Ирина Кастюкова
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности»
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.
Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок научился понимать природу, понимать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства необходимо формировать экологическую направленность личности с дошкольного детства, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека на всю жизнь. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, учится вести здоровый образ жизни, а также формируется эстетическое восприятие природы и этика взаимодействия человека с миром.
Экологическое образование имеет интеграционный характер, способствует развитию мышления, творчества, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию – становлению личности. А экологические знания становятся основой экологического воспитания, которое тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка, с умением понимать, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. Экологическая культура - это ценностное отношение к природе, которое базируется на элементарных природоведческих знаниях и определяет мотивы поступков и поведения детей и взрослых в природе.
С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно – правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :
- воспитание гуманного отношения к природе;
- формирование системы экологических знаний и представлений;
- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание ее сохранить);
- участие детей в посильной для них деятельности по уходу, охране и защите природы.
В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой и его поведение в природе. Благодаря этому, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении формирования экологической культуры детей и грамотности, умение жить в гармонии с природой. Важно сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей; учить и воспитывать – играя в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
Знания об экологии, полученные детьми при помощи игровой деятельности, влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно в игре формируются у детей моральные навыки поведения в природе. В формировании экологической культуры детей используют экологические игры.
Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.
Экологические игры можно включать во все режимные моменты исходя из возрастной группы для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.
Играя с детьми, необходимо формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивать способность детей к познанию мира природы. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. Воспитывать гуманного отношения к живым организмам.
Для этого воспитателю необходимо самому владеть методикой экологического воспитания, быть носителем экологической культуры, он должен уметь жить в гармонии с природой, потому что дети наблюдательны и внимательны к словам и действиям взрослого и подражают им.
Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.
При отборе экологических игр необходимо соблюдать следующие требования:
а) игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;
б) игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых ;
в) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемых в процессе других видов деятельности;
г) игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;
д) в играх необходимо решать не только задачи экологического образования, но и они должны обеспечивать решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника;
е) необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового шага вперед в развитии детей.
Классификация игр.
1. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:
Игры с правилами:
дидактические; настольно-печатные; подвижные; словесные.
Творческие игры:
сюжетно – ролевые; театрализованные; строительные.
2. По тематическому распределению содержания игры распределяются на темы: «Живая природа» и «Неживая природа».
3. По форме организации выделяют:
- самостоятельную игровую деятельность ребенка;
- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
4. По направленности действий делятся на: сенсорно- моторные; предметные;
- игры с перевоплощением (имитационные); - социальные;- соревновательные.
Одна из форм воспитания экологической культуры детей являются досуги, игры-забавы, музыкальные игры и праздники к Дню города и на темы природы, где дети переживают события, сопереживают героям и явлениям в природе и осознают экологические проблемы, доступных их пониманию. Вносить соревновательные игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес», «Экологические викторины», интеллектуальные игры «Знатоки природы», Сохрани природу», «Мир птиц» и др. Необходимо включать игры для развития эстетического восприятия природы, которые лучше проводить в естественной природной среде, при контакте с природными объектами для более бережного отношения к природе, желание участвовать в посильном труде в природе. Это игры: «Беседа с деревьями», «Встреча с растениями». А также игры для формирования нравственно - оценочного опыта поведения дошкольников в природе, где дети учатся находить свои собственные решения, мотивировать их, делать выводы. Это следующие игры: «Радости и огорчения», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Экологический светофор», «Необычное путешествие», «Природа благодарит и сердится», где дети экологически правильно должны оценивать действия людей в природе, найти собственное решение в трудных ситуациях и мотивировать свои решения.
Приучать детей знать и любить природу, соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Необходимо использовать традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, так и нетрадиционные (деловые встречи, прямой телефон, круглый стол, совместные праздники и досуги) для экологического образования родителей, т. к. нравственные нормы экологической культуры закладываются в семье.
Необходимо привлекать родителей к участию в выставках рисунков и поделок, выполненных совместно с родителями, сочинению с детьми экологических сказок, совместному уходу за животными и растениями дома, посещении парков в разное время года и др. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закрепляться дома, в семье. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем. Только совместными усилиями мы можем воспитать детей экологически грамотных.
В работе с дошкольниками по воспитанию экологической культуры должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности ребенка, где особенное место принадлежит игровой для формирования моральных норм и правил поведения в природе. Ведь на этапе дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологические игры доставляют много радости детям и содействуют их всестороннему развитию. В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, бескорыстная помощь, сопереживание и сострадание. В процессе игр воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, умение видеть, что неразумное вмешательство в природу может повлечь серьезные разрушения в природе и экологии; воспитывается бережное отношение к ней. Игры способствуют формированию мотивации к природоохранной деятельности : вызвать у детей интерес и желание ухаживать, растить, сажать, т. е приумножать и оберегать нашу природу. Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и неповторим. Он нуждается в нашей заботе.