МААМ-картинки

Формирование экологического начала

Наталья Маслова
Формирование экологического начала
▼ Скачать + Заказать документы

Элементарная поисковая деятельность в экологическом развитии дошкольников

Для современного этапа системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей, Одним из видов детской деятельности является экспериментирование. М. Мантессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким либо предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным,он творит из себя Человека. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком». Следовательно, такое «исследовательское» поведение заложено в природе ребенком, но оно было отодвинуто особенностями системы образования.

Публикация «Формирование экологического начала» размещена в разделах

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности-задачи, которые ставят перед собой сегодня дошкольное образование. Экспериментальная деятельность способствует таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Развитие экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста предполагает решение следующих задач:

-формирование диалектического мышления

- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде, с помощью наглядных средств (схем, условных заместителей, моделей)

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включение их в мыслительные и преобразующие действия.

- поддерживание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Наблюдения и эксперименты.

Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Необходимо уделять большое внимание соблюдению правил безопасности! Недопустимы опыты, где есть реальная угроза жизни и здоровья детей: работа на высоте, прямой контакт с ядовитыми растениями или грибами. Особое внимание уделяется вопросам гигиены: необходимо после опыта мыть руки с мылом и приводить в порядок свое рабочее место, оборудование.

Во время опыта педагог должен знать следующее:

- Мы не можем обязать ставить опыт и жестко регламентировать их продолжительность.

- Во время экспериментирования дети должны разговаривать.

- необходимо учитывать индивидуальные различия.

- Необходимо применять адекватные способы вовлечения детей в работу.

Кроме плановых экспериментов, проводятся случайные наблюдения и эксперименты, а также эксперименты как ответ на детских вопрос.

Случайные наблюдения и эксперименты подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той или иной ситуации. От педагога требуется иметь хорошее познание в биологии и постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное.

Эксперименты как ответ на детские вопросы. Выслушав вопрос педагог не отвечает, а предлагает ребенку самому установить истину, проведя наблюдение.

ОПЫТ С ЖИВОТНЫМИ

Выявление действия органов чувств животных.

Цель опыта Содержание опыта

1. Определить хорошее ли обоняние у кошки Разложить перед кошкой пакетики с рыбой, печеньем, конфетами

2. Выяснить хорошо ли слышит кошка Предложить детям шепотом позвать кошку, поскрести ногтем по поверхности стола

3. Выяснить какой корм любит животное Разложить перед кошкой различные виды корма

ОПЫТ С ПРЕДМЕТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Выявление свойства и качества снега, льда, песка, глины, воды.

Цель опыта Содержание опыта

1. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием воды (вода превращается в лед при низких температурах). Налить из- под крана одинаковое количество воды в одинаковые чашки. Одну вынести на улицу. Измерить температуру воздуха на улице и в комнате. Определить причину замерзания воды.

2. Подвести детей к пониманию связи между температурой воздуха и состоянием снега и льда (снег и лед превращается в воду в теплом помещении). Принести снег и лед в помещение. Наблюдать за таянием снега и льда

3. Подвести детей к пониманию того, что снег тает от воздействия любого источника тепла. Наблюдение за таянием снега на руке в морозный день. Наблюдение за таянием снега на рукавичке.

4. Подвести к пониманию зависимости свойства снега от температуры воздуха: на морозе снег рассыпается, чтобы из него можно было лепить, он должен быть влажным. Предложить детям в морозный день вылепить снежки. Выяснить,почему не получается. Полить снег водой. вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,почему снег стал лепиться легче.

5. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха. В морозный день предложить вылепить снежки. Принести снег в помещение и вновь предложить вылепить снежки. Выяснить,почему снег стал липким.

6. Подвести детей к пониманию защитных свойств снега В сильный мороз налить одинаковое количество воды в три бутылки и зарыть в снег на разную глубину. Выяснить почему вода замерзла в бутылке лежавшей на снегу, покрылась коркой льда в середине

сугроба и не замерзла на дне сугроба

7. показать детям водонепроницаемость песка и глины. Подготовить две банки : одну с песком другую с глиной. Налить в банку одинаковое количество воды. Выяснить почему вода прошла через песок и не прошла через глину.

5. Подвести детей к выводу, что формуется только сырой песок. Предложить детям «испечь пирожки» из сухого и сырого песка

Опыты с растениями.

Знакомство детей с условиями,необходимые для жизни растений-

Цель опыта Содержание опыта

1. подвести детей к выводу о необходимости влаги роста растений Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной ватой).Посадить семена сухие и пророщенные. Проращивание луковицы в сухой банке и банке с водой.

2. подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое помещение. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

3. подвести детей к самостоятельному выводу о необходимости удобрений для роста растений Взять два одинаковых растения одно из них подкармливать.

4. подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений. Поместить два одинаковых растения в разные условия. 6 одно-в теплое место,другое в –в холодное.

5. подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения Наблюдать за мать –и- мачехи на разных полянках.

6. доказать разную потребность растений во влаге. Поливать одинаковым количеством воды фикус и примулу, кактус и узамбарскую фиалку.

7. выяснить влияние прополки,прореживания на рост и развитие растений. На части грядки не пропалывать и не прореживать растения.

Публикации по теме:

Игры экологического содержания как средство формирования предпосылок экологического сознания у детей раннего возраста Проблема экологического воспитания детей раннего возраста несомненно является актуальной в наши дни. Современные дети умеют пользоваться.

Конспект физкультурно-экологического досуга «Одуванчик». «ОДУВАНЧИК» II МЛАДШАЯ ГРУППА Цель: привлечь внимание взрослых и детей к экологическим проблемам, совершенствовать двигательные навыки.

Конспект экологического занятия «Поход в волшебный лес» " В гостях у Лесовичка ". (проводится летом на улице) Цель: формирование у детей интегративных качеств: любознательный, эмоционально-отзывчивый,.

Конспект экологического занятия «Вершки и корешки»Конспект экологического занятия «Вершки и корешки» Образовательные области и разделы: 1. Социально-коммуникативное развитие - социализация. Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;.

Консультация для воспитателей «Развитие экологического воспитания» Экологическое воспитание детей это воспитание доброты, человечности, бережное отношения ко всему живому что окружает нас (животные, птицы,.

Логоритмика, как средство развития музыкальных способностей и творческого начала детей дошкольного возраста Возможно, самое лучшее, самое радостное, что есть в жизни - это красивая речь и свободное движение под музыку. И ребенка можно этому научить.

Сценарий экологического праздника «Русская березка»Сценарий экологического праздника «Русская березка» Средняя группа (экологический праздник) Цель: Продолжить приобщение детей к духовным ценностям природной культуры. Создать радостное настроение.

Родительское собрание во второй младшей группе «Развитие творческого начала: зачем это нужно?» Родительское собрание во второй младшей группе на тему: «Развитие творческого начала: зачем это нужно?» Цель: развитие творческих способностей.

Сценарий экологического музыкального спектакля «Земля наш дом» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Теремок» с. Александровское. Экологический музыкальный.

Старт экологического проекта «Кто прячется в яблоке?»Старт экологического проекта «Кто прячется в яблоке?» Совершенно неожиданно в нашей группе стартовал новый проект. Почему мы его назвали именно так? Все логично, на полдник нам давали яблоки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологического начала
Опубликовано: 13 марта 2016 в 18:37
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологического начала» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Маслова (УИ 478394) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД