Раушания Шакирова
Формирование элементарно-математических представлений «Правила дорожного движения»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Закрепить и систематизировать навыки прямого счета (до 20, обратного счета (от 10).
2. Обрабатываем умение решать примеры путем точного подбора пропущенных цифр и знаков.
3. Вызвать у детей интерес к окружающему миру путем активизации знаний о животных нашего края; о месте. Где мы живем; знать свой адрес; название города; округа; его флаг, герб и России.
4. Упражнять детей в умении видеть и составлять единый рисунок из осколочных, разрезанных частей.
5. Активизируем знания – на слух понимать и решать задачи; умение самостоятельно их составлять по опорным картинкам.
6. Закрепляем представление о составе числа (10).
Публикация «Формирование элементарно-математических представлений „Правила дорожного движения“» размещена в разделах
7. Развивать мыслительные операции: внимание, память, речь в игре: “Назови, что я хочу…” на закрепление месяцев, дней недели, времен года и суток.
8. Воспитываем умение работать в коллективе, обогащаем словарный запас.
Материал.
Цифры (от 1 до 10); картинки с изображением диких животных; плакаты для осколочного изображения; изображения герба, флага, округа и России; карточки для индивидуальной работы; мяч к игре; материал к принудительной работе.
Индивидуальная работа.
Активизируем речь у следующих ребят: при выполнении задания.
Предварительная работа.
1. Беседа о нашем крае – закрепление символики герба, флага.
2. Загадывание загадок о животных нашего края; чтение художественных произведений об их жизни и местах обитания: Г. Снегирев “Как птицы и звери к зиме готовятся?”, В. Чаплин “В нашем лесу”, В. Зотов “Лесная мозаика”.
3. Составление различных примеров и задач; умение их записывать.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла к Вам в детский сад, встретила Фею – Зла. Уж очень она была радостная, неспроста это. Опять что-то натворила! А ведь к нам на наше занятии должна прийти Фея – Математики. Что-то долго ее нет. – Ой, посмотрите, это ее зеркало. (Обращаю внимание детей на разбитое зеркало.) Так вот почему радовалась Злюка.
Ребята, а зеркало было непростое, может, оно нам поможет встретить Фею – Математики. (Переворачиваю осколок и читаю 1-е задание.)
1-й осколок.
Здесь на столе лежат карточки, но они лежат в беспорядочном состоянии, надо разложить их по порядку (цифры от 1 до 7).
Дети выкладывают цифры. Когда все будет готово. Воспитатель переворачивает карточки по порядку и дети читают.
Задание.
Воспитатель: Ребята, мы правильно выполнили задание. У нас получилось слово; но это только часть задания; а вторая заключается в том, что вы должны показать, как умеете считать.
Дети считают (1 человек) до 20 и (2–3 человека) от 10 до 1; от 5 до 1.
Воспитатель: Молодцы! Раз мы правильно сделали первое задание, смотрите, как будто шевельнулся второй осколок и зовет нас к себе.
2-й осколок.
Воспитатель: Ой, ребята, а это что за головоломка, сейчас прочитаем.
– Ах, вот в чем дело!
Оказывается, здесь проезжал поезд, и когда зеркало сломалось, он остановился из-за неисправности.
– На вагончиках были написаны примеры, а сейчас посмотрите некоторые цифры и знаки исчезли. – Давайте поможем найти пассажиров ваших вагончиков.
Дети подходят к столам, где лежат карточки – вагончики решают примеры, подставляя необходимые знаки и цифры.
Воспитатель контролирует работу детей, и у 1–2 детей по окончании спрашивает решение проговорить вслух.
Прекрасно! Мы можем двигаться дальше! Нас зовет следующий осколок.
3-й осколок.
Воспитатель: Дети, а это задание очень большое и трудное и требует от вас много внимания!
Здесь на столе разложены животные на картинках. Вы их возьмете в руки, по одной картинке.
Я буду читать – называть текст игры: “Назови свой домик”, а вы должны узнать о ком идет речь и у кого данная картинка, подходим большому ватману и находим домик. Где живет ваше животное. – Понятно задание!
Воспитатель. – У зайчат дом
Дети. – Под кустом.
Воспитатель. – У лисят дом
Дети. – Норка под пеньком.
Воспитатель. – У волчат дом
Дети. – Логово под горкой
Воспитатель. – У медвежат дом
Дети. – Берлога
Воспитатель. – У бельчат дом
Дети. – Дупло на дереве
Воспитатель. – У ежат дом
Дети. – Гнездо в норке
Дети раскладывают свои картинки в нужное место на большом месте, где изображены домики животных.
Воспитатель: А где расположен домик твоего животного (ответы 1–2 детей). Прекрасно! Мы должны дальше выполнять задание этого осколка.
Ребята, а кто мне скажет? – (Спрашиваю, где мы живем.)
– Назови свой адрес?
– В каком округе мы живем?
– А как называется наш город?
Округ наш большой, есть и другие районы и округа. Но мы все вместе живем в одной прекрасной стране.
– Как она называется?
Показываю наш флаг и герб (округа и России).
– Что мы знаем о них?
Герб округа – (птица – животное мир, елка– лес, факел – нефть, газ).
Флаг – (зеленый цвет – лес, синий – вода).
Флаг России – (белый – нет злых намерений, красный – защита от врагов, синий – дружба народов).
Герб – двуглавый орел – он держит в одной лапе скипетр – защита мира, глобус – земной шар.
Воспитатель: Молодцы! Мы немного устали, давайте поиграем!
Физкультминутка.
Раз – подняться, подтянуться.
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою – три кивка,
На четыре – руки.
Пять – руками помахать,
Шесть – задание решать.
Воспитатель: Ребята, а ведь, правда, мы еще не все осколочки собрали, тогда давайте поторопимся, чтобы все успеть.
4-й осколок.
Воспитатель: Ребята, а нем интересное задание, нам надо разделиться на две команды. Здесь нарисованы 2 смешных человечка. А эти рисунки тоже попали в руки Злой – Феи. Мы должны, как можно быстрее собрать из них целую картинку.
Из каких геометрических фигур состоит ваш человечек? (2–3 ребенка называя, доказывают правильность ответа.)
5-й осколок.
Воспитатель: Молодцы, а сейчас давайте сядем на стульчики (они стоят полукругом) и узнаем, что кроется в следующем осколке (читаю). О чем пойдет речь, узнайте сами:
Яблоки в саду поспели
Мы отведать их успели
Три румяных, наливных,
Два с кислинкой. Сколько их? (5)
Что это я прочитала?
Дети: Задача.
Воспитатель: А из каких частей состоит задача?
Дети: Условие + вопрос + решение = ответ
Воспитатель:
Три больших, три маленьких,
Маленьких, удаленьких –
Целая семья опят
Сколько их на пне сидят? (6)
А сейчас, глядя на эту картинку, составьте сами задачу. (Дети составляют 1–2 задачи.)
Воспитатель: Молодцы! Мы очень хорошо справились.
6-й осколок.
Воспитатель: Ребята, а этот осколок только раз блеснул и потух. Видимо, он думает, что мы устали и не справимся.
Дети: Мы обязательно справимся.
Воспитатель: Ребята, подойдите к этим столам каждый посмотрите на свою карточку и вставьте в окошечко недостающего жильца.
Игра: “Засели жильцов в дом”.
(Дети раскладывают цифры по правилам состава числа из меньших.)
7-й осколок.
Воспитатель: Дети, у нас остался последний осколок, встали в круг и поиграем в игру: “Назови, что я хочу…” Воспитатель бросает по очереди детям и говорит, что бы он хотел услышать.
Я хочу услышать…месяцы?
Дни недели?
Сколько рабочих дней в неделе?
Сколько времен года?
Что ты знаешь о времени суток?
Узнай, пропущенный денек?
(Если позволяет время, можно поиграть еще, если нет, просить меньше.)
8-й осколок.
Дети садятся на стульчики, мы смотрим на доску, там, на ватмане нарисованы бусы с пропущенными цифрами. Каких цифр не хватает? (Спросить 2–3 человек.)
Воспитатель: Все осколки я складываю на один стол, там же рядом прикрыта под салфеткой другое, целое зеркало.
После последнего задания говорю.
Ребята, бусинки связаны ниточкой, вот они и держаться крепко в связке; мы с вами дружно выполнили все задания и наши старания помогли осколочкам соединиться. И превратиться в целое зеркало.
Все ребята были молодцы! (Можно отметить самого активного.)
___