Рябошапко Наталья
Формы и методы экологического воспитания дошкольников в условиях интеграции образовательных областей
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы экологического воспитания дошкольников в усло-виях интеграции образовательных областей
В современных исследованиях Р. С. Буре, С. Н. Николаевой, Л. М. Маневцовой, В. Г. Фокиной и другие показано многообразие методов и приемов, стимулирующих познавательные интересы детей, их желание больше узнать о потребностях живых существ, чтобы научиться правиль-но ухаживать за ними и в меру своих сил принимать участие в охране природы в целом. Большой вклад в становление современной методики ознакомления детей с природой внесли революционеры-демократы и представители русской прогрессивной педагогики XIX века, стоявшие на позициях воспитывающего обучения. Образование и воспитание рассмат-ривалось ими не только как процесс передачи знаний подрастающему по-колению, но и как формирование направленности личности ребенка, его отношения к действительности. Повышенный интерес к естествознанию яв-ляется характерным для передовых людей того времени. Так, А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов считали, что по-знание окружающего мира способствует не только умственному воспита-нию детей, формированию у них материалистического мировоззрения, но и оказывает большое влияние на нравственное и эстетическое развитие.
Публикация «Формы и методы экологического воспитания дошкольников в условиях интеграции образовательных областей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Особое значение они придавали формированию у детей правильных, реалистических представлений о природе, необходимости приучать их рассматривать природные явления в тесной взаимосвязи и взаимообуслов-ленности. По их мнению, одна из основных задач воспитания – дать детям возможность применять свои знания на практике.
К проблеме формам и методам экологического воспитания в ДОУ обращались : С. Н. Николаева, Н. А. Рыжова, Л. Бобылева, Т. А. Маркова и другие. В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию необходимо использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, исследовательской деятель-ности, подвижных и дидактических игр, изобразительной деятельности, театральной деятельности, чтение художественной литературы, моделиро-вания, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности де-тей, то есть экологизацию различных видов деятельности ребенка.
Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как не-сущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружа-ющего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На за-нятиях, в совместной и самостоятельной деятельности успешно развивают-ся инициативность, творчество, умственные способности, познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Это возможно только в том случае, если деятельность носит интегрированный характер.
Интегрированный подход к содержанию дошкольного образования ярко проявился в альтернативных программах – как комплексных («Про-грамма воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, «Детство», «Развитие», «Истоки», «Раду-га» и др., так и парциальных («Музыкальный мир» Т. И. Баклановой, Г. П. Новиковой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой, «Программа для развития цвето-восприятия у детей шести-семи лет» С. А. Золочевского, «Гармония» Д. И. Воробьевой и др.). Данные программы предполагают интеграцию содер-жания дошкольного образования в различных направлениях – межпред-метном (между разделами) и внутрипредметном (внутри разделов) – на культурологической и экологической основах.
Интеграция – понятие теорий и систем, означающее состояние свя-занности отдельных дифференцированных систем в целое, или процесс, ведущий к этой связанности.
Интегрированный подход к организации воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях разрабатывается многими специалистами. Интеграция обучения – переход от дифференци-рованного образа действительности к целостному на основе деятельност-ного подхода, формирование межпредметных связей, широкого внедрения в обучение проблемных и поисковых методов и приемов обучения.
Интегрированное занятие – это специально организованное занятие, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных образовательных областей, позволяющее добиться целостного восприятия воспитанниками исследуемого вопроса, имеющее практиче-скую направленность [3].
Образовательный процесс выстраивается с учетом тематического плана и психофизиологических возможностей детей во взаимосвязи с по-вседневной жизнью с использованием разнообразных форм (В. С. Безруко-ва, И. Д. Зверев, В. С. Максимова, Ю. С. Тюнников и другие).
НОД (непосредственная образовательная деятельность) - экскурсия, путешествие, игра, беседа, викторина, «познавательный досуг», творческая мастерская, целевые прогулки, продуктивная деятельность и так далее.
Совместная деятельность с педагогом: игры, беседы, рисование, кон-струирование, чтение художественных произведений, праздники, развле-чения, и так далее.
Самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, обще-ние, наблюдение, рассказы детей, рассматривание фотографий, иллюстра-ций, рисование, конструирование, игра-экспериментирование, исследова-тельская деятельность, развивающие игры.
Образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми, при этом основной формой работы с детьми до-школьного возраста и ведущим видом деятельности для них является иг-ра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей. Иг-ровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской дея-тельности и общения воспитателя с дошкольником. Воспитатель наполняет повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включает каждого ребёнка в содержательную деятельность, спо-собствует реализации детских интересов и жизненной активности. Органи-зуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребёнка стремле-ние к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.
Программные образовательные задачи решаются в совместной дея-тельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении ре-жимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образова-ния. Обучение детей строится как увлекательная проблемно-игровая дея-тельность, обеспечивающая субъектную позицию ребёнка и постоянный рост его самостоятельности и творчества. В большинстве своём развиваю-щие, образовательные ситуации проводятся по подгруппам и имеют инте-гративный характер, помогая детям лучше ориентироваться в мире, при-влекать для решения своих проблем сведения из разных образовательных областей.
Особое место в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору и интере-сам. С этой целью создаётся предметно-развивающая среда, организуется педагогически целесообразное, личностно-ориентированное взаимодей-ствие взрослого и ребёнка. Основные заботы педагога связаны с развитием интересов, способностей каждого ребёнка, стимулированием активности, самостоятельности.
Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволяет ребёнку проявить пытли-вость, любознательность, познавать окружающее без принуждения, стре-миться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребёнок реализует своё право на свободу выбора деятельности.
При подготовке к занятиям большое значение имеет предваритель-ная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, игры на развитие внимания, зрительной памяти, упражнения на ознакомление с различными свойствами объектов окружающего мира. При сочетании разных видов детской деятельности включаются все системы восприятия детей : зритель-ная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества про-дуктивного результата (рисунка, поделки).
Интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения программы среди которых: любознательный, актив-ный, самостоятельный, ориентированный на сотрудничество, овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности, креативный.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
-чёткость, компактность, сжатость учебного материала, но в то же время большая информативная емкость образовательного материала, ис-пользуемого на занятии. Благодаря этому реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда кон-кретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в раз-ных его аспектах.
-продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обес-печивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осо-знание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных обра-зовательных областей через разнообразные виды деятельности и смену динамических поз, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, изготовлением декораций, атрибутов к игре; слушание музыкального произведения с чтением стихов, рассматриванием произведений изобразительного искусства и рисованием.
Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.
Важно заметить, что методика проведения занятия с использованием интегрированного подхода существенно отличается от методики проведе-ния обычного занятия. В процессе обучения на таких занятиях использу-ются различные методы и приемы, среди которых:
-сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая дея-тельность;
- проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ.
-разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитания чув-ства уверенности в своих силах.
Что дает интегрированное построение занятий? Во-первых, дает ре-бенку возможность реализовать свои творческие возможности, так как здесь он сочиняет, фантазирует, думает, познает законы и хитрости родно-го языка;
во-вторых, в интересной, игровой форме происходит обогащение словаря детей, формирование грамматической структуры их речи, а глав-ное, развиваются коммуникативные умения – свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлением, рассказать о чем-либо;
в-третьих, у детей развивается познавательная активность, поскольку вопросы и задания требуют от детей активизации имеющегося речевого опыта и применения опыта реальной жизни в нестандартной ситуации ин-тегрированного занятия.
Интеграция вынуждает педагога постоянно находится в простран-стве возможностей. Следовательно, изменяется его мировоззрение, проис-ходит ежедневный творческий личностный рост.
Несмотря на то, что в частных методиках методы и приемы разраба-тываются применительно к специфике содержания (математическое, рече-вое, экологическое и так далее, все они имеют общую дидактическую ос-нову. В связи с этим в основу методики интегрированного обучения до-школьников может быть положена классификация Т. С. Комаровой:
информационно-рецептивные и репродуктивные методы определя-ются как в целом репродуктивные, направленные на воспроизведение ка-ких-либо знаний, умений и навыков, а эвристические и исследовательские – как продуктивные, направленные на развитие творческих способностей дошкольников.
Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитате-ля и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру [4].
Для повышения качества экологической воспитанности детей, разви-тию экологической направленности их личности следует на практике ком-плексное использование группы методов.
К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание кар-тин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.
Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделиро-вание. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять пред-ставления детей, углублять их путем становления связей и отношений меж-ду отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.
Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение худо-жественных произведений о природе, беседы. Словесные методы исполь-зуются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обоб-щения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоциональ-но-положительное отношение к природе. В работе по экологическому вос-питанию детей можно использовать разные методы в комплексе. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель.