Елена Быкова
Консультация для родителей «Математика для детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
МАТЕМАТИКА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ 3 – 4 ЛЕТ.
Математика – наука, которую можно познавать на протяжении всей жизни. Математика – наука, которая приводит в порядок мысли и сознание человека. Развивая математические способности мы развиваем мышление. На основе данных суждений можно прийти к выводу, что знания по математике необходимы в любом возрасте и даются с опорой на особенности возраста детей и их индивидуальные качества личности. И они необходимы. Данные игровые занятия по Формированию Элементарных Математических Представлений проводятся регулярно с детьми в нашей группе «Клубничка».
Публикация «Консультация для родителей „Математика для детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Младшая группа
- Темочки
Если по каким либо причинам ваш малыш не может в данное время посещать группу обучать ребенка математике можно дома, в домашней, спокойной, уютной обстановке. Занятие должно проходить не более 20 – 25 минут, если вы видите, что ребенок устал или у него нет внимания, прекратите занятие. Не ругайте ребенка, хвалите его, даже если у него ничего не получается. Организовать занятие надо так, чтобы ребенку было интересно, проводите занятия в виде игры, во время игры ребенок легко запоминает необходимую информацию и не устанет. Занятия проводите регулярно и если ребенок плохо усвоил предыдущий материал, не учите его чему - то новому, а вернитесь к старой теме и повторите ее снова. Старайтесь чередовать занятия с умственной нагрузкой, с занятиями спортом или физическими упражнениями. Самое лучшее время для занятий - это утро, когда ребенок хорошо отдохнул, позавтракал и хорошо воспринимает новую информацию или время после дневного сна. Во время занятий ребенок не должен отвлекаться, поэтому уберите все со стола и приготовьте только тот материал, который вам понадобится для занятия. Чтобы ребенку было интересно, приготовьте для него яркий реквизит, различные пособия и материалы, которых он раньше не видел. Материалы для занятий вы можете сделать самостоятельно или купить в магазине. После окончания занятия весь обучающий материал уберите, чтобы ребенок с ним не играл, и чтобы сохранить интерес к следующим занятиям.
Дети 3—4 лет отличаются высокой познавательной активностью. Малыши могут совершать простые операции в пределах 5: считать по порядку, распознавать цифры, сравнивать количество предметов. Трёхлетний ребёнок понимает значение слов «больше» и «меньше», имеет представление о сложении и вычитании, может ориентироваться во временном пространстве день – ночь – утро – вечер, в пространстве в своем ближайшем окружении, в основных геометрических плоскостных фигурах, могут совершать количественные сравнения наборов предметов в пределах 5, устранять неравенства путем прибавления и отнимания по одному.
Для этой возрастной группы характерны свои особенности. В 3 - 4 года наглядно-действенный тип мышления постепенно замещается наглядно-образным. Малыши учатся выполнять несложные задания не только с предметами, но и с цифрами. Пора осваивать счёт до 5. Разучивание математических считалок для самых маленьких делает занятия интересными и увлекательными. В весёлой атмосфере дети лучше запоминают новые числа. В освоении счёта до 5 могут возникнуть трудности. Это нормально. Повторение материала, последовательность и терпение взрослых поддержит познавательный интерес малыша.
Игра формирует у детей представление о целом и части. Чтобы увлечь детей, участвуйте в игре на равных. Разложите на столе карточки с картинками. Цифры от 1 до 5 поместите в коробку, поставьте рядом. Каждый участник по очереди достаёт карточку с цифрой. Требуется найти картинку с таким же количеством предметов. Предложите малышу посчитать количество предметов на каждой карточке. Попросите показать и обвести в кружок соответствующую цифру. Задача игры — научить ребёнка видеть количественную разницу, независимо от особенностей предметов. В игре «Кого больше» Взрослый говорит: «Во дворе гуляют девочки и мальчики. Вместо мальчиков будут квадраты, вместо девочек кружочки (выкладывает на стол вперемешку 2 квадрата и 3 кружка). Сколько всего ребят? А кого из них больше? На сколько?». Подскажите малышу, что это легко узнать, если расположить фигуры в 2 ряда, один под другим на карточке. «На сколько девочек меньше, чем мальчиков? А теперь сделай так, чтобы их было поровну». Бывает, что крохе сложно определить численную разницу. В таком случае поменяйте задания на более простые «Больше, меньше или равно».
Для математических игр в режиме дня, так же можно использовать карточки. Игра «Покормите бельчат шишками». Выложите 4 карточки с изображением бельчат, а под ними 3 шишки. Спросите у малыша: «Всем ли бельчатам хватило шишек? Нет? А кому не хватило? А давай сделаем поровну бельчат и шишечек?». Каждый раз выкладывайте разное количество карточек, и пусть малыш накормит всех животных. В течение дня, между делом, показывайте крохе по две карточки с разной численностью объектов. Спрашивайте, где больше предметов? На сколько? А где меньше? Ребёнок научится сравнивать группы и определять разницу в их количестве. Для детей 3— 4 лет уже можно использовать разнотипные изображения: образные картинки и геометрические фигуры. Допустим, на одной карточке будут 3 морковки, на второй 2 кружка. Или 1 квадратик и 5 цыплят и так далее. Задача игры — научить ребёнка видеть количественную разницу, независимо от особенностей предметов.
Для первых занятий по созданию равенств подойдут любые компактные предметы — орехи, пуговицы, камешки, игрушки. Затем переходите к упражнениям с картинками или карточками. Например, вот такими. Сравнивая ряды из предметов, малыш получает наглядное представление о разнице в количестве и закрепляет счёт до 5. Вы можете взять пуговицы, а мы для наглядности будем использовать карточки с яблоками и грушами. Попросите кроху выложить два ряда из пуговиц, один под другим. Для верхнего нужно взять 5 белых пуговиц, для нижнего — 4 красных. Дайте задание сделать ряды одинаковыми или равными. Ребёнок предпримет несколько попыток и найдёт правильное решение. Подскажите, что уравнивать предметы можно разными способами. Один из них — вычитание. Отнимаем там, где больше предметов. Другой — сложение, прибавляем туда, где меньше. Пусть малыш попробует оба способа, комментируя свои действия: «Белых пуговиц больше, чем красных. Надо отнять одну белую. Теперь стало поровну», «Красных пуговиц меньше чем белых – надо прибавить одну красную». Выполняя задания, малыш в доступной игровой форме познакомится с основными математическими понятиями.
Что должен знать ребенок 3-4 лет по математике.
1. Знать и различать цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный).
2. Знать цифры до пяти. Уметь считать до пяти. Создавать равенство и находить неравенство предметов в группах предметов в пределах пяти.
3. Должен знать основные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг.
4. Уметь владеть понятиями: один – много, большой – маленький, низкий – высокий, широкий – узкий, длинный - короткий.
5. Должен уметь складывать предметы по величине, цвету, форме.
6. Уметь ориентироваться во временных понятиях день – ночь – утро – вечер.
7. Уметь ориентироваться в пространственных понятиях от себя впереди – позади, уметь ориентироваться в правой и левой сторонах с опорой на правую и левую руки.
В заключение заметим, что заниматься математикой с детьми 3—4 лет совсем нетрудно. Это под силу каждому родителю и занимает немного времени: всего полчаса в день. Ориентируйтесь на возраст малыша, не скупитесь на похвалу, поощряйте старание и результат вас порадует.
Воспитатель группы «Клубничка»
Быкова ЕВ.