МААМ-картинки

Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе терапии

Александр Владимирович Гришин
Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе терапии

Методы и формы психологической помощи семьям, воспитывающим детей со сложными нарушениями развития, - тема, недостаточно разработанная в отечественной и зарубежной семейной психотерапии. В то же время, она становится все более актуальной, так как возрастает социальный запрос на психологическое сопровождение семей, воспитывающих таких детей.

Одной из аномалий детского развития, требующей специальной психологической помощи не только ребенку, но и семье в целом, является аутизм. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Помимо «чистого» клинического синдрома существует группа сходных с ним расстройств, и при совместном учете случаев аутизма и расстройств аутистического спектра обнаруживается, что расстройствами подобного рода страдают 15-20 из 10 тысяч детей (Э. Мэш, Д. Вольф, 2003). Возрастающая частота таких нарушений делает особенно актуальной проблему помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом и подобными расстройствами.

Публикация «Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе терапии» размещена в разделах

Традиция семейной психотерапии состоит в одновременном оказании психологической помощи всем членам семьи, коррекции семейных отношений. Осуществить подобную помощь особенно сложно, когда у ребенка тяжелая форма дизонтогенеза, такая, как детский аутизм. В этой ситуации наиболее адекватными представляются методы, способные не только наладить внутрисемейное взаимодействие, но и обеспечить продвижение в психическом развитии ребенка. Уникальным с этой точки зрения является метод холдинг-терапии, разработанный американским психиатром М. Велч (1984, 1988).

Во время процедуры терапии родители удерживают ребенка на руках, несмотря на его сопротивление, до тех пор, пока он расслабится, пока не станет возможным позитивный эмоциональный контакт. Такой результат возможен только в том случае, если родители не просто механически удерживают ребенка, а пытаются объяснить ему ситуацию, говоря о своих чувствах и о тех проблемах, которые хотелось бы разрешить, уговаривают ребенка не уходить, повторяя, как важно быть всем вместе. Поэтому суть холдинга состоит в том, чтобы удержать ребенка не столько физически, сколько эмоционально.

Опыт отечественных и зарубежных специалистов, использующих в своей практике холдинг терапию, свидетельствует о том, что она не только помогает наладить взаимодействие в семье, но и обеспечивает прогресс в эмоциональном развитии ребенка. При этом метод до сих пор остается дискуссионным, так как, во-первых, считается чрезмерно стрессовым, а во-вторых, не имеет методологического обоснования. Автор метода М. Велч анализирует механизм действия холдинг терапии с точки зрения нейрофизиологии (M. Welch, 1988, а психологические механизмы действия данного метода до сих пор не подвергались специальному исследованию. Это создает серьезные проблемы, касающиеся возможности применения метода:

во-первых, нет четкого руководства и специальных ориентиров в работе с этим методом, что становится причиной неясности и неоднозначности представлений о том, чего именно нужно добиваться терапевту и семье в процессе терапии. Особенно актуальной становится эта проблема в работе с семьями, где воспитываются дети со сложными нарушениями развития. Многие специалисты не решаются пользоваться методом и рекомендовать его семьям, не представляя, на что именно необходимо воздействовать, не понимая, в целом, механизма его работы;

во-вторых, подобная ситуация создает возможность для разночтений, разных интерпретаций воздействия метода, что приводит как к его неоправданной критике, так и к неумелому применению, превращающему метод из терапевтического в психотравмирующий.

Поэтому актуальным является исследование психологического механизма воздействия данного метода на семью, воспитывающую ребенка с таким сложным нарушением развития, как детский аутизм.

Методологическая основа. Исследование базируется на классических положениях отечественной психологии: идеях Л. С. Выготского о важной роли в развитии ребенка первоначальной «психической общности младенца и матери, которая служит исходным пунктом развития сознания «пра-мы» и формирования у ребенка в дальнейшем сознания собственной личности; на исследованиях онтогенеза общения в раннем возрасте, выполненных М. И. Лисиной и ее сотрудниками; на идеях Д. Б. Эльконина о непосредственно-эмоциональном общении со взрослым как ведущей деятельности младенческого возраста. Не менее важными для нас были идеи этологического направления в психологии (М. Эйсворт, Дж. Боулби) о важности формирования ранней привязанности ребенка к матери для его последующего развития. Исследование также опирается на представление о детском аутизме как нарушении аффективного развития (О. С. Никольская, Е. Р. Баенская).

Гипотеза исследования. В процессе холдинг терапии формируется эмоциональная привязанность аутичного ребенка к матери, качественно сопоставимая с привязанностью ребенка младенческого и раннего возраста к матери при нормальном онтогенезе.

Целью исследования стало выявление и обоснование психологического механизма воздействия холдинг терапии на аутичного ребенка и его семью.

Объект исследования. Взаимодействие матери и ребенка в процессе терапии.

Предмет исследования. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии.

Основные задачи исследования:

Обобщить литературные данные о формировании привязанности между младенцем и его матерью в нормальном онтогенезе, ориентируясь на современные представления отечественных и зарубежных психологов.

Проанализировать литературные данные о специфике нарушений формирования привязанности при аутистическом дизонтогенезе.

По литературным данным выделить и обосновать основные критерии формирования привязанности ребенка к матери а раннем онтогенезе. Определить индикаторы (поведенческие проявления, соответствующие каждому из выделенных критериев.

Ориентируясь на выделенные критерии и индикаторы формирования привязанности, проследить их появление у аутичных детей в процессе холдинг терапии (по материалам протоколов занятий, видеозаписям и опросам родителей).

Выявить специфику эмоциональной привязанности, формирующейся в процессе холдинг терапии, в сравнении с нормальным ходом ее развития на ранних этапах онтогенеза.

На основании результатов исследования сформулировать и уточнить методические рекомендации по проведению холдинг терапии для специалистов, работающих с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми аффективными нарушениями.

Методы исследования:

Анализ историй развития детей с целью формирования экспериментальной группы, а также для получения дополниптельных данных об особенностях взаимодействия ребенка с его близкими (до начала терапии).

Наблюдение в процессе занятий холдинг терапией и анализ видеозаписей сеансов холдинг терапии.

Структурированное интервью с родителями и специалистами до начала холдинг терапии и через три месяца работы.

Анализ материалов дневниковых записей родителей, направленный на изучение особенностей раннего развития ребенка, а также изменений, происходящих в ходе терапии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. До настоящего времени метод холдинг терапии не имеет разработанного методологического обоснования. Впервые исследованы психологические механизмы, обеспечивающие эффективность данного метода. Работа, таким образом, вносит свой вклад в научное обоснование актуальных методов психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аффективными нарушениями. Исследование становления привязанности к матери у детей с аутизмом в рамках специальной терапии позволяет уточнить и дополнить представления о формировании ранней связи «мать-дитя» при нормальном онтогенезе.

Практическая значимость исследования обусловлена высокой эффективностью метода холдинг терапии в психологической помощи семьям с детьми, имеющими тяжелые аффективные расстройства. Изучение психологических механизмов данного метода поможет точнее определить круг аффективных расстройств и нарушений семейного взаимодействия, в терапии которых он адекватен, более четко обозначить показания и противопоказания к применению холдинга, уточнить саму процедуру, перспективы терапии в каждом случае и задачи психолога, ведущего холдинг терапию. Подобного рода методические рекомендации будут востребованы психологами, врачами, педагогами, оказывающими специальную помощь семьям, воспитывающим детей с тяжелыми аффективными нарушениями.

Основные выводы:

Анализ работ отечественных и зарубежных психологов – исследователей раннего развития – позволяет выделить критерии формирования привязанности ребенка к матери (или другому ухаживающему за ним взрослому) в раннем онтогенезе и определить соответствующие каждому критерию паттерны поведения.

Оценка привязанности, формирующейся в холдинг терапии у аутичных детей к матери (отцу) в соответствии с выделенными критериями, показала:

появление пристраивания к рукам матери и, в большинстве случаев, появление инициативы ребенка в достижении физического контакта с родителями;

появление инициативы в зрительном контакте, ранее непереносимом всеми детьми. Использование прямого взгляда для привлечения внимания родителей, в ситуации обращения за помощью, просьбы;

в половине случаев – появление в поведении детей, ранее неизбирательных в контакте с близкими людьми, феномена «тревоги отделения» (от матери, характерного в норме для 7-8 месячного возраста;

у аутичных детей исходно равнодушных к уходу и появлению матери, во время холдинг терапии появилась отчетливая эмоциональная реакция на разлуку с ней и на ее возвращение;

появление почти у всех детей в ситуации дискомфорта обращения к родителям (прежде всего, к маме) за утешением (до начала терапии в подобной ситуации дети предпочитали оставаться «сами по себе»);

появление практически у всех детей способности к «эмоциональному заражению» от близких взрослых и, в большинстве случаев, способности к подражанию родителям;

появление у всех детей за время холдинг терапии стремления быть рядом с близкими, в большинстве случаев – желания привлечь родителей к своим занятиям.

Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о том, что в процессе холдинг терапии формируется эмоциональная привязанность аутичного ребенка к матери, качественно сопоставимая с привязанностью ребенка младенческого и раннего возраста к матери при нормальном онтогенезе.

Данные нашего исследования, подтвердили, что формирующаяся в процессе холдинг терапии привязанность расширяет возможности аутичного ребенка в контакте и активирует его эмоциональное развитие.

Рассмотрение психологического механизма холдинг терапии с точки зрения формирования эмоциональной привязанности ребенка к матери позволяет уточнить цели и задачи терапии, ее процедуру и сроки проведения, а также оценить ее динамику.

Публикации по теме:

Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиФормирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельности Формирование интеллекта детей раннего возраста в процессе творческой деятельностиРанний возраст – это дети второго-третьего года жизни.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Коммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельностиКоммуникативное развитие ребенка в процессе коллективной творческой деятельности .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе терапии
Опубликовано: 29 июля 2024 в 21:20
+43Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе терапии» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 сентября. Международный день благотворительности. Передвижка «Воспитание добротой»

Международный день благотворительности празднуется 5 сентября. Дата выбрана не случайно — это день кончины известной благотворительницы, матери Терезы, которая в 1979 году была награждена Нобелевской...

4 сентября. Праздник любимой игрушки. Передвижка «Почему не стоит покупать детям...

Отмечаем праздник любимой игрушки! Для гармоничного умственного и физического развития детям необходимы игрушки. Для ребенка они не просто забава, а неотъемлемая часть его жизни, поэтому игрушки требуют к...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД