Татьяна Ларина
Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в русских традициях
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №100 ОАО «РЖД»
Познавательное занятие с интеграцией разных видов деятельности
«ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РУССКИХ ТРАДИЦИЯХ»
Воспитатель: Ларина Т. В.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста мотивации навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) через традиции и ценности национальной культуры
Задачи:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
Публикация «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в русских традициях» размещена в разделах
- Приобщение к ценностям ЗОЖ путем сохранения национальных истоков, семейных и народных традиций.
- Развитие эмоционально-познавательного интереса к культурному наследию России.
- Формирование эстетически- нравственных представлений о Родине средствами устного народного творчества.
- Воспитание уважительного отношения к традициям славянской культуры, патриотических чувств и духовности.
Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
1. Обучающе - познавательная деятельность:
Уроки здоровья по программе М. Л. Лазарева «Здравствуй!»
Интегрированные занятия: «Как стать красивым», «Богатыри земли русской», «Русский калейдоскоп»
2. Совместная деятельность педагогов и детей :
Дни здоровья : «Удаль богатырская», «Вода-водица», «Зимний разгуляй» (по мотивам народных традиций).
Народные календарно-обрядовые праздники: «Масленица», «Рождество», «Приди, весна, с радостью!», «Осенины».
Спортивно – оздоровительная работа : турниры, досуги, недели здоровья, спартакиады.
Конкурсы рисунков: «Движение-здоровье»
«Я и мое здоровье»
Фото-выставки: «Традиции нашей семьи», Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья», «Мама, папа, я - спортивная семья».
3. Совместная деятельность детей и родителей :
Дни здоровья, походы, «Осенняя и летняя спартакиады».
Изготовление нетрадиционных пособий по оздоровлению.
4. Организация работы по повышению уровня компетентности педагогов и родителей:
Семинар-практикум «Идеи этнопедагогики в воспитательно-оздоровительном процессе».
Консультация «Воспитание здорового ребенка на основе народных традиций под девизом «Красота спасет мир».
Выпуск газеты «Традиции и наше здоровье».
5. Создание предметно – развивающей среды:
Оформление уголка здоровья, народного промысла, аудио-видео картотеки, центра речевого развития «Фольклор для малышей», мини – музея «Русская изба».
Изготовление нестандартного оборудования по физвоспитанию (атрибуты для русских народных подвижных игр).
6. Ожидаемые результаты:
Овладение навыками самооздоровления на основе духовных ценностей, национальной культуры. Формирование ЗОЖ, обогащение идеями этнопедагогики в семье.
Содержание занятия
Воспитатель:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней,
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Дети:
1. Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли к нам в добрый час!
Встречу теплую, желанную
Мы готовили для вас.
2. Щедростью, людским радушием
Знаменит наш русский край.
Для гостей-пироги русские
И медовый каравай.
1. В знак признанья и отличия
Нам приятно в этот час
По старинному обычаю
Хлебом-солью встретить вас.
2. Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, хлеб-соль отведать просим (отдают угощение гостям)
(Под русскую народную мелодию входят дети)
Воспитатель:
Дорогие дети, будьте как дома!
Наш уют домашний каждому виден:
В тесноте, быть может, да не в обиде.
Дети:
1. На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
2. Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по сусекам
Личных дач или квартир.
3. Наш досуг порою мелок,
И чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их нам надо возродить!
Воспитатель:
Да и то верно, ребята. Ведь собрались мы сегодня на наших посиделках, чтобы старину вспомнить и поговорить о самом главном, самом ценном… А ведь ценности у всех разные. Как и эти волшебные цветы. Они помогут выбрать то, что вы считаете самым главным для себя ( 7 лепестков: красота, счастье, ум, сила, деньги, успех в учебе, здоровье).
Ваши мнения разные и очень интересные. Конечно, в современном мире важно и то, и другое. И все таки, самое главное из названного, конечно, здоровье!
А как гласит народная мудрость?
Дети:
- «Здоровый человек-богатый человек»
- «Дал бы бог здоровья. А счастье найдешь»
- «Здоров будешь- все добудешь»
- «Без здоровья- нет хорошей жизни»
- «Деньги потерял - ничего не потерял,
Время потерял - много потерял,
Здоровье потерял - все потерял»
Воспитатель: Не только мудростью славился русский народ, а еще и своим богатырским могучим здоровьем.
Дети: На Руси люди редко болели, они доживали до глубокой старости.
Воспитатель: А в чем же секрет этого?
Дети: В том, что раньше люди жили по-другому, экология была другой, вели здоровый образ жизни, соблюдали национальные традиции.
Воспитатель: Много традиций сохранилось с тех пор. Традиционными были жилища
Песня «Русская изба».
Воспитатель: Как вы думаете, почему в древние времена жилища на Руси были деревянными?
Дети: Считалось, что дерево благотворно влияет на человека, оно полезно для его здоровья.
Воспитатель: Из каких деревьев строили избы в старину?
Дети: Избы строили из ели и сосны. И так как это хвойные деревья, от бревен в избе стоял приятный смолистый запах, очень полезный для органов дыхания
Д/ И: «Угадай по запаху».
Воспитатель: А как одевались русичи?
Дети: Одежда была льняная, холщовая. Тело в ней дышало. Летом много ходили босиком или в лаптях, а зимой в валенках и овечьих тулупах. Не было никакой синтетики, синтепона, который не пропускает воздух.
Воспитатель: Переходим к следующей традиции. Как вы думаете, без чего человек не может долго прожить.
Дети:
Без еды и воды. Еда ему необходима в течение всей жизни.
Человеку нужно есть, чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться, песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться и при этом не болеть,
Нужно правильно питаться с самых юных лет уметь.
Вот поэтому всегда для нашего здоровья
Полноценная еда - важнейшее условие.
Воспитатель: Вот сейчас мы и поговорим о питании на Руси. Как готовили пищу наши предки (в печи) -1 куплет «Русская печка»
А какая русская печка без зерновой каши?
Дети: Каша испокон веков занимала на Руси важнейшее место, являясь одним из основных блюд. Отсюда и русская пословица «Каша – матушка наша». И у нас в детском саду на завтрак готовят разные каши, потому что это очень полезно для нашего здоровья.
Воспитатель: На крестьянской Руси люди жили не слишком богато, поэтому одним из главных продуктов питания был хлеб.
Дети: Душистым хлебом, как мы сегодня, встречали самых дорогих гостей. Хлеб, как самое необходимое, брали с собой в дорогу.
Воспитатель: Из какой муки его выпекали?
Дети: Из ржаной. И только правильно приготовленный он мог утолить голод и дать здоровье.
Воспитатель: Говоря о хлебе, нельзя не вспомнить традицию семейной «трапезы» (принятия пищи)
Дети: Вся семья трапезничала за столом, который по православному обычаю всегда ставился в красном углу. «В доме стол – божий престол», - говорили в народе. На столе, обычно покрытом скатертью, всегда стояла солонка и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Большая семья рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец – большак. Справа от хозяина сидели сыновья, а левая лавка была для женской половины семейства.
Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с края лавки. Она хлопотала у печи, подавала еду на стол. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали кушать.
Воспитатель: Из какой посуды ели наши предки?
Дети: Из глиняной, деревянной. Ложки тоже были деревянные.
Песня: «Деревянные ложки»
Отец: «Это что такое? За столом нельзя песни распевать, вертеться, спорить и громко разговаривать. От этого к столу слетятся голодные «злыдни», принесут в дом болезни, голод, нищету.
Воспитатель: Есть полагалось чинно, не спеша.
Дети: Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. «Хлебушек ржаной – отец наш родной», «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска – так и стол доска». Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения.
- Но ведь не хлебом единым сыт человек?
Воспитатель: А чем же еще?
Дети: На Руси в паре с хлебом всегда был квас: настоящий, кисломолочный.
Воспитатель: Из чего же его готовили?
Дети: Из настоящей кисломолочной закваски, ржаной муки. Часто добавляли мед и мяту.
Воспитатель: В крестьянской избе потребление кваса в сутки доходило до 15-20 литров. Не пугайтесь, друзья. Такое количество выпивали не дед с бабкой, а вся семья. Детей в семье было много, порой до 9 человек. Старики тоже жили с молодыми, их никто не бросал. И накормить, напоить такую семью надо было сытно, вкусно и недорого.
Дети: А мясо было на столе?
Мясо, рыба были, конечно, но все больше по праздникам. А так как люди были верующие, то и соблюдали ограничения, предписанные церковью. К месту сказать, соблюдение поста дает, в первую очередь, очищение души, а так же помогает очищать организм от шлаков.
Воспитатель: Какие продукты на нашем столе помогают этому?
Дети: Квашеная капуста, соленые огурцы, помидоры, а грибочки заменяли мясо и рыбу. Регулярное употребление этих продуктов, квас и настоящий кислый хлеб защищали наших предков от многих болезней.
Заканчивалась трапеза благодарностью за хлеб наш насущный (дети кланяются).
Воспитатель: Закаливание - еще одна русская народная традиция.
Закаливанию на Руси придавалось особое значение, и главная роль при этом отводилась чему?
Дети: Бане. До нас дошли сведения о том, что с самого рождения младенцев парили в бане, а затем купали в холодной воде. И так в течение нескольких недель, а потом при каждой болезни.
Воспитатель: Как называли на Руси баню?
Дети: Называли наши предки баню по-разному: при Князе Киевском (Владимире - Красном Солнышке) - банное врачево (от слова «врачевать»). Еще называли мыльня (от слова «мылить», истопька (от слова истопить).
Воспитатель: Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Наши родители и дети тоже поддерживают эту традицию.
- Без чего невозможна русская баня? (веников)
- Из чего их делают?
- Листья, каких деревьев используют при сборке веников? (березы, дуба, липы, эвкалипта и т. д.).
Подвижная игра: «Попарь друга в баньке»
Воспитатель: Ну, что ж, как говорится. «Делу – время, а потехе – час»
Традиционные русские развлечения носили групповой характер, а почему?
Дети: Потому что люди работали вместе и отдыхали вместе. После тяжелого трудового дня взрослые и дети выходили на улицу «людей посмотреть, да и себя показать». Собирались они, чтобы пошутить, поиграть, посмеяться, да потешиться.
Воспитатель: Какие вы знаете русские народные игры?
Дети: «Жмурки», «Горелки», «Ручеек», «У медведя во бору», «Мороз-красный нос», «Карусель», «Заря – зарница», «Плетень», «Рука –руку».
Дети: Красны девицы, спешите на нас посмотреть!
Мы будем силой мериться!
Русская народная игра : «Рука - руку»,
Воспитатель: Ни одно гулянье не обходилось без хоровода, ведь хоровод это не только обрядовый танец, а и веселая молодежная игра на свежем воздухе.
Какой хоровод заведем?
Дети:
Ах ты, русская душа,
До чего ж ты хороша
В хороводе отличись,
Вместе с нами закружись! (хоровод «Во поле береза)
Дети: Дальше бой скороговорок
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать!
1 ребенок «Баня парит, баня правит,
Баня на ноги поставит»
2 ребенок «Съел молодец тридцать три пирога с пирогом,
Да все с творогом».
3 ребенок «Черепаха не скучая час сидит за чашкой чая».
4 ребенок «Хорош пирожок, внутри творожок»
Дети: Обойди хоть всю планету, лучше русской пляски нету!
Русский народный танец «Кадриль»
Воспитатель: Играми да плясками сыт не будешь. Славится русский народ гостеприимством да угощением. Только после нашей трапезы стол скудноват. Что же нам придумать?
Дети: Пять минут терпенья и будет вам угощенье!
Воспитатель: Как гостеприимные хозяева, мы решили испечь что-то вкусненькое, а именно – пирожки! Пока мы надеваем фартучки, давайте вспомним:
- Из какого теста пекут пирожки? (из дрожжевого)
- Почему его так называют? (потому что в нем обязательно должны быть дрожжи)
- Для чего они нужны? (чтобы тесто быстрее подходило)
- Чем начиняют пирожки? (капустой, повидлом, картошкой, грибами, творогом)
- С чем вы хотите их испечь сегодня? (с яблоками)
А теперь приступим к работе: протрем влажной салфеткой руки, аккуратно смажем их маслом, чтобы тесто не прилипало к рукам, растянем тесто до краев блюдца, в середину положим начинку, свернем пополам, защипим края и выложим на противень, смазанный маслом.
Дети: Ой, хороши пирожки, да скучают без печи.
Воспитатель: Пришло время отправить их в печку.
Воспитатель: Ну что ж, друзья!
Сколько много нового мы узнали, сколько интересного вспомнили. Понравилось, гости дорогие? А мы сейчас проверим. Ребята начнут, а вы продолжите пословицы и поговорки о здоровье.
1. Больной – лечись, а здоровый - …. (болезни берегись).
2. В здоровом теле - … (здоровый дух).
3. Двигайся больше - … (проживешь дольше).
4. Доброе слово лечит, а злое … (калечит).
5. Ешь чеснок и лук, … (не возьмет недуг).
6. Здоровье дороже … (золота).
7. На всякую болезнь по травке … (вырастает).
8. Где здоровье, там … (и красота).
Воспитатель:
Пока пирожки пекутся, вспомним еще одну незаменимую русскую традицию – чаепитие.
Дети: Мы хотим открыть секрет и полезный дать совет:
Если хворь с кем приключиться, чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней, помогает от болезней.
Чай в жару нас освежает, а в морозы согревает.
И сонливость переборит, и с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг.
Чай - здоровью лучший друг!
Песня: «Русский чай»
Дети: Дорогие гости!
Как говорится
Милости просим
В нашу светлицу.
Чай горячий на столе,
Пирожки, варенье!
Приглашаем вас отведать
Наше угощенье!
Не нужно платы
И робеть не надо,
Всем, чем богаты,
Тем вам и рады.
Приятного аппетита!
Воспитатель:
Надо жить!
Чего бы не случилось!
Солнце светит или грянет гром,
Пришла пора вести здоровый образ жизни,
И тогда мы все переживем!
Эту фразу в мыслях повторяйте.
И живите счастливо 100 лет!
Народные традиции с любовью соблюдайте!
Это - наш вам дружеский совет!
Все вместе: Будьте здоровы!