Татьяна Землянкина
Формируем инновационный взгляд на профессию педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Именно от специалиста в данной области зависит образовательный уровень общества в целом, возможность создания условий для дальнейшего его развития.
На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника. В связи с этим все более острой становится потребность в воспитателе-профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать их возможные последствия, способном к сотрудничеству.
Публикация «Формируем инновационный взгляд на профессию педагога» размещена в разделах
Воспитатель дошкольной образовательной организации (ДОО) XXI века - это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности [1].
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Построение образовательного процесса в детском саду предполагается на основе взаимодействия взрослого и ребенка. Поэтому совершенствуются требования и к профессиональным качествам воспитателя. Сегодня обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Важнейшей функцией современного педагога является содействие непрерывному образованию ребенка и создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, исследовательской активности. Чтобы воспитать человека с развитой исследовательской активностью, самостоятельного и волевого, педагогу самому необходимо быть исследователем, творцом, новатором.
Появилось новое понятие «профессиональная компетентность», которая предполагает, что воспитатель дошкольного образования владеет необходимой базой профессионально значимых установок и личностных качеств, теоретических знаний, профессиональных умений и навыков, которые он будет совершенствовать в процессе самообразования. Понятие профессионально-педагогической компетентности широко используется в современном образовании.
Компетентность педагога определяется мерой успешности решения нескольких групп взаимосвязанных задач: видеть ребенка в образовательном процессе, создавать условия для успешного достижения ребенком образовательных целей, эффективно взаимодействовать с детьми и другими субъектами образования, организовывать и использовать развивающую образовательную среду.
В соответствии с общим подходом педагогическая компетентность воспитателей ДОО включает в себя:
-диагностическую компетентность–владение умением выявлять исходный уровень развития дошкольника, оценивать индивидуальный опыт и возможности его дальнейшего обогащения, отслеживать результативность образовательной деятельности;
-теоретическую компетентность–владение теоретическими основами дошкольной педагогики и психологии;
-практическую компетентность–владение современными здоровьесберегающими педагогическими технологиями развития дошкольника с учетом результатов диагностики;
-организационно-методическую компетентность–владение умением методически грамотно организовывать детскую деятельность, поддерживать творческую и поисковую активность;
-коммуникативную компетентность–владение приемами эффективного общения и взаимодействия с дошкольниками.
Высококвалифицированный воспитатель должен обладать всеми видами компетентности [2].
Многие исследования подчеркивают, что успешное развитие ребенка дошкольного возраста, его личностная активность и социальная состоятельность зависит от грамотного, целенаправленного руководства со стороны взрослого.
Компетентностный подход в дошкольном образовании нацеливает педагога создавать условия для выявления и развития полноценного личностного ресурса каждого ребенка. Он должен научить ребенка умению видеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, не просто вооружить его знаниями, а сформировать умение и желание учиться всю жизнь [1].
Специфика профессиональной деятельности предъявляет к воспитателю дошкольного образования определённые требования. И, чтобы выполнять свои профессиональные обязанности, он должен обладать определёнными качествами личности. Вот некоторые из них:
1. Профессиональная направленность-в основе лежит интерес к профессии воспитателя и любовь к детям, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Именно эти факторы побуждают к стремлению овладеть педагогическими знаниями и постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень.
2. Эмпатия-характеризуется умением сопереживать и сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, зная возрастные особенности дошкольников, должен внимательно замечать малейшие изменения в поведении ребёнка, проявлять чуткость, заботливость, доброжелательность, тактичность во взаимоотношениях.
3. Педагогический такт–это чувство меры, которое проявляется в умении соблюдать правила приличия и вести себя должным образом. Когда в действиях воспитателя находят оптимальное сочетание ласка и твердость, доброта и взыскательность, доверие и контроль, шутка и строгость, гибкость поведения и воспитательных действий, можно говорить о тактичности воспитателя.
4. Педагогический оптимизм-основой является вера воспитателя в силы и возможности каждого ребёнка. Воспитатель дошкольного образования, любящий детей, всегда настроен на восприятие их положительных качеств. Создавая условия для проявления способностей каждого ребёнка, воспитатель помогает раскрыться личному потенциалу дошкольника. Оптимистически настроенный воспитатель не будет плохо говорить о ребёнке, жаловаться на него родителям. Воспитатель-оптимист характеризуется умением вдохновлять, жизнерадостностью, чувством юмора.
5. Культура профессионального общения. Воспитатель дошкольного образования должен уметь строить правильные взаимоотношения с детьми, родителями, коллегами, то есть со всеми участникам педагогического процесса.
6. Педагогическая рефлексия. От способности к педагогической рефлексии во многом зависит успешность профессиональной деятельности воспитателя. Рефлексия подразумевает умение анализировать проделанные шаги, оценить полученные результаты и сравнить их с запланированной целью. На основе полученных выводов воспитатель дошкольного образования корректирует последующую деятельность для того, чтобы получить лучшие результаты.
7. Авторитетность. Доверие родителей – вот первый шаг на пути к завоеванию авторитета. Пользоваться авторитетом у детей, родителей и коллег – это значит получить оценку своим нравственным качествам, культуре, эрудиции, преданности профессии [3].
Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, деятельностные технологии, а также ИКТ-технологии. Безусловно, компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что призвание педагога-не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка.
Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле педагог ДОО делает учение мотивированным, учит ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения, помогает детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Система образования не может оставаться неизменной. Каждый из педагогов, так или иначе, коснулся содержания национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и понимает, что модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом. И поэтому педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От них в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности. На сегодняшний день однозначно, что современных детей надо учить и воспитывать по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и дети должны быть к этому готовы.
Использованная литература:
1. Горная,Т. И. Профессиональная деятельность современного педагога дошкольного образовательного учреждения –М. :Научные технологии, 2013.–217 с.
2. Киреева,О. В. Готовность воспитателя детского сада к развитию исследовательской активности старших дошкольников – Москва:РГПУ им. А. И. Герцена, 2010.– Режим доступа:https://www.kdp-spb.ru/pedagogika/problemy-podgotovki-2.html
3. Коротаева,О. А. Воспитатель дошкольного образования, какой он?-Электронные данные. -Режим доступа:https://www.deti-club.ru/rabota-v-detskom-sadu-kakim-dolzhen-byt-sovremennyjj-vospitatel-doshkolnogo-obrazovaniya
4. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность–М. : Педагогическое общество России, 1999.–288 с.
5. Сластенин,В. А. Общая педагогика–М. :ВЛАДОС,2002.