Раиса Андреевна Новикова
«Детям о природе». Формирование экологических представлений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Детям о природе
В современном мире очень важную роль играет экологическое воспитание детей. Цель такого воспитания заключается в формировании у ребенка основных представлений об окружающем его мире и бережного отношения к живой природе.
Публикация «„Детям о природе“, Формирование экологических представлений у дошкольников» размещена в разделах
Живая природа представляет собой чарующий мир с невероятным буйством красок, звуков, а также множеством видов животных, насекомых, птиц и растений. Первые простейшие представления об окружающем мире, в том числе и живых организмах, человек получает еще в детстве. Природа привлекает малышей своими тайнами. Знакомясь с природой, дети будто открывают для себя новый мир. Они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть со всех сторон, чтобы не упустить малейших особенностей. Поэтому большое значение имеет понимание ими многообразия живой природы : строения, размеров, условий обитания и повадок. Животные и растения окружают ребенка с самого рождения, воздействуя на его чувства и сознание. Они являются важным условием накопления представлений, формирования основных понятий и различных систем знаний.
Каждый ребенок по своей природе является исследователем. Ему необходимы новые впечатления, он постоянно стремится к поиску новой информации и новых знаний. Таким образом, исследовательское поведение является не единственным, но преобладающим источником получения малышом представлений о мире. Также для детей дошкольного возраста присущи методы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Поэтому процесс обучения необходимо выстраивать так, чтобы все нужные сведения дети усваивали путем запечатления реальных объектов и событий. В связи с этим, во многих дошкольных образовательных учреждениях есть живой уголок, в котором малыши могут наблюдать за питомцами и исследовать характер их поведения. Такие методы способствуют улучшению памяти ребенка, активизируют мыслительные процессы и развивают речь.
Родителям также следует помнить, что не только в садике ребенок должен утолять свою любознательность по отношению к окружающему миру. Нужно как можно чаще гулять с детьми в парках, посещать зоопарки, ботанические сады, выставки животных, читать книги, смотреть соответствующие передачи. Знания и навыки, которые дети получают в процессе непосредственного наблюдения за природой, обеспечивают им понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное восприятие.
Критерием оценки уровня экологической воспитанности ребенка может служить способность к самостоятельным наблюдениям, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях. Ребенок должен хотеть обсуждать их и воплощать в различной деятельности, будь то это рисование, лепка, создание аппликаций или участие в какой-либо игре.