Ольга Вазина
Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование этнической толерантности у дошкольников
в поликультурном пространстве ДОУ.
Если мы любим наших детей,
мы обязаны нежно и бережно любить Землю
и передать ее грядущим поколениям
во всем ее многообразии и красоте.
Хью Х. Илтис
В течение последнего десятилетия в нашей стране резко осложнились национальные отношения между населяющими ее народами. Межэтнические и межнациональные конфликты происходят в связи с ростом национального самосознания, усиливающимся вниманием к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований. Толерантность является ключевой проблемой не только в нашей стране, но и во всем мире. Поэтому, на наш взгляд, одной из важнейших задач в современном обществе является — формирование у подрастающего поколения способности взаимодействовать с окружающими на основе взаимопонимания, сотрудничества, готовности принять других людей, их обычаи, интересы, привычки такими, какие они есть. Задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, в первую очередь тех, кто непосредственно воздействует на формирование личности ребенка.
Публикация «Формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В специально организованной деятельности дошкольников наблюдается динамика развития национального самосознания, которое формируется параллельно с уважительным отношением к другим народам, с развитием культуры межнационального общения. Этнокультурная социализация дошкольников протекает в условиях межкультурного взаимодействия. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурного образованного человека. Данное понятие включает воспитание у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп. Отсутствие должного внимания к поликультурной воспитанности индивида приводит к проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности.
Перед детским образовательным учреждением, а конкретно, перед нами стоит задача не только обеспечить своих воспитанников достаточным уровнем знаний, умений, навыков, но и развить в них самостоятельность и толерантность, как основу своей жизненной позиции. Мы ставим перед собой цель приобщать детей к общечеловеческим достижениям и ценностям, сформировать толерантность как признак высокого уровня духовного и интеллектуального развития личности ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Именно в детском обществе у ребенка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению. Воспитание толерантной личности — процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребенка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Для того, чтобы сделать этот процесс целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду. Современный ребенок должен понимать и уважать права и обычаи, взгляды и традиции других людей, найти свое место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Поэтому работу по воспитанию у детей толерантности необходимо начинать уже в детском саду, с младшего дошкольного возраста.
В своей работе мы используем художественное слово, наглядные пособия. Дети с удовольствием слушают музыку, детские песни. Со сказками связаны первые детские представления о справедливости, дружбе, добре.
В познавательной деятельности знакомим с географическим местонахождением государства, особенностями природы, климата, этнографическими и культурными особенностями разных народов. Творческое направление проявляется в обыгрывании народных сказок, придумывании новых сюжетных линий и т. д. Проводим тематические мероприятия по группам: «История моей семьи», «Моя страна и её соседи», «Генеалогическое древо семьи», «Герб моей семьи», «Мои друзья».
Игра - это естественная форма жизнедеятельности ребенка, которая сопровождает его в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например:
• развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
• развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется» :
• обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;
• развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
• проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Доброта»;
• воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами или их деталями (хакасское платье, русский сарафан, кимоно, мокасины и т. д., в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилищ разных народов, например, как стоят дома эскимосы и пр. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре. Мы считаем, что в результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения мы достигаем следующих результатов:
• Ребенок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим, как каждый человек.
• Ребенок учится общаться с разными людьми.
• Ребенок понимает, что он может совершенствоваться и развиваться.
• Ребенок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях.
• Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.
• У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.
• Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.
• Мы помогаем понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуем осознанию причин конфликтов и приемов их самостоятельного разрешения.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей.
Современный ребенок должен знать и выполнять свои права и обязанности, как перед самим собой, так и перед другими людьми, уважать взгляды, традиции, интересы непохожих на него людей. Вся эта работа может и должна проводиться в дошкольном образовательном учреждении — первой ступени развития толерантной личности.
Список литературы:
1. Семина Л. И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001 №№11-12
2. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9
3. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001
4. Воробьева О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
5. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1