МААМ-картинки

Формирование эмоционального отношения к социальным нормам (средняя группа)

Галина Семилетова
Формирование эмоционального отношения к социальным нормам (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок начинает руководствоваться в своём поведении нормами и правилами, принятыми в обществе, только тогда, когда у него вырабатывается к ним соответствующее эмоциональное отношение.

Я предлагаю пошаговую систему (технологию) работы с детьми по формированию эмоционального отношения к социальным нормам.

Цель такой работы – развитие эмпатии, то есть вчувствования в эмоциональное состояние другого человека.

Публикация «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам (средняя группа)» размещена в разделах

Я предлагаю использовать следующие методические приё мы: анализ сказки с точки зрения поведения персонажей; выделение героев с различными чертами характера: проигрывание этюдов (фрагментов из сказок, сценок из жизни, передающих различные черты характера персонажей, проигрывание этюдов с неопределённым концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»); развивающие и словесные игры: рисование, раскрашивание; использование элементов психогимнастики, игровых упражнений, обучающих ребёнка различать и называть основные эмоции и чувства, видеть связь между поступками и эмоциями.

Технология позволяет реализовать следующие образовательные и воспитательные задачи: знакомить с чертами характера, проявляющимися в отношении с людьми, труду и т. д. ; формировать понятие о парности нравственных качеств (например, добрый – злой); обогащать и активизировать словарь (обозначение различных черт характера);формировать негативное отношение к проявлению отрицательных черт характера, учить находить пути их преодоления; используя игровые приёмы, способствовать формированию положительных черт характера (уважение к другим людям, щедрость и т. д.); обращать внимание на действенный компонент эмпатии («Что я могу сделать в этой ситуации, как помочь, поддержать?»).

Реализация поставленных задач осуществляется на базе литературных произведений, в первую очередь сказок (в течение квартала планируется работа с одной сказкой).

Существуют критерии в подборе сказок: доступность содержания; ярко выраженная социальная норма (лучше парная); возможность обыграть сюжет; наличие диалогической речи в тексте (желательно). Предпочтение отдаётся сказкам, персонажами которых являются животные. Народная мудрость наделяет этих персонажей проблемами, которые близки человеку. Такая «переходная» ступенька помогает ребёнку легче понять чувства другого.

Сначала представления детей о добре и зле, должном и недолжном, запретном и возможном как бы слить с персонажами сказок. Но постепенно ребёнок начинает ассоциировать эти представления с поведением человека, усваивая таким образом нравственные нормы.

После знакомства со сказкой следует её драматизация. Дети встают на место героя, по – своему проживают события, происходящие с ним, соединяя свою личность с личностью персонажа.

Необходимой подготовкой к драматизации является проигрывание этюдов, где нужно передать эмоциональное состояние персонажа, воспроизвести наиболее яркие черты его характера.

С целью формирования первичных понятий о моральных качествах человека в группе изготавливают альбом «Правила доброты». На каждой странице альбома записывают стихотворение нравственного содержания, который дополняют сюжетными картинками. Правила могут быть сформированы в виде пословиц и поговорок, так как дети в пять лет уже способны их понять.

Когда дети начнут дифференцировать в своём сознании положительные и отрицательные черты характера и выражать своё отношение к ним в речи, в группе целесообразно оформить «Календарь добрых дел»,где воспитатель по просьбе ребёнка отмечает хороший поступок, который он совершил, и обязательно спрашивает, что ребёнок чувствовал в тот момент, как к его поступку отнеслись сверстники, родители.

ПОШАГОВАЯ СИСТЕМА РАБОТЫ

I квартал

Шаг 1. Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Цель. Знакомить с такими чертами характера, как доброта и злость, смелость и трусость.

Шаг 2. Психоэтюд «Испуганный Заяц».

Цель. Учить передавать эмоцию страха, развивать выразительность движений и мимики. Помогать преодолевать страхи.

Шаг 3. Настольный театр.

Цель. Учить определять эмоциональное состояние персонажей сказки, используя средства художественной выразительности.

Шаг 4. «Позвони героям сказки».

Цель. Учить выражать своё отношение к тому или иному персонажу сказки, описывать свои чувства, переживания.

Шаг 5. Социоигра «Доброе животное».

Цель. Развивать эмпатию. Корректировать нарушения социальных контактов.

Участники встают в круг и берутся за руки.

Шаг 6. Оформление альбома «Правила доброты».

Цель. Формировать представление о моральных качествах на примере стихов, коротких рассказов.

Первый лист. Правило «Помогай маленьким, слабым, попавшим в беду».

Второй лист. Стихотворение А. Барто «Мячик». Серия сюжетных картинок.

II квартал

Шаг 1. Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка».

Цель. Знакомить с такими чертами характера, как щедрость и жадность.

Проводится дидактическая игра «Кто что любит?». Дети называют то, что любит заяц (морковку, белка (орехи, кошка (молоко, медведь (мёд).

Шаг 2. Психоэтюды «Жадный поросёнок», «Вкусные конфеты».

Цель. Формировать негативное отношение к такому моральному качеству, как жадность, и позитивное – к такому моральному качеству, как щедрость.

Воспитатель читает текст, дети исполняют выбранные роли.

Шаг 3. Театр на фланелеграфе.

Цель. Обсудить с детьми эмоциональное состояние персонажей сказки.

Воспитатель выкладывает на фланелеграфе фигурки лисы и медвежат из сказки «Два жадных медвежонка». Напоминает содержание сказки и, привлекая детей, распределяет роли.

Шаг 4. Социоигра «Торт».

Цель. Способствовать установлению доброжелательного отношения между детьми, снятию психоэмоционального направления.

Один ребёнок ложится на ковёр. Вокруг него становятся другие дети и воспитатель. Распределяются роли: повар – взрослый, мука, сахар, соль, молоко – дети.

Шаг 5. Оформление альбома «Правила доброты».

Цель. Формировать представление о моральных качествах на примере стихов, коротких рассказов.

Первый лист. Правило «Не будь жадным, делись игрушками,книжками, сладостями.

Второй лист. Стихотворение Я. Акима. «Жадина».

После прочтения стихотворения воспитатель спрашивает у детей, согласны ли они с автором.

III квартал

Шаг 1. Чтение русской народной сказки «Три поросёнка».

Цель. Знакомить с такими чертами характера, как трудолюбие и лень.

Шаг 2. Психоэтюд «Помощник».

Цель. Формировать позитивное отношение к такому моральному качеству, как трудолюбие.

Воспитатель (или ребёнок) читает стихотворение Е. Благининой «Не мешайте мне трудиться».

Шаг 3. Драматизация отрывков из сказки.

Цель. Учить жестами, мимикой, интонацией передавать эмоциональное состояние героев.

Используя иллюстрации, воспитатель напоминает содержание сказки «Три поросёнка». Дети выбирают роли и знакомятся с масками. У каждого персонажа, кроме Наф – Нафа, в ходе драматизации происходит смена масок, выражающих радость, веселье, испуг. Воспитатель показывает, в какой момент их следует сменить. Используя атрибуты, предметы – заместители, дети готовят площадку для драматизации.

Роль автора исполняет воспитатель. В драматизации принимают участие зрители: они поют вместе с актёрами, изображают лес, явления природы, помогают при смене реквизита.

Предлагаемые эпизоды: «Быстро мы построим дом», «Погоня за поросятами»,»Я всех поросят съем», «победа над волком».

Шаг 4. Подбери картинку.

Цель. Формировать эмоциональное отношение к моральным качествам персонажей, используя цветное восприятие.

Воспитатель даёт каждому ребёнку силуэтные изображения Волка, Наф – Нафа, и набор картинок, на которых изображены предметы, раскрашенные в яркие, тёплые цвета, и предметы, раскрашенные в тёмные, мрачные цвета. Предлагает детям положить перед собой изображения Волка и Наф – Нафа, а затем окружить их предметами, которые, по их мнению, подходят этим персонажам. По окончании работы дети объясняют свой выбор.

Шаг 5. Упражнение качели.

Цель. Учить саморегуляции, которая помогает справиться со страхами, быть уверенным в себе.

Упражнение выполняют ребёнок и взрослый. Ребёнок обхватывает свои колени, наклоняет к ним голову, его ступни плотно прижаты к полу, глаза закрыты. Взрослый встаёт сзади ребёнка, кладёт руки ему на плечи, медленно и плавно покачивает его, как качели. Упражнение выполняется в течение двух – трёх минут. Затем взрослый и ребёнок меняются местами.

Примечание. Упражнение могут выполнять двое детей. Сидящий не должен открывать глаза (можно надеть повязку на глаза) и не должен препятствовать процессу покачивания.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Как помочь особому ребёнку войти в мир социальных отношений» Каждому ребёнку с нарушениями для успешного прохождения реабилитации необходимы два условия. В первую очередь это семья, в которой ребёнок.

Консультация для воспитателей «Воспитание культуры поведения детей в режимных процессах» С самого раннего детства ребёнок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного певедения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование эмоционального отношения к социальным нормам (средняя группа)
Опубликовано: 17 февраля 2014 в 19:45
+71Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование эмоционального отношения к социальным нормам (средняя группа)» (включая файлы) размещена пользователем Галина Семилетова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД