МААМ-картинки

Адаптация детей в ДОУ

Галина Спиридонова
Адаптация детей в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Адаптация детей к детскому саду. Рекомендации по созданию благоприятных условий для её протекания».

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагирует на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.

Публикация «Адаптация детей в ДОУ» размещена в разделах

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации к детскому саду вращаются вокруг ребенка. Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд педагогов.

Ребенок

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать сад. В их жизни все ме-няется кардинальным образом. В привычный, сложившийся жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие изменения:

• четкий режим дня;

• отсутствие родных рядом;

• длительный контакт со сверстниками;

• необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому;

• резкое уменьшение персонального внимания именно к нему;

• особенности нового пространственно-предметного окружения.

Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается различными негативными физиологическими и психологическими изменениями.

Адаптирующегося ребенка отличает :

• преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха;

• нежелание вступать в контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми;

• утрата навыков самообслуживания;

• нарушение сна;

• снижение аппетита;

• регрессия речи;

• изменения в двигательной активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до уровня гиперактивности;

• снижение иммунитета и многочисленные заболевания (последствия стрессовой ситуации).

Родители

Родители отдают своего ребенка в детский сад по разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу, оно поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда малыш переступит порог детского сада, тем все чаще дают о себе знать следующие проявления:

• в памяти всплывают эпизоды личного опыта посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);

• начинается «маркетинг в песочнице» ( разговоры с гуляющими мамами на детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский сад? И как там?»);

• обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр., но и к поведенческим (как общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.);

• в общении с ребенком и друг с другом появляются слова «детский сад» и «воспитательница» (Вот пойдешь в детский сад. Что скажет воспитательница, если увидит такое.).

И вот малыш в детском саду. Начинается непростой период адаптации к новым условиям жизни.

Адаптирующегося родителя отличает :

• повышенная тревожность;

• обостренное чувство жалости к ребенку и к себе;

• преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет);

• повышенное внимание к педагогам (от усиленного контроля до заискивания);

• многословность (задает много вопросов, интересуется подробностями и дета-лями из прожитого ребенком дня).

Педагог

Набирая новую группу, каждый педагог (особенно если у него есть опыт работы) знает, что этот процесс никогда не бывает одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его жить в коллективе. А за каждым ребенком стоят его близкие, с которыми тоже необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания, уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.

Воспитатель знает, что теоретические знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап работы, название которому - адаптация.

Адаптирующегося педагога отличает :

• чувство внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической утомляемости;

• повышенная эмоциональность.

Сколько это будет длиться! Или когда наступит конец адаптации?

Выделяют три степени адаптации :

• легкую (15-30 дней);

• среднюю (30-60 дней);

• тяжелую (от 2 до 6 месяцев).

По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ, переживают среднюю или тяжелую адаптацию.

Концом периода адаптации принято считать момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и восстанавливаются регрессирующие функции. Это означает, что:

• при утреннем расставании ребенок не плачет и с желанием идет в группу;

• ребенок все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам;

• малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки;

• ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него появляются новые достижения, которым он научился в саду;

• восстановилась речь и нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома, а затем и в детском саду;

• нормализуется сон как в детском саду, так и дома;

• восстанавливается аппетит.

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться.

Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ – это достаточно тяжелый и тревожный в процесс. Вступление детей в ясли изменяет обычный.

Консультация «Адаптация детей 2–3 лет к условиям ДОУ» Продолжительность: месячный (сентябрь 2018 г.) Вид проекта: групповой Образовательные области: социально-коммуникативная, речевое развитие,.

Адаптация детей к условиям ДОУ Адаптация детей к условиям ДОУ. Адаптация-это приспособление организма к новым социально значимым условиям жизни. Состояние здоровья и.

Презентация «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ через игру» Адаптация – это процесс вхождения в новую среду и приспособление к ее условиям. Очень важно чтобы этот переход для малышей был плавным,.

Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ. Поступление ребёнка в детский сад сложный период в его жизни. В условиях семьи ребёнок.

Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям ДОУ» Что же такое адаптация? Адаптация - процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является.

Консультация для родителей «Адаптация детей к ДОУ» Различают три степени адаптации ребенка к детскому саду: легкую, среднюю и тяжелую. При легкой адаптации поведение ребенка нормализуется.

«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Проект«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». Проект ПРОЕКТ «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ» Цели и задачи проекта Цель: создание условий для успешной адаптации детей раннего.

Среднесрочный проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» «Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ»Участники: дети II группы раннего возраста (2-3 года, воспитатели, родители) Дата.

Социально-психологическая адаптация детей 3 лет в ДОУ .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Адаптация детей в ДОУ
Опубликовано: 21 апреля 2019 в 13:16
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Адаптация детей в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Спиридонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД