Наталья Маслова
Формирование экологического начала
▼ Скачать +Заказ
Элементарная поисковая деятельность в экологическом развитии дошкольников
Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей, Одним из видов детской деятельности является экспериментирование. М. Мантессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким либо предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным,он творит из себя Человека. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенком, но оно было отодвинуто особенностями системы образования.
Публикация «Формирование экологического начала» размещена в разделах
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности-задачи, которые ставят перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность способствует таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.
Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:
-формирование диалектического мышления
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде, с помощью наглядных средств (схем, условных заместителей, моделей)
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включение их в мыслительные и преобразующие действия.
- поддерживание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Наблюдения и эксперименты.
Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности! Недопустимы опыты, где есть реальная угроза жизни и здоровья детей: работа на высоте, прямой контакт с ядовитыми растениями или грибами. Особое внимание уделяется вопросам гигиены: необходимо после опыта мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место, оборудование.
Во время опыта педагог должен знать следующее:
- Мы не можем обязать ставить опыт и жестко регламентировать их продолжительность.
- Во время экспериментирования дети должны разговаривать.
- необходимо учитывать индивидуальные различия.
- Необходимо применять адекватные способы вовлечения детей в работу.
Кроме плановых экспериментов, проводятся случайные наблюдения и эксперименты, а также эксперименты как ответ на детских вопрос.
Случайные наблюдения и эксперименты подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той или иной ситуации. От педагога требуется иметь хорошее познание в биологии и постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное.
Эксперименты как ответ на детские вопросы. Выслушав вопрос педагог не отвечает, а предлагает ребенку самому установить истину, проведя наблюдение.
ОПЫТ С ЖИВОТНЫМИ
Выявление действия органов чувств животных.
Цель опыта Содержание опыта
1. Определить хорошее ли обоняние у кошки Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами
2. Выяснить хорошо ли слышит кошка Предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола
3. Выяснить какой корм любит животное Разложить перед кошкой различные виды корма
ОПЫТ С ПРЕДМЕТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
Выявление свойства и качества снега, льда, песка, глины, воды.
Цель опыта Содержание опыта
1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из- под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причину замерзания воды.
2. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращается в воду в теплом помещении). Принести снег и лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда
3. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Наблюдение за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдение за таянием снега на рукавичке.
4. Подвести к пониманию зависимости свойства снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается, чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить,почему не получается. Полить снег водой. вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,почему снег стал лепиться легче.
5. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. В морозный день предложить вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,почему снег стал липким.
6. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить почему вода замерзла в бутылке лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине
сугроба и не замерзла на дне сугроба
7. показать детям водонепроницаемость песка и глины. Подготовить две банки : одну с песком другую с глиной. Налить в банку одинаковое количество воды. Выяснить почему вода прошла через песок и не прошла через глину.
5. Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок. Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка
Опыты с растениями.
Знакомство детей с условиями,необходимые для жизни растений-
Цель опыта Содержание опыта
1. подвести детей к выводу о необходимости влаги роста растений Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).Посадить семена сухие и пророщенные. Проращивание луковицы в сухой банке и банке с водой.
2. подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое помещение. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.
3. подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений Взять два одинаковых растения одно из них подкармливать.
4. подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений. Поместить два одинаковых растения в разные условия. 6 одно-в теплое место,другое в –в холодное.
5. подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения Наблюдать за мать –и- мачехи на разных полянках.
6. доказать разную потребность растений во влаге. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.
7. выяснить влияние прополки,прореживания на рост и развитие растений. На части грядки не пропалывать и не прореживать растения.