Папки-передвижки

Формирование элементарных основ познавательной компетенции через развитие восприятия

Шукалюк Ксения
Формирование элементарных основ познавательной компетенции через развитие восприятия
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование элементарных основ познавательной компетенции через развитие восприятия

Введение

Дошкольное детство- первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности. Поэтому необходимо развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Публикация «Формирование элементарных основ познавательной компетенции через развитие восприятия» размещена в разделах

Но в последнее время много разговоров выстраивается вокруг нового для нашего образования понятия - «компетенция» («компетентность»). Тема компетентностного подхода появилась в ходе подготовки «концепции модернизации российского образования до 2010 года».

О. С. Таизова [ 10 ] пишет: «Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода - создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции».

Компетентность не является прямым результатом знания (можно много чего знать, но не уметь применить эти знания). Компетентность приобретается в деятельности (действии). Компетентность отличается от знаний тем, что имеющуюся информацию (знания) человек может использовать креативно (творчески, так, чтобы эта информация обеспечила ему успех.

Компетентность рассматривается как сплав знаний, практических умений, опыта, где знания стимулируют действия, а действия позволяют накапливать новые знания, где каждое действие в новой ситуации дает человеку все новый и новый опыт и позволяет ему быть и чувствовать себя успешным.

Модернизации предполагает системное развитие параметров готовности обучающегося к овладению современными ключевыми компетенциями, главными из которых выступают универсальные знания, ответственность и умение принимать решения в ситуации выбора. Если ребенок еще на этапе дошкольного детства овладеет способами управляемого перевода себя из состояния «воспитанника» в состояние «обучающийся», то названные выше современные ключевые компетенции могут быть сформированы значительно раньше момента окончания не только полной средней, но и основной школы».

Поэтому, наряду с развитием познавательных процессов детей 3-4 лет возникла необходимость развития элементарных основ познавательной компетенции (т. е. совокупность компетенций дошкольника в сфере познавательной деятельности: знания и умения, добывание знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях).

Особенности возрастного развития детей 3 – 4 лет.

Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно - физического и умственного развития малыша.

В целом, психическое развитие детей 3-х лет характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. стремлением к самостоятельности, дальнейшем развитием наглядно – действенного мышления и проявлением элементарных суждений об окружающем, образованием новых форм взаимоотношений между детьми, постепенным переходом от одиночных игр и игр «рядом» к формам совместной деятельности.

Преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности.

Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. А в младшем - это умение проявляется лишь в виде элементов: из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером.

На устойчивость деятельности, результативность и качество «работы» положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры. Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен.

Также необходимо подчеркнуть, что особое внимание при работе с детьми четвертого года следует обратить на развитие самостоятельности как черты характера.

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при правильном воспитании заметно меняется отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого, помочь сверстнику.

Уровень развития самостоятельности у детей четвертого года жизни таков, что ребенок может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя известным ему способом в знакомых (или несколько измененных) условиях.

Таким образом, самостоятельность младшего дошкольника важна не столько для усвоения нового, сколько как стимул для применения и совершенствования уже приобретенных умений. Поэтому самостоятельность будет проявляться в том случае, если ребенок владеет способом выполнения той или иной задачи. При этом необходимо опираться на эмоционально – волевой компонент самостоятельности и формировать желание сделать, выполнить.

Здесь очень важно не упустить момент. Когда ребенок начинает говорить «Я сам» необходимо не выполнять какие-то действия за него («Я это сделаю лучше», «У меня получится быстрее», а поддерживать, побуждать его к самостоятельной деятельности. Ребенок должен иметь возможность играть, принимать разных людей, действовать самостоятельно, познавать мир теми способами, которые для него наиболее приемлемы.

Чтобы реализовалось право, должны быть созданы надлежащие возможности. Если будут созданы надлежащие возможности и предоставлено право, то будут формироваться компетенции и компетентность. Только тогда ребенок сможет сам добывать знания из реальности, владеть приемами действий в нестандартных ситуациях, т. е. быть компетентным.

Для ребенка – дошкольника основной путь развития – это эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Эмпирические обобщения, как справедливо указывает В. В. Давыдов, опираются, прежде всего, на наглядные представления ребенка. Осуществляются такие обобщения с помощью образных средств, т. е. мышление становится наглядно – образным.

Поэтому основное в образовании дошкольника – это организация его собственного опыта, который взрослый помогает обобщить и зафиксировать в обобщенном виде, с помощью наглядного средства: эталона, символа, модели. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение и экспериментирование.

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. «Проживание» включает в себя не только опыт беспристрастного анализа действительности, но и опыт своего отношения к этой действительности.

Исходя из ранее сказанного, для развития основ познавательной компетенции детей 3-4 лет можно применить ключевые элементы теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. Согласно этой теории выделяются общие характеристики действий: по форме (материальная, внешнеречевая, речь «про себя», умственная); по степени обобщенности; по мере развернутости; по мере освоения действий и по тому дается ли оно в готовом виде или осваивается самостоятельно. В действии выделяются ориентировочные, исполнительные и контрольные функции. Н. Ф. Талызина подчеркивает, что «любое действие человека представляет собой своеобразную микросистему управления, включающую «управляющий орган» (ориентировочная часть действия, исполнительный «рабочий орган» (исполнительная часть действия, следящий и сравнивающий механизм (контрольная часть действия)». Центральным звеном формирования умственных действий является его ориентировочная основа, характеризуемая полнотой, обобщенностью и степенью самостоятельного освоения действий. Третий тип ориентировочной основы действий (самостоятельное освоение, отличается оптимумом полноты, обобщенности, самостоятельности, обеспечивает наивысшую эффективность формирования умственных действий.

П. Я. Гальперин разграничивал две части осваемого предметного действия: его понимания и умения его выполнить.

Опираясь на эту теорию можно выделить следующие этапы овладения новыми действиями, развивая при этом основы учебно-познавательной компетенции:

1 этап: «Научи». Чтобы действия перешли из внешних (материальных) во внутренние (умственные, ребенку надо сначала показать как выполняется то или иное действие, последовательность выполнения действия, его алгоритм.

2 этап: «Вместе». Затем, чтобы ребенок смог самостоятельно выполнять новые для себя действия, необходимо, чтобы сначала он научился их выполнять под руководством и при помощи взрослого (указания, поправки, одобрение, т. е. здесь идет работа в зоне ближайшего развития ребенка.

3 этап: «Твори». Ребенок уже самостоятельно выполняет освоенные действия по алгоритму, а затем ищет новые пути выполнения этих действий, проявляя творчество и используя свое воображение.

Таким образом, большее внимание уделяется ориентировочной части освоенного предметного действия (если ребенок увидит, поймет как выполняется то или иное действие, он сможет сам его совершить).

Показатели и способы развития познавательной компетенции у детей 3 – 4 лет.

Но для развития основ познавательной компетенции важным также является определение тех показателей, которым соответствуют особенности данного возраста. А также выбор способов развития этих показателей.

Так для детей 3-4 лет можно выделить следующие уровни развития познавательной компетенции:

1. Способность различать цвета и геометрические формы.

2. Способность сравнивать предметы по размеру ас помощью наложения друг на друга, прикладывания друг к другу.

3. Способность проговаривать вслух последующие действия.

4. Способность называть предметы, явления, их свойства, рассказывать о них.

5. Способность различать число предметов и их признаки.

Возникает необходимость определить и способы развития этих показателей познавательной компетенции:

1. Детям предлагается проговаривать вслух свои действия (то, что он делает; то, что будет делать). Таким образом, спонтанные и хаотичные действия ребенка переводятся в организованные, планируемые, регулируемые. Происходит развитие регуляторных способностей через проговаривание. В последующем регуляторные способности могут стать базой для формирования произвольного внимания.

2. Для закрепления приобретенных навыков и введения новых понятий целесообразно использовать три ступени:

1 ступень: устанавливается связь между предметом и его названием. Вещь и название прочно ассоциируются друг с другом. Название связывается с конкретной вещью. Это - …

2 ступень: произносится название предмета, а ребенок должен указать соответствующий предмет и дать его педагогу, положить на стол или отнести обратно на место. Повторения должны быть многочисленными, интересными для ребенка и учитывающими его сильное стремление к движению. Дай мне…

3 ступень: педагог указывает на предмет и просит ребенка назвать его. Пассивный словарь становится активным. Ребенок теперь знает и предмет, и его название. Третья ступень представляет собой контроль второй ступени. Что это?

Таким образом, ребенок получает новые знания и навыки, расширяет представления об окружающем мире. Знания будут применены и испытаны ребенком на его окружении. Ребенок нормализует себя: его духовный потенциал растет, возможности концентрируются и расширяются. Связи между его внутренним и окружающим миром будут углубляться и укрепляться, его «Я» проснется. Он станет независимым.

3. Так как компетентность приобретается в деятельности (действии, то и развитие познавательной компетенции необходимо вести через деятельность (активность). Важно не только показывать и рассказывать ребенку что-либо, не только, чтоб ребенок сам что-то говорил, нужно, чтобы ребенок это еще и делал. Т. е. выполнял те или иные действия, «проживал» различные ситуации. Таким образом, ребенок обращается к символическим средствам, которые позволяют ему осмыслить ситуацию, проявить свое отношение к ней.

Именно эти способы соответствуют организации двух основных видов детского опыта – познавательного и «проживания». Так если в первом мы подводим ребенка к установлению некоторых объективных зависимостей, значений и к их фиксации в виде условных знаков, то во втором случае ориентируем ребенка на выражение своего отношения к этой действительности, на выявление и обозначение смысла ситуации в символической форме.

Эти же способы направлены на развитие компетенций дошкольника в сфере познавательной деятельности (знания и умения, креативные навыки продуктивной деятельности, способность обучать себя самому).

Базой для развития элементарных основ познавательной компетенции является развитие психических процессов, таких как восприятие, память, мышление, внимание, воображение.

Таким образом, возникла идея написания программы по развитию основ познавательной компетенции у детей 3-4 лет.

Диагностическая работа.

Для реализации программы «Развитие элементарных основ познавательной компетенции у детей 3-4 лет» возникла необходимости изучения индивидуальных особенностей детей и в первую очередь определить уровни развития разных видов восприятия и познавательной компетенции.

Б

Выбор методик был обусловлен несколькими факторами:

1. Отсутствие излишней громоздкости при организации проведения обследования.

2. Относительно короткое время проведения обследования.

3. Простой способ обработки результатов.

4. Отсутствие проблем интерпретации полученных данных и доведения их до педагогов и родителей.

5. Возможность обобщения результатов, выработки на их основе некоторых рекомендаций по подбору дидактических методов воздействия на детей.

6. Возможность определить уровень развития разных видов восприятия и познавательной компетенции.

Описание методик.

Методика «Коробочка форм».

Цель: проверить уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации, наличие у ребенка сенсорных эталонов формы.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур - круга, квадрата, треугольника, прямоугольника и т. д. В наборе имеются двух- и трехмерные фигуры, в основании которых те же геометрические фигуры.

Инструкция: Давай поиграем как будто эта коробочка - почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показать геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку-письмо и ищи то отверстие, которое для него предназначено.

Проведение теста: фигурки кладут перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе работы взрослый может обратить внимание на информативные точки, если он не старается исследовать фигурку, а пытается силой впихнуть её не в то отверстие. В таком случае детям показывают, что у данной фигурки есть, например, три острых угла, а отверстие круглое, поэтому фигурка в него не войдет, и надо найти такое отверстие, в котором также есть три угла. Затем совместно с ребенком отыскивают такое отверстие и демонстрируют как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1 -3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, либо тестирование прекращают.

Анализ результатов:

Высокий: наличие зрительной ориентировки, быстрое «схватывание» нового материала, сразу после показа способа действий с одной-двумя фигурками начинает действовать самостоятельно и справляется со всеми заданиями без затруднений.

Средний: наличие зрительной ориентировки, которая появляется сразу после показа способа действий с одной-тремя фигурками, справляется с большей частью заданий, хотя ребенок может путать круг с овалом, квадрат с прямоугольником.

Низкий: внешняя ориентировка - ощупывание фигурки, попытка силой втиснуть фигурку в неподходящее отверстие, даже после показа способа действий с фигурками.

Методика «Восприятие цвета».

Цель: проверить внимание и употребление ребенком слов – название цвета.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: 7 картинок разного цвета (красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, черного, белого).

Инструкция: сейчас я буду называть карточку, а ты мне её показывать.

Проведение теста: разложить перед ребенком все карточки в случайном порядке и попросить: «Дай мне красный цвет; а теперь фиолетовый; а теперь зеленый и т. д.». Потом показывать те же карточки по одной и спрашивать: «Какой это цвет? А это?»

Анализ результатов:

Высокий: выбирает более 4 цветов самостоятельно, называет более 4 цветов.

Средний: умеет выбирать по названию 3-4 цвета, правильно называет 2-3 цвета.

Низкий: не умеет выбирать цвета, либо знает только один цвет, не называет цвета.

Методика «Вкладыши».

Цель: проверить уровень развития восприятия величины.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: 5 стаканчиков, вкладывающихся друг в друга.

Инструкция: Посмотри здесь 5 стаканчиков. Покажи самый большой стаканчик, а теперь самый маленький, маленький, средний, большой. А сейчас положи стаканчики друг в друга.

Проведение теста: Стаканчики ставятся в ряд перед ребенком по порядку. Просят показать самый большой стаканчик, большой, средний, маленький, положить стаканчики друг в друга.

Анализ результатов:

Высокий: правильно называет и вкладывает стаканчика.

Средний: путает 1-2 стаканчика.

Низкий: путает 3-4 стаканчика.

Методика «Восприятие пространства».

Цель: проверить уровень развития восприятия пространства.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: Картинки «Где?», «Какая яма?».

Инструкция: Посмотри на эту картинку. Какие предметы на картинке находятся вверху, внизу? Что находится впереди девочки, сзади девочки? А здесь посмотри строитель выкопал ямки. Где самая глубокая яма? Самая мелкая?

А теперь скажи – стол от тебя находится далеко или близко? Книга? Окно? Деревья за окном?

Проведение теста: ребенку дают картинку «Где?» и предлагают назвать, какие предметы на картинке находятся вверху, внизу? Впереди, сзади?

Показать картинку «Какая яма?». Спросить где самая глубокая яма? Самая мелкая?

Попросить ответить на вопросы: «Стол от тебя находится далеко или близко? А книга? Окно - далеко или близко? А деревья за окном?

Анализ результатов:

За каждый правильный ответ ставится один балл.

Высокий: 7-8 баллов.

Средний: 4-6 баллов.

Низкий: 1-3 баллов.

Методика «Определи время».

Цель: проверить уровень развития восприятия времени.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: Вопросы:

1. Когда бывает светло?

2. Что дети делают ночью?

3. Когда бывает темно?

4. Что люди делают днем?

5. Когда бывает снег?

6. Когда на деревьях бывают зеленые листья?

Инструкция: Послушай, пожалуйста, внимательно вопрос и ответь на него:

Когда бывает светло? Днем или ночью?

Следующий вопрос: Что дети делают ночью?

Еще один: Когда бывает темно? Ночью или днем?

Еще послушай: и скажи: Когда бывает снег? Летом или зимой?

Когда бывают листья зеленые на деревьях? Летом или зимой?

Проведение теста: Предъявлять детям вопросы по порядку.

Анализ результатов:

За каждый правильный ответ ставится один балл.

Высокий: 5-6 баллов.

Средний: 3-4 баллов.

Низкий: 1-2 баллов.

Методика «Выполни команду».

Цель: проверить уровень развития восприятия движения.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: 5 команд:

1. Поднять руки вверх;

2. Опустить в стороны;

3. Опустить руки вниз;

4. Присесть;

5. Встать.

Инструкция: А сейчас давай с тобой сделаем зарядку. Вставай напротив меня и слушай внимательно мои команды: «Подними руки вверх», «Опусти в стороны», «Опусти руки вниз», «Присядь», «Встань».

Проведение теста: Предъявлять ребенку команды по очереди: последующую - после выполнения предыдущей.

Анализ результатов:

За каждую правильно выполненную команду ставится один балл.

Высокий: 5 баллов.

Средний: 3-4 баллов.

Низкий: 1-2 баллов.

Методика «Разрезные картинки».

Цель: проверить наличие и сформированность у ребенка целостных образов

предметов окружающего мира и их адекватность.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: цветные картинки, разрезанные на 2-Ц части.

Инструкция: посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобою предмет.

Проведение теста: ребенку по очереди предъявляются разрезанные изображения предметов - от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинки предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано до начала работы, предлагают начать собирать картинку, и в процессе тестирования (либо после его окончания) взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.

Анализ результатов:

Высокий: ребенок легко справляется со всеми тремя заданиями без затруднений.

Средний: справляется со всеми заданиями, быстро узнает нарисованные

предметы, но возможны незначительные затруднения при сборке отдельных

деталей.

Низкий: ребенок не справляется с заданиями, не может узнать предметы, даже после подсказок взрослого.

Методика «Свойства предметов».

Цель: Определить уровень развития у ребенка восприятия свойств предметов.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: Картинки с противоположными свойствами предметов: «Холодный-горячий», «Тяжелый-легкий», «Сладкий-горький-соленый».

Инструкция: Посмотри сюда. Что здесь нарисовано? Правильно, это чай, а это – мороженое. Какой из этих предметов холодный? А какой горячий? А это что? Гантели и шарик. Какой из этих предметов легкий? Какой – тяжелый? И еще картинки. Что нарисовано? Торт, лук, огурцы. Что здесь сладкое? Что горькое? Что соленое?

Проведение теста: Предъявлять детям картинки с противоположными свойствами по очереди: «Чай-мороженое», «Гантели-воздушный шарик», «Торт-лук-соленые огурцы».

Анализ результатов:

За каждый правильный ответ ставится один балл.

Высокий: 6-7 баллов.

Средний: 4-5 баллов.

Низкий: 1-3 баллов.

Методика «Эмоции, поступки».

Цель: Определить уровень развития восприятия сложных явлений.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: Карточки из игры «Азбука настроений: веселый и грустный папа, мама, кошка, мышка. Картинка с хорошими и плохими поступками детей.

Инструкция: Посмотри на эти картинки. Это мама веселая или грустная? Это папа веселый или грустный? Мышка веселая или грустная? Кошка веселая или грустная? А теперь посмотрите на эту картинку. Что здесь делают дети? Скворечник. Это хорошо или плохо? А здесь, что делает девочка? Кошку обижает. Это плохо или хорошо? Мальчик котенка кормит. Это хорошо или плохо? Здесь? Мальчик собачку палкой бьет. Это плохо или хорошо? А на этой картинке? Мальчик по птичкам стреляет? Это плохо или хорошо?

Проведение теста: Предъявлять картинки ребенку с грустными и веселыми персонажами по очереди вперемежку. Затем предъявлять картинки с хорошими и плохими поступками детей по порядку.

Анализ результатов:

За каждый правильный ответ ставится один балл.

Высокий: 10-13 баллов.

Средний: 5-9 баллов.

Низкий: 1-4 баллов.

Методика «Повтори задание».

Цель: Определить уровень развития в познавательной компетенции.

Область применения: дети 3-4 года.

Стимульный материал: Вопросы:

1. Чем отличается круг от квадрата?

2. Повтори задание.

3. Чем отличается день от ночи?

Инструкция: Посмотри сюда. Какая это фигура? Круг. Квадрат. Чем отличается круг от квадрата? А сейчас скажи: что тебе нужно сделать? Ты знаешь, чем отличается день от ночи?

Процедура проведения: После выполнения ребенком методики «Коробочка форм», попросите ответить на вопрос: Чем отличается круг от квадрата? После предъявления ребенку инструкции к методикам «Разложи по величине», «Разрезные картинки», Что сначала, что потом» попросите повторить, что ему нужно сделать. После выполнения методики «Определи время» ребенку нужно ответить на вопрос «Чем отличается день от ночи?»

Анализ результатов:

За каждый правильный ответ ставится - 1 балл, неполный ответ – 0,5 балла.

Высокий: 4-5 баллов.

Средний: 2-3 баллов.

Низкий: 0-1 баллов.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование элементарных математических представлений через игру «Математическое поле чудес» Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность»Консультация «Формирование у детей начал экологической компетенции через проектную деятельность» Всё хорошее в людях — из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим,.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольниковМатематические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика - царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения»Опыт работы по теме «Развитие цветового восприятия детей раннего возраста через приемы наложения и приложения» Невозможно переоценить значение сенсорного воспитания в раннем возрасте. Полноценное умственное развитие детей возможно только в результате.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных основ познавательной компетенции через развитие восприятия
Опубликовано: 17 февраля 2022 в 04:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных основ познавательной компетенции через развитие восприятия» (включая файлы) размещена пользователем Шукалюк Ксения (УИ 2912673) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД