Байдина Ирина Сергеевна
Формирование умений в конструировании из природного материала у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование умений в конструировании из природного материала у детей дошкольного возраста
Природа очень богата и разнообразна. Мир природы таинственен, необыкновенно красив и неповторим. Создавая оригинальные поделки из природного материала, дети прикасаются к её сокровенным тайнам, развивая при этом пространственное мышление, мелкую моторику, глазомер, свои творческие способности и художественное воображение, учатся бережно относиться к дарам природы, чувствовать и понимать особенности самого материала, замечать разнообразие красок, форм и фактуры.
Публикация «Формирование умений в конструировании из природного материала у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Задача воспитателя — воспитывать в детях умение видеть и ценить бесконечную красоту жизни, помочь ребятам овладеть мастерством предметного воплощения воображаемых художественных образов.
Конструирование из природного материала — творческое и полезное занятие, в процессе которого дети создают оригинальные изделия, совершенствуя при этом свои аналитические способности, проявляя фантазию и талант изобретателя.
Материал для изготовления поделок:
Природный материал :
(шишки сосны, ели, лиственницы, ольхи, каштаны, желуди, орехи (грецкие, кедровые, земляные, семена, плоды шиповника, рябины, мох, солома, птичьи перья, ракушки, камушки, сухие веточки.
Дополнительный материал :
бумага, фольга, пластилин, проволока, цветные лоскутки, поролон.
Инструменты :
ножницы, шило, нож, иголка, скрепки, кисточка и др.
Способ соединения деталей:
пластилин, спички, палочки, проволока, нитки, клей.
Вторая младшая группа
Подводить детей к освоению основных способов действий при изготовлении поделок. Побуждать мастерить поделки из природного материала (шишек, веток, скорлупы орехов и пр.) – как сотворчество со взрослым. Проявление аккуратности в процессе деятельности: не сорить, не пачкать, не нарушать уют и красоту в помещении.
Средняя группа
Побуждать мастерить поделки из природного материала, используя шишки, веточки, жёлуди, листья и пр. Подводить детей к освоению основных способов действий при изготовлении поделок. Воспитывать чувство удовлетворения, удовольствия от созидательной деятельности. Стимулировать проявление аккуратности, бережного отношения к материалам, оборудованию.
Формировать навыки вдумчивого отбора природного материала для конструирования будущей поделки (например, подобрать шишки, корешки и веточки нужного размера и формы и т. д.)
Учить видеть целостный образ поделки и выстраивать его путём «опредмечивания», используя основные приёмы конструирования.
Обучать конструированию по замыслу, умению комбинировать поделки в единую сюжетную композицию.
Развивать любознательность и творческое мышление.
Подготовительная группа
Закреплять и совершенствовать навыки конструирования по собственному замыслу с учётом особенностей материала, общего сюжета и детализации.
Моделирование целостного образа способом «включения», когда ребёнок анализирует природный материал, учится видеть в нём не только основу (например, туловище медвежонка, но и дополнительную важную деталь, например, колокольчик или корзинку.
Виды поделок по технике исполнения:
Конструирование — создание объёмных поделок путём соединения отдельных фрагментов и элементов в целостный образ.
Аппликация — присоединение деталей композиции к фону (получаются картины, коллажи, мозаичные панно).
Кроме того, ребята изучают свойства природного материала,
• учатся планировать последовательность своих действий,
• учатся подбирать материал,
• учатся продумывать оптимальный вариант соединения деталей поделки в целостный образ,
• учатся творчески подходить к оформлению изделия.
Процесс придумывания и изготовления таких поделок является источником радости и вдохновения, обогащает личность ребёнка и способствует её гармоничному развитию, а также воспитывает терпение и целеустремлённость.
Природные материалы и работа с ними положительно влияют на развитие воображения дошкольников. Воспитанники научаться придумывать оригинальные, необычные формы, проявляя незаурядную фантазию, богатое воображение.