Папки-передвижки

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Ирина Кастюкова
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста по средствам игровой деятельности»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе.

Публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Природа - это наш край, земля, которая нас растит и кормит. Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Чтобы ребенок научился понимать природу, понимать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства необходимо формировать экологическую направленность личности с дошкольного детства, так как в этот период закладывается фундамент, осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые остаются в памяти человека на всю жизнь. Осваивая экологические знания, ребенок узнает о неразрывной связи живого организма с внешней средой, учится вести здоровый образ жизни, а также формируется эстетическое восприятие природы и этика взаимодействия человека с миром.

Экологическое образование имеет интеграционный характер, способствует развитию мышления, творчества, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию – становлению личности. А экологические знания становятся основой экологического воспитания, которое тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка, с умением понимать, что от состояния окружающей среды зависит здоровье человека. Экологическая культура - это ценностное отношение к природе, которое базируется на элементарных природоведческих знаниях и определяет мотивы поступков и поведения детей и взрослых в природе.

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры – «это становление осознанно – правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

- воспитание гуманного отношения к природе;

- формирование системы экологических знаний и представлений;

- развитие эстетических чувств (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхищаться ею, желание ее сохранить);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу, охране и защите природы.

В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой и его поведение в природе. Благодаря этому, появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении формирования экологической культуры детей и грамотности, умение жить в гармонии с природой. Важно сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей; учить и воспитывать – играя в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.

Знания об экологии, полученные детьми при помощи игровой деятельности, влияют на приобретения, уточнения и закрепления знаний о природе и окружающей среде, а также способствуют формированию у них бережного и внимательного отношения к объектам «живой» и «неживой» природы. Именно в игре формируются у детей моральные навыки поведения в природе. В формировании экологической культуры детей используют экологические игры.

Экологические игры - это форма экологического образования и воспитания экологической культуры, основанная на развёртывании игровой деятельности детей, стимулирующая высокий уровень мотивации, интереса к природе.

Экологические игры можно включать во все режимные моменты исходя из возрастной группы для развития личности ребенка и его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе.

Играя с детьми, необходимо формировать первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы. Развивать способность детей к познанию мира природы. Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни. Воспитывать гуманного отношения к живым организмам.

Для этого воспитателю необходимо самому владеть методикой экологического воспитания, быть носителем экологической культуры, он должен уметь жить в гармонии с природой, потому что дети наблюдательны и внимательны к словам и действиям взрослого и подражают им.

Игра как метод экологического воспитания – это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

При отборе экологических игр необходимо соблюдать следующие требования:

а) игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе;

б) игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых ;

в) содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемых в процессе других видов деятельности;

г) игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе;

д) в играх необходимо решать не только задачи экологического образования, но и они должны обеспечивать решение общих задач воспитания и развития ребенка дошкольника;

е) необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми для прогнозирования нового шага вперед в развитии детей.

Классификация игр.

1. По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы:

Игры с правилами:

дидактические; настольно-печатные; подвижные; словесные.

Творческие игры:

сюжетно – ролевые; театрализованные; строительные.

2. По тематическому распределению содержания игры распределяются на темы: «Живая природа» и «Неживая природа».

3. По форме организации выделяют:

- самостоятельную игровую деятельность ребенка;

- совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).

4. По направленности действий делятся на: сенсорно- моторные; предметные;

- игры с перевоплощением (имитационные); - социальные;- соревновательные.

Одна из форм воспитания экологической культуры детей являются досуги, игры-забавы, музыкальные игры и праздники к Дню города и на темы природы, где дети переживают события, сопереживают героям и явлениям в природе и осознают экологические проблемы, доступных их пониманию. Вносить соревновательные игры такие как: КВН, конкурсы, «Поле чудес», «Экологические викторины», интеллектуальные игры «Знатоки природы», Сохрани природу», «Мир птиц» и др. Необходимо включать игры для развития эстетического восприятия природы, которые лучше проводить в естественной природной среде, при контакте с природными объектами для более бережного отношения к природе, желание участвовать в посильном труде в природе. Это игры: «Беседа с деревьями», «Встреча с растениями». А также игры для формирования нравственно - оценочного опыта поведения дошкольников в природе, где дети учатся находить свои собственные решения, мотивировать их, делать выводы. Это следующие игры: «Радости и огорчения», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Экологический светофор», «Необычное путешествие», «Природа благодарит и сердится», где дети экологически правильно должны оценивать действия людей в природе, найти собственное решение в трудных ситуациях и мотивировать свои решения.

Приучать детей знать и любить природу, соблюдать правила экологической безопасности можно только в содружестве с родителями. Необходимо использовать традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, так и нетрадиционные (деловые встречи, прямой телефон, круглый стол, совместные праздники и досуги) для экологического образования родителей, т. к. нравственные нормы экологической культуры закладываются в семье.

Необходимо привлекать родителей к участию в выставках рисунков и поделок, выполненных совместно с родителями, сочинению с детьми экологических сказок, совместному уходу за животными и растениями дома, посещении парков в разное время года и др. Знания, полученные детьми в детском саду, должны закрепляться дома, в семье. Ребенок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, его будущем. Только совместными усилиями мы можем воспитать детей экологически грамотных.

В работе с дошкольниками по воспитанию экологической культуры должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь различных видов деятельности ребенка, где особенное место принадлежит игровой для формирования моральных норм и правил поведения в природе. Ведь на этапе дошкольного детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Экологические игры доставляют много радости детям и содействуют их всестороннему развитию. В игровой деятельности дети усваивают правила поведения в природе, нравственные нормы, бескорыстная помощь, сопереживание и сострадание. В процессе игр воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, умение видеть, что неразумное вмешательство в природу может повлечь серьезные разрушения в природе и экологии; воспитывается бережное отношение к ней. Игры способствуют формированию мотивации к природоохранной деятельности : вызвать у детей интерес и желание ухаживать, растить, сажать, т. е приумножать и оберегать нашу природу. Гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир уникален и неповторим. Он нуждается в нашей заботе.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 19 декабря 2023 в 15:06
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Кастюкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД