МААМ-картинки

Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста

Ольга Вазина
Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование этнической толерантности у дошкольников

в поликультурном пространстве ДОУ.

Если мы любим наших детей,

мы обязаны нежно и бережно любить Землю

и передать ее грядущим поколениям

во всем ее многообразии и красоте.

Хью Х. Илтис

В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими ее народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому, на наш взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является — формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребенка.

Публикация «Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В специально организованной деятельности дошкольников наблюдается динамика развития национального самосознания, которое формируется параллельно с уважительным отношением к другим народам, с развитием культуры межнационального общения. Этнокультурная социализация дошкольников протекает в условиях межкультурного взаимодействия. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурного образованного человека. Данное понятие включает воспитание у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной воспитанности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.

Перед детским образовательным учреждением, а конкретно, перед нами стоит задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность, как основу своей жизненной позиции. Мы ставим перед собой цель приобщать детей к общечеловеческим достижениям и ценностям, сформировать толерантность как признак высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребенка.

Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребенка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того, чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. Современный ребенок должен понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Поэтому работу по воспитанию у детей толерантности необходимо начинать уже в детском саду, с младшего дошкольного возраста.

В своей работе мы используем художественное слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни. Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре.

В познавательной деятельности знакомим с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д. Проводим тематические мероприятия по группам: «История моей семьи», «Моя страна и её соседи», «Генеалогическое древо семьи», «Герб моей семьи», «Мои друзья».

Игра - это естественная форма жизнедеятельности ребенка, которая сопровождает его в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например:

развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

• развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :

• обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;

развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

• проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Доброта»;

воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».

Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами или их деталями (хакасское платье, русский сарафан, кимоно, мокасины и т. д., в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома эскимосы и пр. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре. Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения мы достигаем следующих результатов:

• Ребенок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим, как каждый человек.

• Ребенок учится общаться с разными людьми.

• Ребенок понимает, что он может совершенствоваться и развиваться.

• Ребенок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях.

• Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.

• У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

• Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

• Мы помогаем понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуем осознанию причин конфликтов и приемов их самостоятельного разрешения.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей.

Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.

Список литературы:

1. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001 №№11-12

2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

4. Воробьева О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

5. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

Публикации по теме:

Формирование речевого дыхания у детей дошкольного возраста Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество.

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возрастаФормирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста Самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения.

Формирование чувства ритма у детей дошкольного возраста Двигательная природа музыкально-ритмического чувства была разработана в конце 19 века основоположником системы музыкально-ритмического воспитания.

Формирование дружеских взаимоотношений у детей дошкольного возраста В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают серьезные трудности у дошкольников в общении со сверстниками: неумение.

Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возрастаФормирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем.

Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста Тема : Формирование коммуникативных умений детей дошкольного возраста СОДЕРЖАНИЕ 1. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (ФГОС.

Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Программное содержание • Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 4). • Упражнять в умении сравнивать.

Консультация для воспитателей «Формирование основ национальной и этнической толерантности у дошкольников» Консультация для педагогов «Формирование основ национальной и этнической толерантности у дошкольников»Формирование толерантных отношений.

Этапы становления этнической идентичности Проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Долгое время она находилась.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 24 июня 2018 в 02:24
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вазина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД