Получи документы

Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в рамках ФГОС дои ФОП ДО

Минина Ирина Евгеньевна
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в рамках ФГОС дои ФОП ДО
▼ Скачать + Заказать документы

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего,

мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

В. Сухомлинский

Одна из актуальнейших задач современности – это экологическое воспитание подрастающего поколения, так как наш мир сейчас находится на грани экологической катастрофы и будущее человечества находится под угрозой. И одним из критериев оценки нравственности человека является его разумное отношение к окружающему миру и природе. Наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания – это детский дошкольный возраст. Именно в этом возрасте у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в рамках ФГОС дои ФОП ДО» размещена в разделах

Для детей дошкольного возраста экологическое образование особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Работа педагога в экологическом образовании должна быть направлена на развитие чувственного восприятия детьми их природного окружения, для ребенка необходимо оживить окружающий его мир. Именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире элементарными представлениями из области живой природы».

Основная задача дошкольной образовательной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, любовь к природе, создать необходимые для этого процесса условия.

Учитывая актуальность данной проблемы, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.

Проект может быть организован в рамках совместной деятельности - детей, педагогов и родителей.

У нас в группе появилась Красная книга? И у детей возникло очень много вопросов «Почему?» «А как?», и мы решили об этом узнать, изучить. А родителям как было интересно, узнавать о животных, растениях, насекомых, к сожалению, исчезающих у нас на Урале. И конечно понравилось оформлять свои книги и презентации. Поэтому в своей работе с детьми остановилась навыборе проекта о животных, занесённые в Красную книгу – с целью углубления естественнонаучных знаний детей о животных, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни. Мы использовали определенную совокупность познавательных приемов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Проблема: Почему животные Урала, на грани исчезновения? Почему надо беречь животных?

Объект исследования: животные Урала.

Цель для детей: изучение животного мира Урала, создание собственной Красной книги животных Урала.

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей, формирования предпосылок экологического сознаниядетей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Животные Урала, занесённые в Красную книгу».

Задачи:

формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе; о тех животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории Урала;

расширять знания о природе Урала, о многообразии и значении животного мира;

показать взаимосвязь всего живого;

формировать основы экологической культуры детейдошкольного возраста в условиях детского сада;

развивать наблюдательность, логическое мышление, речевую активность, воображение, творчество детей;

развивать связную речь черезсоставление описательных рассказов о животных;

воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, пониманию его неповторимостии красоты;

формировать у воспитанников навыки бережного отношения к животным.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы;

проявляют радость в общении с природой, с животными;

проявляют сочувствие к попавшим в беду, определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи, стремятся самостоятельно помочь;

используют в активной речи русский фольклор, пословицы, прибаутки;

гармонично сформированы разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);

развит устойчивый интерес к представителям животного мира;

развито логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;

развита исследовательская деятельность в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.

Для взрослых:

повышают уровень экологической культуры;

осуществляют образовательный процесс по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного);

оптимальное использование технических средств образованияю.

Формы реализации проекта :

непосредственно образовательная деятельность;

беседы;

оснащение предметно-пространственной среды (оформление библиотеки, создание Красной книги Урала);

работа с родителями;

игровые технологии.

Результаты и формы представления проекта :

Мини проекты : «Птицы Свердловской области», «Животные Урала, которые на грани исчезновения», «25 видов животных, находящихся на грани вымирания».

Информационный стенд «Животные Урала, занесённые в Красную книгу».

Создание «Красной книги Урала».

Проект включает три этапа : подготовительный; исследовательский; заключительный (обобщающий).

Содержание этапов проекта

1этап: подготовительный:

Цель: формирование экологической грамотности ребенка.

Задачи:

развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).

охрана и укрепление здоровья детей.

воспитание любви к родному краю.

Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.

2. Исследовательский:

Методы исследования:

изучение методической и художественной литературы;

наблюдения;

изготовление модели животных, а также различных приспособлений для наблюдения и экспериментирования;

обобщение результатов с помощью рисунков, рассказов, аппликаций и др;

экспериментально-исследовательская деятельность;

поиск ответов на поставленные вопросы.

Работа с детьми: беседа о животных. Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих животных, их отношением к ним.

Мероприятия по образовательным областям

3. Заключительный: Презентация проекта

Итогом проекта «Почему животные исчезают на земле» стало обобщение результатов нашей работы и создание книги «Красная книга Урала». Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе животных.

Дети уточнили знания о животных, и их пользе, появились задатки бережного отношения к природе, желание беречь и защищать природу.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: всем людям необходимо бережно относиться к природе.

Ожидаемые результаты получены в полной мере.

Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта : педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитию у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие способности к прогнозированию будущих изменений; формирование навыков коммуникативного общения.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчет об экологической детской конференции «Наши комнатные растения дома и уход за ними» в рамках проектной деятельностиФотоотчет об экологической детской конференции «Наши комнатные растения дома и уход за ними» в рамках проектной деятельности В процессе реализации проекта «Дружба с комнатными растениями» семьи наших воспитанников представили фотоотчет о домашних цветах. Далее.

Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!»Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!» Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию Фотоотчет по итогам проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в рамках ФГОС дои ФОП ДО
Опубликовано: 1 ноября 2024 в 08:23
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в рамках ФГОС дои ФОП ДО» (включая файлы) размещена пользователем Минина Ирина Евгеньевна (УИ 600177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД