Лучший педагог года

Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)

Любовь Дмитриева
Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Ознакомление дошкольников с основами здорового образа жизни - важная педагогическая задача.

Цель: сформировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни, привить навыки осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Публикация «Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)» размещена в разделах

Главным стало создание условий для реализации потребностей в двигательной активности детей (уголок физ/воспитатния). Для этого была собрана и изучена учебно-методическая литература по теме, план внедрения оздоровительных мероприятий : организация закаливания, сна, воспитания у детей привычек здорового образа жизни, массаж и элементы самомассажа, витаминотерапия.

Подавляющую часть дети в самостоятельной деятельности действуют с предметами и игрушками. Использую физические упражнения. Они в раннем возрасте имеют свои особенности:

1. Все двигательные задания связаны с конкретной задачей: «Брось мяч в корзину», «Беги по сигналу» и т. д.

2. В играх прибегаю к сравнениям: «Попрыгаем как мячики», «Побежим тихо, как мышки».

3. Каждому малышу в нашей группе дается возможность для движений.

Я стараюсь не делать замечаний ребенку, а лишь поправить его. Детей необходимо чаще хвалить, чем порицать.

4. Обязательно слежу за физической нагрузкой, не допуская перевозбуждения.

5. Отслеживаю поэтапность: сначала отрабатываю пассивные движения, а потом совместные, затем по подражанию, и, наконец, по слову (индивидуальная работа).

6. Учитываю не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни у детей 3-4 лет осуществляется по следующим направлениям:

Привитие культурно-гигиенических навыков

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Поэтому работа по формированию культурно-гигиенических навыков провожу ежедневно и регулярно (самообслуживание в одевании, раздевании, пользование носовым платком, салфеткой, культуры поведения за столом). Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков был разработан перспективный план рабочей программы – это изучение на занятиях и повседневной жизни, где используются разные формы организации : дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

В комплексе закаливающих средств, оберегающих нервную систему детей от перегрузок, особую роль играет правильно организованный дневной сон (с 12.50 – 15.00 в хорошо проветриваемом помещении).

Дети просыпаются под звуки музыки, как правило, быстро и одновременно, при этом они снимают одеяла и 2-3 минуты выполняют два, три упражнения (потягивание, подтягивание ног к груди, упражнение “велосипед”, перевороты с живота на спинку, “жуки» и т. д.). Упражнения выполняются под потешки: «Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?», «Потянемся, потянемся, маленькими не останемся»… Далее следует перебежка в группу по «ортопедическим» дорожкам, где дети выполняют различные виды ходьбы, а затем выполняем упражнения на укрепление свода стопы (походим как медведи, на носочках, пяточках и т. п., элементы самомассажа (по плану динамического часа).

Закаливание сопровождается художественным словом.

Хождение по корректирующим дорожкам.

По узенькой дорожке

Шагают наши ножки.

Вот как мы умеем раз-два-три.

Ну-ка, веселее, раз-два-три. Тили-бом, тили-бом

По дорожкам мы идем

По дорожкам мы шагаем

Наши ножки укрепляем.

Упражнения для укрепления стопы:

1. Катание массажных мячей ступнями ног сидя на стуле:

«Еду, еду, к бабе, деду

На лошадке, в красной шапке».

2. Растирание ног о жесткий ковер.

3. Элементы самомассажа – «Покачай малышку», «Чебурашка», массаж лица:

«Солнышко проснулось, к щечкам прикоснулось

Лучиками повело и погладило

Солнышко проснулось, лобика коснулось

Лучиками повело и погладило и. т. д.»

4. Раскатывание массажных мячиков (грецких орехов) между ладонями (или просто растираем ладошки до тепла) :

«Мяч, мой крошка, лежит в моей ладошке

Мяч в ладошке я катаю, свои ручки согреваю.

Ладошка – это солнышко,

А пальчики – лучики.

Просыпайтесь лучики,

Согревайтесь рученьки».

В настоящее время в нашей стране увеличивается количество детей с нарушением зрения.

Поэтому, профилактика зрения – это одна из важнейших задач в детском саду.

Следуя рекомендациям Г. В, Никулиной (Охраняем, развиваем зрение. -С-Пб. :2002.-124с, после каждого занятия, связанного с напряжением глаз, провожу тренировку мышечный аппарат глаз у детей простыми упражнениями:

1. Рассматриваем с детьми комнатные растения, так как зеленый цвет благоприятно действует на зрение.

2. Рассматриваем предметы близко и далеко, смотрят в окно на деревья и дома.

3. Игра – посмотрим на вверх, вниз, на соседа слева, справа.

4. Расставляю яркие игрушки на разной высоте, чтобы дети выполняли просьбы найти глазками петушка на шкафу, куклу, а также разучивание несложной гимнастики для глаз:

И. п. сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек., затем открыть. Повторить 6-8 раз.

И. п. сидя. Быстрые моргания в течении 20 секунд.

Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

Легкие нажимы на верхние веки обоих глаз в течение 1-2 сек. и. т. д. (методика А. Уманской и К. Динейки).(во время динамического часа).

Очень важно применение ритмичной музыки, сопутствующей закаливанию.

Эффективными методами, дополняющим закаливание, являются мытье рук прохладной водой (доходя до локтей). В качестве закаливающего средства, приучаю детей, ходить босиком. Причем, дети, часто болеющие, сначала ходят по полу в носках, а уже потом босиком. К концу года дети ходят босиком в ванной комнате.

Дыхательные упражнения включаются во все оздоровительные упражнения. В работе с детьми 3-4 лет используются несложные упражнения. Большинство упражнений носит имитационный характер: «Носик», «Сдуем снег с ботинок», «Упрямый ослик», «Полет самолета», «Лошадка».

Примечание: Фото-Подвижная игра «Карусели»,"Физминутка","Водные процедуры","Хождение по ортопедическим дорожкам","Динамический час".

Публикации по теме:

Мероприятия, проведенные с детьми по теме «Неделя здоровья» посвященные всемирному Дню здоровья.Мероприятия, проведенные с детьми по теме «Неделя здоровья» посвященные всемирному Дню здоровья. «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Проект «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдешь до самой старости. Так гласит народная мудрость. Вид проекта: информационно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)
Опубликовано: 20 января 2014 в 16:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование здорового образа жизни детей в ДОУ (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Дмитриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД