - А. Е. Вебера, и было надстроено дополнительным третьим этажом.
С площади Петровских ворот открывается прекрасный вид на Высоко-Петровский монастырь – одну из старейших московских обителей.
Оба угловых дома по Петровке, выходящих на площадь, до революции принадлежали Высоко-Петровскому монастырю. Дом № 28/2 – очень неплохой образец модерна начала ХХ века – был построен в 1901 году по проекту архитектора И. И. Бони. В наши дни он надстроен дополнительным этажом, надо отдать должное - сделано это было достаточно аккуратно. В советское время на первом этаже размещался хорошо известный в Москве магазин «Мебель». Дом на противоположном углу улицы (Петровка, дом № 27) перестраивался в самом конце 1920-х годов по проекту архитектора И. А. Фомина для Электромеханического института. Здесь с 1919 по 1929 год жил Константин Степанович Мельников – один из лидеров авангарда в архитектуре. В 1947 году в здание въехал Московский авиационно-технический институт им. Циолковского. Чуть дальше по Петровке, напротив Высоко-Петровского монастыря, сохранился великолепный памятник архитектуры – дворец, принадлежавший уральскому заводчику М. П. Губину, возведённый в 1799 году по проекту знаменитого Матвея Фёдоровича Казакова.
На Площади Петровские ворота я попрощаюсь с вами, что бы в следующий публикации продолжить нашу прогулку.
До новых встреч!