Любовь Дмитриева
Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача.
Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Публикация «Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах
Главным стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей (уголок физ/воспитатния). Для этого была собрана и изучена учебно-методическая литература по теме, план внедрения оздоровительных мероприятий : организация закаливания, сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия.
Подавляющую часть дети в самостоятельной деятельности действуют с предметами и игрушками. Использую физические упражнения. Они в раннем возрасте имеют свои особенности:
1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей: «Брось мяч в корзину», «Беги по сигналу» и т. д.
2. В играх прибегаю к сравнениям: «Попрыгаем как мячики», «Побежим тихо, как мышки».
3. Каждому малышу в нашей группе дается возможность для движений.
Я стараюсь не делать замечаний ребенку, а лишь поправить его. Детей необходимо чаще хвалить, чем порицать.
4. Обязательно слежу за физической нагрузкой, не допуская перевозбуждения.
5. Отслеживаю поэтапность: сначала отрабатываю пассивные движения, а потом совместные, затем по подражанию, и, наконец, по слову (индивидуальная работа).
6. Учитываю не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 3-4 лет осуществляется по следующим направлениям:
Привитие культурно-гигиенических навыков
Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Поэтому работа по формированию культурно-гигиенических навыков провожу ежедневно и регулярно (самообслуживание в одевании, раздевании, пользование носовым платком, салфеткой, культуры поведения за столом). Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков был разработан перспективный план рабочей программы – это изучение на занятиях и повседневной жизни, где используются разные формы организации : дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.
В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон (с 12.50 – 15.00 в хорошо проветриваемом помещении).
Дети просыпаются под звуки музыки, как правило, быстро и одновременно, при этом они снимают одеяла и 2-3 минуты выполняют два, три упражнения (потягивание, подтягивание ног к груди, упражнение “велосипед”, перевороты с живота на спинку, “жуки» и т. д.). Упражнения выполняются под потешки: «Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?», «Потянемся, потянемся, маленькими не останемся»… Далее следует перебежка в группу по «ортопедическим» дорожкам, где дети выполняют различные виды ходьбы, а затем выполняем упражнения на укрепление свода стопы (походим как медведи, на носочках, пяточках и т. п., элементы самомассажа (по плану динамического часа).
Закаливание сопровождается художественным словом.
Хождение по корректирующим дорожкам.
По узенькой дорожке
Шагают наши ножки.
Вот как мы умеем раз-два-три.
Ну-ка, веселее, раз-два-три. Тили-бом, тили-бом
По дорожкам мы идем
По дорожкам мы шагаем
Наши ножки укрепляем.
Упражнения для укрепления стопы:
1. Катание массажных мячей ступнями ног сидя на стуле:
«Еду, еду, к бабе, деду
На лошадке, в красной шапке».
2. Растирание ног о жесткий ковер.
3. Элементы самомассажа – «Покачай малышку», «Чебурашка», массаж лица:
«Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось
Лучиками повело и погладило
Солнышко проснулось, лобика коснулось
Лучиками повело и погладило и. т. д.»
4. Раскатывание массажных мячиков (грецких орехов) между ладонями (или просто растираем ладошки до тепла) :
«Мяч, мой крошка, лежит в моей ладошке
Мяч в ладошке я катаю, свои ручки согреваю.
Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучики.
Просыпайтесь лучики,
Согревайтесь рученьки».
В настоящее время в нашей стране увеличивается количество детей с нарушением зрения.
Поэтому, профилактика зрения – это одна из важнейших задач в детском саду.
Следуя рекомендациям Г. В, Никулиной (Охраняем, развиваем зрение. -С-Пб. :2002.-124с, после каждого занятия, связанного с напряжением глаз, провожу тренировку мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями:
1. Рассматриваем с детьми комнатные растения, так как зеленый цвет благоприятно действует на зрение.
2. Рассматриваем предметы близко и далеко, смотрят в окно на деревья и дома.
3. Игра – посмотрим на вверх, вниз, на соседа слева, справа.
4. Расставляю яркие игрушки на разной высоте, чтобы дети выполняли просьбы найти глазками петушка на шкафу, куклу, а также разучивание несложной гимнастики для глаз:
И. п. сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть. Повторить 6-8 раз.
И. п. сидя. Быстрые моргания в течении 20 секунд.
Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз.
Легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1-2 сек. и. т. д. (методика А. Уманской и К. Динейки).(во время динамического часа).
Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей закаливанию.
Эффективными методами, дополняющим закаливание, являются мытье рук прохладной водой (доходя до локтей). В качестве закаливающего средства, приучаю детей, ходить босиком. Причем, дети, часто болеющие, сначала ходят по полу в носках, а уже потом босиком. К концу года дети ходят босиком в ванной комнате.
Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми 3-4 лет используются несложные упражнения. Большинство упражнений носит имитационный характер: «Носик», «Сдуем снег с ботинок», «Упрямый ослик», «Полет самолета», «Лошадка».
Примечание: Фото-Подвижная игра «Карусели»,"Физминутка","Водные процедуры","Хождение по ортопедическим дорожкам","Динамический час".