Минина Ирина Евгеньевна
Формирование экологической культуры дошкольников средствами проектной деятельности в рамках ФГОС дои ФОП ДО
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Одна из актуальнейших задач современности – это экологическое воспитание подрастающего поколения, так как наш мир сейчас находится на грани экологической катастрофы и будущее человечества находится под угрозой. И одним из критериев оценки нравственности человека является его разумное отношение к окружающему миру и природе. Наиболее благоприятный период для решения задач экологического воспитания – это детский дошкольный возраст. Именно в этом возрасте у детей можно сформировать осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
Для детей дошкольного возраста экологическое образование особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Работа педагога в экологическом образовании должна быть направлена на развитие чувственного восприятия детьми их природного окружения, для ребенка необходимо оживить окружающий его мир. Именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО на этапе завершения дошкольного образования мы ориентируемся на целевые ориентиры. Одним из пунктов целевых ориентиров является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире элементарными представлениями из области живой природы».
Основная задача дошкольной образовательной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, любовь к природе, создать необходимые для этого процесса условия.
Учитывая актуальность данной проблемы, мы предприняли попытку активизировать работу по экологическому образованию детей с помощью проектной деятельности.
Проект может быть организован в рамках совместной деятельности - детей, педагогов и родителей.
У нас в группе появилась Красная книга? И у детей возникло очень много вопросов «Почему?» «А как?», и мы решили об этом узнать, изучить. А родителям как было интересно, узнавать о животных, растениях, насекомых, к сожалению, исчезающих у нас на Урале. И конечно понравилось оформлять свои книги и презентации. Поэтому в своей работе с детьми остановилась навыборе проекта о животных, занесённые в Красную книгу – с целью углубления естественнонаучных знаний детей о животных, привлечения знаний детей не по одному предмету, а из разных областей, развитие их творческого мышления, исследовательских навыков и практической жизни. Мы использовали определенную совокупность познавательных приемов, которые позволяли решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей и предполагали презентацию этих результатов, а также применяли совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Проблема: Почему животные Урала, на грани исчезновения? Почему надо беречь животных?
Объект исследования: животные Урала.
Цель для детей: изучение животного мира Урала, создание собственной Красной книги животных Урала.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей, формирования предпосылок экологического сознаниядетей в процессе разработки детско-взрослого проекта «Животные Урала, занесённые в Красную книгу».
Задачи:
формировать представление у дошкольников о Красной книге как о документе; о тех животных, занесённых в Красную книгу, которые встречаются на территории Урала;
расширять знания о природе Урала, о многообразии и значении животного мира;
показать взаимосвязь всего живого;
формировать основы экологической культуры детейдошкольного возраста в условиях детского сада;
развивать наблюдательность, логическое мышление, речевую активность, воображение, творчество детей;
развивать связную речь черезсоставление описательных рассказов о животных;
воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру, пониманию его неповторимостии красоты;
формировать у воспитанников навыки бережного отношения к животным.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы;
проявляют радость в общении с природой, с животными;
проявляют сочувствие к попавшим в беду, определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи, стремятся самостоятельно помочь;
используют в активной речи русский фольклор, пословицы, прибаутки;
гармонично сформированы разные виды отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
развит устойчивый интерес к представителям животного мира;
развито логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
развита исследовательская деятельность в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
Для взрослых:
повышают уровень экологической культуры;
осуществляют образовательный процесс по обозначенной проблеме с учетом трех направлений экологии (биологического, социального и прикладного);
оптимальное использование технических средств образованияю.
Формы реализации проекта:
непосредственно образовательная деятельность;
беседы;
оснащение предметно-пространственной среды (оформление библиотеки, создание Красной книги Урала);
работа с родителями;
игровые технологии.
Результаты и формы представления проекта:
Мини проекты: «Птицы Свердловской области», «Животные Урала, которые на грани исчезновения», «25 видов животных, находящихся на грани вымирания».
Информационный стенд «Животные Урала, занесённые в Красную книгу».
Создание «Красной книги Урала».
Проект включает три этапа: подготовительный; исследовательский; заключительный (обобщающий).
Содержание этапов проекта
1этап: подготовительный:
Цель: формирование экологической грамотности ребенка.
Задачи:
развитие ребенка как личности (мышление, эмоциональные, эстетическое, сенсорное развитие).
охрана и укрепление здоровья детей.
воспитание любви к родному краю.
Методы исследования: наблюдения во время экскурсий, исследования на прогулках, рисование и лепка, игра, беседа, сочинение рассказов и сказок, знакомство с литературными произведениями.
2. Исследовательский:
Методы исследования:
изучение методической и художественной литературы;
наблюдения;
изготовление модели животных, а также различных приспособлений для наблюдения и экспериментирования;
обобщение результатов с помощью рисунков, рассказов, аппликаций и др;
экспериментально-исследовательская деятельность;
поиск ответов на поставленные вопросы.
Работа с детьми: беседа о животных. Цель: заинтересовать проблемой, выяснить представления детей об этих животных, их отношением к ним.
Мероприятия по образовательным областям
3. Заключительный: Презентация проекта
Итогом проекта «Почему животные исчезают на земле» стало обобщение результатов нашей работы и создание книги «Красная книга Урала». Проект позволил детям расширить знания о природе родного края, о пользе животных.
Дети уточнили знания о животных, и их пользе, появились задатки бережного отношения к природе, желание беречь и защищать природу.
Дети получили ответы на интересующие вопросы и составили рекомендации: всем людям необходимо бережно относиться к природе.
Ожидаемые результаты получены в полной мере.
Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитию у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие способности к прогнозированию будущих изменений; формирование навыков коммуникативного общения.